Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации

Аннотация: В статье анализируются проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Выявлены негативные последствия проявлений коррупции (падение престижа органов государственной власти, отрицательное влияние на развитие сферы предпринимательской деятельности). Конкретизированы направления усовершенствования механизма противодействия коррупции в публичных органах власти (выработка административноправовых средств предупреждения и пресечения, профилактики коррупции, отладка механизма реализации Закона о противодействии коррупции).

Общеизвестно, что коррупция отрицательно влияет в основном на государственные органы, что приводит к неблагоприятным последствиям в социальной и экономической сферах. Одним из результатов значительной коррумпированности органов публичной власти является лишение граждан их законных прав в образовательной области, сферах здравоохранения и социального обеспечения, так как большинство публичных образовательных и социальных услуг, которые законодательно должны предоставляться на безвозмездной основе, становятся для граждан платными. Возможность ухода от юридической ответственности при совершении коррупционных деяний порождает безнаказанность, следствием чего становится все большее падение престижа государственной власти, в том числе судебных и правоохранительных органов.

Этот факт способствует появлению такого опаснейшего явления, как правовой нигилизм. Увеличению случаев коррупционных проявлений благоприятствуют многие факторы как объективного, так и субъективного характера. При этом общеизвестно, что наиболее распространенной и общественно опасной формой проявления коррупции является взяточничество.

Однозначно на современном этапе развития во всем мире нет государства, которое могло бы заявить об отсутствии указанной проблемы. Однако в большинстве развитых зарубежных государств уже действует эффективная система профилактики и пресечения коррупционных проявлений, пропагандируется атмосфера всеобщей нетерпимости общества к таким явлениям. Следует признать, что подтверждается также данными проведенных в РФ исследований, коррупция в органах публичной власти в настоящее время еще не получила соответствующего общественного осуждения. В настоящее время некоторые служащие органов власти расценивают взятку как практически «легальную» прибавку к основному заработку. При этом представители коммерческой сферы и все чаще простые граждане вполне терпимо относятся к фактам коррупции среди государственных служащих. Так, многие граждане убеждены в возможности решения большинства имеющихся проблем с помощью коррупции.

Такая ситуация в государстве угрожает экономическому развитию и даже национальной безопасности. В настоящее время возникает необходимость в принятии неотложных эффективных и жестких антикоррупционных мер в российском обществе. Необходимо срочно задействовать практически все институты гражданского общества, поскольку усилий, предпринимаемых государством на данный момент, явно недостаточно. Заметим, что в решении обозначенной проблемы большое значение имеет позиция самих граждан, степень их заинтересованности и участия в антикоррупционной деятельности. Необходимо вести постоянную работу для того, чтобы каждый гражданин четко знал порядок и правила поведения при обращении к служащим органов публичной власти и не создавал благоприятную атмосферу для проявления коррупции. Административная юстиция как институт в настоящий момент требует большего внимания и развития.

Этот факт может оказать значительное влияние на антикоррупционную деятельность. В срочном порядке требуется выработать административно-правовые средства как предупреждения и пресечения, так и профилактики коррупции в публичных органах власти. Выработка полного и четкого понятия коррупции, обозначение ее основных признаков именно в сфере публичной власти являются одними из наиболее важных условий эффективности реализации административно-правовых средств ее предупреждения [1, с. 3]. Определение понятия коррупции представлено в Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» [2]. Следует все-таки заметить, что в определении коррупции акцент сделан преимущественно на уголовно-правовой аспект данного явления. При этом спектр коррупционных проявлений намного шире, они касаются и социальной части жизни, в том числе в области публичного управления. Поэтому полностью решить проблему коррупции в органах публичной власти посредством одних только уголовно-правовых средств практически невозможно. Коррупция в публичных органах власти в настоящее время благоприятствует формированию рынка бюрократических услуг; помимо того, данное обстоятельство порождает так называемое «чиновничье предпринимательство» и способствует пролонгации заведомо привилегированного бизнеса [3, с. 23]. Данный факт отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, исключает добросовестную конкуренцию, значительно нарушает права потребителей.

