Музей отличают своеобразные формы выхода научной «продукции». Ведущее место здесь принадлежит выставкам, стационарной музейной экспозиции, которые являются плодом многолетней исследовательской, собирательской работы, как правило, целого коллектива авторов. В данной статье речь пойдет о выставочной деятельности Северодвинского городского краеведческого музея на примере одной из краеведческих тем – «Старообрядчество в Архангельской губернии Архангельского уезда» (в настоящее время часть бывшего уезда – это окрестности современного Северодвинска). От первых экспонатов и простого комплектования, этнографических экспедиций в места расположения бывших старообрядческих скитов до целенаправленного комплектования музейных коллекций и подготовки их к показу на разных тематических выставках: итог этой огромной работы, воплощенный в трех больших выставочных проектах. Данная тема также вошла и в состав постоянной экспозиции по истории края. Известно, что на «севере был 31 старообрядческий скит – в Подвинье, на Мезени, на Печоре и по всему беломорскому побережью» [1].
По официальным данным, в Архангельском уезде Архангельской епархии в 1891 г. числились следующие скиты: Половой, Слободской, Малолахотский, Большекородский, Белозерский, Пертозерский, Амбурский [2]. Амбурский скит располагался в 50 км от Архангельска и был известен староверам не только в Архангельской губернии, но и в обеих столицах Российской империи, откуда поступали богатые дары от ревнителей старой веры. До настоящего времени там сохранилась моленная и старые постройки ХIХ – начала ХХ в. [3]. С 2002 г. сотрудники музея начали изучать его историю. Тогда же была организована первая этнографическая экспедиция и знакомство с неизвестными до сей поры окрестностями когда-то закрытого г. Северодвинска. В ходе ее работы непосредственно на территории поселения и в городской среде было собрано 199 музейных предметов. Вновь собранные и уже имеющиеся в фондах экспонаты позволили создать интересную, содержательную выставку «Амбурские. По следам экспедиций» (2003 г.), на которой были представлены результаты похода в бывший скит первого директора Северодвинского музея Тамары Александровны Ивановой в 1972 г. и экспедиции музея в 2002 г. Между двумя этими событиями прошло ровно 30 лет. На то время мы еще не владели достаточными знаниями по истории скита и основной своей задачей ставили показ музейных предметов. И нам это удалось.
Новая тема и выставка вызвали большой интерес не только горожан, но и средств массовой информации. У нас это было первое публичное представление музейных предметов по старообрядческой тематике. Особое внимание привлекли коллекция старопечатных книг, церковные ткани, лубки и Острожская Библия 1581 г. печатника Ивана Федорова. Передача и поступление такого раритета в фонды музея стали настоящим событием не только для города. Они нашли отражение как на страницах местных газет, так и в центральных изданиях. В связи с этим возник интерес и к самой старообрядческой теме, которая многие десятилетия практически не изучалась. Церемония открытия выставки завершилась выступлением камерного мужского хора Дворца культуры г. Северодвинска. В рамках ее работы были организованы различные мероприятия. Супруги Мамоновы, передавшие музею уникальные экспонаты по старообрядчеству, отметили в музее свою золотую свадьбу. Страницы из истории Амбурского старообрядческого скита и их золотая свадьба вошли в фильм, снятый северодвинским телевидением, под рубрикой «Вполне официально».
При участии епископа Архангельского и Холмогорского Тихона прошел показ Библии, посвященный 440-летию начала книгопечатания на Руси. В 2005 г. ареал изучения нашего региона был значительно расширен: последовали экспедиции на Пертозеро, в деревни Белое, а затем и Короду, где ранее располагались старообрядческие скиты. Начался поиск потомков старообрядцев, изучение письменных источников в местных архивах. Найденные и изученные документы, собранные сведения и вновь поступившие предметы позволили задуматься над подготовкой следующей выставки. В этот период происходило знакомство с новыми людьми и группами туристов походов выходного дня, которые посещали Амбурские в разные годы, начиная с середины XX в. В 1973 г. трое последних жителей поселения были вывезены в Северодвинск, а их дома приобретены новыми хозяевами. В них осталось большое количество самых разных предметов, доставшихся «по наследству», которые бережно сохранялись в течение 40 лет. Записи рассказов туристов, их энтузиазм и активность – все это вдохновляло, хотелось новый выставочный проект посвятить им. Так родилась идея выставки «Амбурские: новые находки и открытия» (2008–2009 гг.).
Подготовлена она была по итогам работы экспедиций, проведенных в период с 2005-го по 2008 г. В фонды музея за эти годы поступило 209 этнографических и культовых предметов. Значительно пополнился и фотофонд музея. Неслучайно и название данной выставки, здесь были показаны вновь собранные уникальные предметы: кация, старообрядческая одежда, колокола с моленной, архивные документы. Это и открытие новой информации, выявление амбурских предметов в коллекциях других музеев Архангельской области [4]. Создание любой выставки – это процесс творческий. Для того, чтобы зрительное восприятие выставочного пространства было более результативным и плодотворным, требуется ее художественное оформление, и здесь очень важна грамотная, квалифицированная работа художника. Доминантой (центром) выставки стала фотография северодвинского фотохудожника В. В. Бербенца с видом на моленную и колокольню. На ее фоне – старообрядческая одежда, струсни [5] и виды Амбурских в 1940 г. и 1960-е гг.
Удачным решением стало также использование фотографий в турникете, расположенных в тематико-хронологическом порядке. Это стало своеобразной фотолетописью Амбурских. Идея выставки – показать вновь собранные предметы, в том числе и в интерьере избы. Так появилась стилизованная печь, построенная в виде подиумов, на которых нашли свое место различные бытовые предметы, утварь. Другой пример – «красный угол» с богатым резным деревянным киотом XIX в., иконой святителя Николая, обеденным столом, скамейкой, трехногой табуреткой, старыми фотографиями на стенах. Подобные интерьеры дают возможность ощутить время, его дух и оказывают сильное эмоциональное воздействие на посетителей. Были представлены также старинные книги, предметы культа, колокола, поклонный крест. Завершил выставку стенд с фотографиями туристов. Большая часть экспонатов была показана впервые. В декабре 2012 г. была открыта новая постоянно действующая экспозиция «Поморский край с древнейших времен до начала XX в.», в которую вошел и раздел по старообрядчеству. Третьим большим проектом стала выставка «Старообрядческие центры на Беломорском Севере» (2014 г.). Готовилась она в течение нескольких лет. В 117 экспонатах-подлинниках – рассказ о трех крупных старообрядческих центрах Беломорья: Соловецком монастыре, Выговской пустыни и Амбурском ските.
В ее основу легли изученные архивные источники. На выставке была представлена медно-литая пластика: складни, кресты киотные, наперсные, изготовленные в Поморье. Наибольший интерес вызвал комплекс материалов по истории Выговской пустыни. Украшением выставки, ее основным контекстом стала большая уникальная фотография-баннер Владимира Александровича Плотникова «Молельный дом в Амбурском скиту», сделанная в 1906 г. во время его поездки в эти места. Подобного рода снимков по амбурской теме в фондах музея еще не было. Новый интерьер позволил создать предметы, переданные сдатчиками за последние несколько лет. Ломберный стол для игры в карты, стулья, зеркало, на стенах в рамках фотографии жителей Белозерского скита XIX в. и последних жителей Амбурских. Из предметов культа – икона «Богоматерь с младенцем» [6], единственная в амбурской коллекции, киотный восьмиконечный крест с распятием Христа [7], подручники [8], покровец с крестом [9]. Завершили выставку представленные в витрине публикации автора в сборниках всероссийских и региональных научно-практических конференций по теме исследования. Особенностью выставок по старообрядческой тематике является то, что каждую из них можно отнести к разным ее типам. Это и тематические выставки, объединенные единой темой «Старообрядчество на Русском Севере».
Это и отчетные выставки, которые были созданы по итогам комплектования фондов, так называемые выставки новых поступлений и по результатам проведения реставрационных работ. Это и фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями. До 2003 г. в музее не выставлялись предметы, связанные со старообрядчеством. Многие из них требовали проведения серьезных реставрационных работ да и тематически не вписывались в историю социалистического города. А подготовка к каждой выставке дает импульс научной и реставрационной деятельности в музее, позволяет по-новому оценить своеобразие и специфику собственных коллекций. Неотъемлемой частью любой выставки является печатная продукция. Это, с одной стороны, источник информации, с другой – исторический документ, раскрывающий ту или иную сторону творческой работы по теме. Ее художественный образ всякий раз меняется и наполняется новым содержанием. К открытию каждой новой выставки были подготовлены персональные приглашения, цветная афиша и бланк благодарности, в основу которых положена та или иная фотография. На выставку «Амбурские. По следам экспедиций» – цветная фотография В. В. Бербенца с видом на амбурскую моленную и колокольню.
Сюжетом для рекламной продукции выставки «Амбурские: новые находки и открытия» стал фрагмент поклонного креста начала XX в. (фото того же автора), а для выставки «Старообрядческие центры на Беломорском Севере» – гравюра Михаила Михайловича Петренко «Амбурские озера. Староверская молельня» (г. Ленинград, начало 1970-х гг.) [10]. Таким образом, каждая выставка по старообрядческой тематике – это большой проект и комплекс организуемых и проводимых мероприятий. Интересной формой взаимодействия музея и посетителей стали музейные гостиные на самые разные темы: «Старообрядческий лубок. Древо рода Денисовых из Выгорецкого монастыря. История и реставрация предмета», «Нас объединили Амбурские»; «Амбурские-2014. Итоги работы по теме исследования», «Амбурские: по следам конференций». Часто на эти встречи люди приносят с собой и передают в дар хранившиеся в их семьях ценные, а порой и уникальные предметы. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что приобретенный опыт исследовательской и массово-просветительской работы позволяет более эффективно использовать фонды музея в организации выставок и экспозиций по истории региона.
Примечания
1. Гемп К. П. Сказ о Беломорье: словарь поморских речений. М. – Архангельск, 2004. С. 70.
2. ГААО. Ф. 29. Оп. 3. Т. 5. Д. 816. Л. 25 об.
3. См. подробнее: Луцковская Е. Ф. Из истории Амбурского старообрядческого скита // Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность. Сб-к мат-в Всероссийской науч.-практ. конф. Архангельск, 2010. С. 159–172.
4. Тринадцать икон из амбурской молельни были вывезены одним из жителей г. Северодвинска, а затем переданы в 1982 г. в фонды Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.
5. Струсни – примитивные туфли, сшиты из двух кусков коровьей кожи, с веревкой для подвязывания. КП 8141/1,2.
6. СГКМ КП 22991.
7. СККМ КП 22110.
8. Подручники – маленькие подушечки для рук (прикосновение к земле во время молитвы расценивался как грех). СГКМ КП 16687, 16688. 9. СГКМ КП 20233. 10. СГКМ КП 14928.
Е. Ф. Луцковская, г. Северодвинск, Архангельская область