Отсутствие эффективного противодействия коррупционным проявлениям на современном этапе способствует тому, что они постепенно расширяют зоны влияния, проникая в новые, ранее защищенные от них сферы воздействия. Также следует отметить, что несоблюдение служащими этических стандартов и правил служебного поведения приводит к различным должностным злоупотреблениям. Именно этот факт препятствует формированию должного правового механизма антикоррупционной деятельности в органах публичной власти [4, с. 112]. Поэтому в вышеуказанном механизме должен быть задействован больший объем социальных средств и регуляторов, а основное место среди них должно занимать право. Противодействие коррупции является общеюридической проблемой. Отметим, что в антикоррупционной деятельности должны быть задействованы нормы всех отраслей права, а административно-правовые средства должны стать основными при осуществлении данного вида деятельности. Это обусловлено тем, что правовое положение органов государственной и муниципальной власти, а также статус их служащих определяются административными нормами. Помимо этого, такими нормами устанавливается сам порядок предоставления публичных услуг физическим и юридическим лицам.

Стоит признать, что вышеуказанный федеральный закон содержит административные предписания, которые касаются противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. По этой причине возникает необходимость в отладке механизма реализации как этого закона в целом, так и конкретных его предписаний, ранее не существовавших в нашем законодательстве [5, с. 39]. Обязательно необходимо указать на важность применения предписаний, содержащихся в нормах международного права. Большую часть административных дел с признаками наличия коррупционных проявлений образуют жалобы на превышение должностных полномочий либо неправомерные действия служащих органов публичной власти. Зачастую при рассмотрении публично-правовых споров, а также при использовании полномочия на судейское усмотрение при назначении наказания между низшим и высшим его пределами судебные органы сами имеют коррупционные интересы, по-своему используя право на квалификацию деяний. Все это доказывает необходимость выработки действенных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления [6, с. 39].

Для эффективной антикоррупционной деятельности в органах публичной власти можно использовать разные способы, а именно: – добиться от служащих грамотного с правовой точки зрения использования прав и обязанностей, – добиться строгого соблюдения правил служебного поведения в государственных учреждениях, – ужесточить проверку служащих при приеме на работу, используя возможность проведения периодической аттестации кадров с антикоррупционной точки зрения, – ужесточить контроль за искоренением прецедентов, когда на работу принимаются лица, ранее, в период времени менее двух лет, занимавшие должности в органах публичной власти, в ведомстве которых находится контроль за деятельностью нынешнего места работы служащего [7, с. 96].

Также необходимо выработать целый комплекс организационных мероприятий, к ним относим следующие: – порядок отбора кадров на государственную и муниципальную службу, выработка объективных и прозрачных условий для их карьерного роста, что пробудит у служащих заинтересованность в повышении своей квалификации, в том числе в бережном отношении к имиджу работника публичной службы; – обеспечение соответствующего стимулирования выполнения своих обязанностей служащими путем обеспечения достойной оплаты труда и предоставления набора необходимых социальных льгот; – организация прозрачности деятельности государственных учреждений; – выработка эффективного контроля и надзора за служебной деятельностью государственных и муниципальных служащих [8, с. 78]. В заключение следует отметить, что антикоррупционная деятельность требует системного подхода.

Эта работа может дать положительные результаты только при постоянном участии в антикоррупционных мероприятиях наибольшего количества институтов гражданского общества. Уровень, степень общественной опасности, а также разнообразные формы проявления коррупции требуют жестких и системных мер реагирования всех государственных институтов.

Ссылки:

1. Талапина Э. Правовые способы противодействия коррупции // Право и экономика. 2006. № 6. С. 3.

2. О противодействии коррупции : федер. закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 дек.

3. Кузьминов Я.И. Механизмы коррупции и их особенные проявления в государственном аппарате // Административное право: теория и практика. М., 2002. С. 23.

4. Мишин Г.К. Элитно-властная коррупция как приоритетное направление ограничения политической коррупции и антикоррупционной политики в целом // Государство и право. 2003. № 4. С. 112.

5. Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. № 5. С. 39.

6. Там же. С. 39.

7. Толдиев А.Б. Правовое регулирование использования чрезвычайных мер по обеспечению общественного порядка и безопасности в дореволюционной России (XIX–XX) : дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 96.

8. Карагодин Н., Карагодина И. Формирование корпуса государственных служащих: зарубежный опыт для России // Международная экономика и международные отношения. 1993. № 2. С. 78.

Толдиев Алаудин Бадрудинович


Комментировать


2 + = семь

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru