Амбурский скит: история поморского старообрядчества в выставочной деятельности Северодвинского краеведческого музея

Музей отличают своеобразные формы выхода научной «продукции». Ведущее место здесь принадлежит выставкам, стационарной музейной экспозиции, которые являются плодом многолетней исследовательской, собирательской работы, как правило, целого коллектива авторов. В данной статье речь пойдет о выставочной деятельности Северодвинского городского краеведческого музея на примере одной из краеведческих тем – «Старообрядчество в Архангельской губернии Архангельского уезда» (в настоящее время часть бывшего уезда – это окрестности современного Северодвинска). От первых экспонатов и простого комплектования, этнографических экспедиций в места расположения бывших старообрядческих скитов до целенаправленного комплектования музейных коллекций и подготовки их к показу на разных тематических выставках: итог этой огромной работы, воплощенный в трех больших выставочных проектах. Данная тема также вошла и в состав постоянной экспозиции по истории края. Известно, что на «севере был 31 старообрядческий скит – в Подвинье, на Мезени, на Печоре и по всему беломорскому побережью» [1].

По официальным данным, в Архангельском уезде Архангельской епархии в 1891 г. числились следующие скиты: Половой, Слободской, Малолахотский, Большекородский, Белозерский, Пертозерский, Амбурский [2]. Амбурский скит располагался в 50 км от Архангельска и был известен староверам не только в Архангельской губернии, но и в обеих столицах Российской империи, откуда поступали богатые дары от ревнителей старой веры. До настоящего времени там сохранилась моленная и старые постройки ХIХ – начала ХХ в. [3]. С 2002 г. сотрудники музея начали изучать его историю. Тогда же была организована первая этнографическая экспедиция и знакомство с неизвестными до сей поры окрестностями когда-то закрытого г. Северодвинска. В ходе ее работы непосредственно на территории поселения и в городской среде было собрано 199 музейных предметов. Вновь собранные и уже имеющиеся в фондах экспонаты позволили создать интересную, содержательную выставку «Амбурские. По следам экспедиций» (2003 г.), на которой были представлены результаты похода в бывший скит первого директора Северодвинского музея Тамары Александровны Ивановой в 1972 г. и экспедиции музея в 2002 г. Между двумя этими событиями прошло ровно 30 лет. На то время мы еще не владели достаточными знаниями по истории скита и основной своей задачей ставили показ музейных предметов. И нам это удалось.

Новая тема и выставка вызвали большой интерес не только горожан, но и средств массовой информации. У нас это было первое публичное представление музейных предметов по старообрядческой тематике. Особое внимание привлекли коллекция старопечатных книг, церковные ткани, лубки и Острожская Библия 1581 г. печатника Ивана Федорова. Передача и поступление такого раритета в фонды музея стали настоящим событием не только для города. Они нашли отражение как на страницах местных газет, так и в центральных изданиях. В связи с этим возник интерес и к самой старообрядческой теме, которая многие десятилетия практически не изучалась. Церемония открытия выставки завершилась выступлением камерного мужского хора Дворца культуры г. Северодвинска. В рамках ее работы были организованы различные мероприятия. Супруги Мамоновы, передавшие музею уникальные экспонаты по старообрядчеству, отметили в музее свою золотую свадьбу. Страницы из истории Амбурского старообрядческого скита и их золотая свадьба вошли в фильм, снятый северодвинским телевидением, под рубрикой «Вполне официально».

При участии епископа Архангельского и Холмогорского Тихона прошел показ Библии, посвященный 440-летию начала книгопечатания на Руси. В 2005 г. ареал изучения нашего региона был значительно расширен: последовали экспедиции на Пертозеро, в деревни Белое, а затем и Короду, где ранее располагались старообрядческие скиты. Начался поиск потомков старообрядцев, изучение письменных источников в местных архивах. Найденные и изученные документы, собранные сведения и вновь поступившие предметы позволили задуматься над подготовкой следующей выставки. В этот период происходило знакомство с новыми людьми и группами туристов походов выходного дня, которые посещали Амбурские в разные годы, начиная с середины XX в. В 1973 г. трое последних жителей поселения были вывезены в Северодвинск, а их дома приобретены новыми хозяевами. В них осталось большое количество самых разных предметов, доставшихся «по наследству», которые бережно сохранялись в течение 40 лет. Записи рассказов туристов, их энтузиазм и активность – все это вдохновляло, хотелось новый выставочный проект посвятить им. Так родилась идея выставки «Амбурские: новые находки и открытия» (2008–2009 гг.).

Подготовлена она была по итогам работы экспедиций, проведенных в период с 2005-го по 2008 г. В фонды музея за эти годы поступило 209 этнографических и культовых предметов. Значительно пополнился и фотофонд музея. Неслучайно и название данной выставки, здесь были показаны вновь собранные уникальные предметы: кация, старообрядческая одежда, колокола с моленной, архивные документы. Это и открытие новой информации, выявление амбурских предметов в коллекциях других музеев Архангельской области [4]. Создание любой выставки – это процесс творческий. Для того, чтобы зрительное восприятие выставочного пространства было более результативным и плодотворным, требуется ее художественное оформление, и здесь очень важна грамотная, квалифицированная работа художника. Доминантой (центром) выставки стала фотография северодвинского фотохудожника В. В. Бербенца с видом на моленную и колокольню. На ее фоне – старообрядческая одежда, струсни [5] и виды Амбурских в 1940 г. и 1960-е гг.

Удачным решением стало также использование фотографий в турникете, расположенных в тематико-хронологическом порядке. Это стало своеобразной фотолетописью Амбурских. Идея выставки – показать вновь собранные предметы, в том числе и в интерьере избы. Так появилась стилизованная печь, построенная в виде подиумов, на которых нашли свое место различные бытовые предметы, утварь. Другой пример – «красный угол» с богатым резным деревянным киотом XIX в., иконой святителя Николая, обеденным столом, скамейкой, трехногой табуреткой, старыми фотографиями на стенах. Подобные интерьеры дают возможность ощутить время, его дух и оказывают сильное эмоциональное воздействие на посетителей. Были представлены также старинные книги, предметы культа, колокола, поклонный крест. Завершил выставку стенд с фотографиями туристов. Большая часть экспонатов была показана впервые. В декабре 2012 г. была открыта новая постоянно действующая экспозиция «Поморский край с древнейших времен до начала XX в.», в которую вошел и раздел по старообрядчеству. Третьим большим проектом стала выставка «Старообрядческие центры на Беломорском Севере» (2014 г.). Готовилась она в течение нескольких лет. В 117 экспонатах-подлинниках – рассказ о трех крупных старообрядческих центрах Беломорья: Соловецком монастыре, Выговской пустыни и Амбурском ските.

В ее основу легли изученные архивные источники. На выставке была представлена медно-литая пластика: складни, кресты киотные, наперсные, изготовленные в Поморье. Наибольший интерес вызвал комплекс материалов по истории Выговской пустыни. Украшением выставки, ее основным контекстом стала большая уникальная фотография-баннер Владимира Александровича Плотникова «Молельный дом в Амбурском скиту», сделанная в 1906 г. во время его поездки в эти места. Подобного рода снимков по амбурской теме в фондах музея еще не было. Новый интерьер позволил создать предметы, переданные сдатчиками за последние несколько лет. Ломберный стол для игры в карты, стулья, зеркало, на стенах в рамках фотографии жителей Белозерского скита XIX в. и последних жителей Амбурских. Из предметов культа – икона «Богоматерь с младенцем» [6], единственная в амбурской коллекции, киотный восьмиконечный крест с распятием Христа [7], подручники [8], покровец с крестом [9]. Завершили выставку представленные в витрине публикации автора в сборниках всероссийских и региональных научно-практических конференций по теме исследования. Особенностью выставок по старообрядческой тематике является то, что каждую из них можно отнести к разным ее типам. Это и тематические выставки, объединенные единой темой «Старообрядчество на Русском Севере».

Это и отчетные выставки, которые были созданы по итогам комплектования фондов, так называемые выставки новых поступлений и по результатам проведения реставрационных работ. Это и фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями. До 2003 г. в музее не выставлялись предметы, связанные со старообрядчеством. Многие из них требовали проведения серьезных реставрационных работ да и тематически не вписывались в историю социалистического города. А подготовка к каждой выставке дает импульс научной и реставрационной деятельности в музее, позволяет по-новому оценить своеобразие и специфику собственных коллекций. Неотъемлемой частью любой выставки является печатная продукция. Это, с одной стороны, источник информации, с другой – исторический документ, раскрывающий ту или иную сторону творческой работы по теме. Ее художественный образ всякий раз меняется и наполняется новым содержанием. К открытию каждой новой выставки были подготовлены персональные приглашения, цветная афиша и бланк благодарности, в основу которых положена та или иная фотография. На выставку «Амбурские. По следам экспедиций» – цветная фотография В. В. Бербенца с видом на амбурскую моленную и колокольню.

Сюжетом для рекламной продукции выставки «Амбурские: новые находки и открытия» стал фрагмент поклонного креста начала XX в. (фото того же автора), а для выставки «Старообрядческие центры на Беломорском Севере» – гравюра Михаила Михайловича Петренко «Амбурские озера. Староверская молельня» (г. Ленинград, начало 1970-х гг.) [10]. Таким образом, каждая выставка по старообрядческой тематике – это большой проект и комплекс организуемых и проводимых мероприятий. Интересной формой взаимодействия музея и посетителей стали музейные гостиные на самые разные темы: «Старообрядческий лубок. Древо рода Денисовых из Выгорецкого монастыря. История и реставрация предмета», «Нас объединили Амбурские»; «Амбурские-2014. Итоги работы по теме исследования», «Амбурские: по следам конференций». Часто на эти встречи люди приносят с собой и передают в дар хранившиеся в их семьях ценные, а порой и уникальные предметы. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что приобретенный опыт исследовательской и массово-просветительской работы позволяет более эффективно использовать фонды музея в организации выставок и экспозиций по истории региона.

Примечания

1. Гемп К. П. Сказ о Беломорье: словарь поморских речений. М. – Архангельск, 2004. С. 70.

2. ГААО. Ф. 29. Оп. 3. Т. 5. Д. 816. Л. 25 об.

3. См. подробнее: Луцковская Е. Ф. Из истории Амбурского старообрядческого скита // Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность. Сб-к мат-в Всероссийской науч.-практ. конф. Архангельск, 2010. С. 159–172.

4. Тринадцать икон из амбурской молельни были вывезены одним из жителей г. Северодвинска, а затем переданы в 1982 г. в фонды Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

5. Струсни – примитивные туфли, сшиты из двух кусков коровьей кожи, с веревкой для подвязывания. КП 8141/1,2.

6. СГКМ КП 22991.

7. СККМ КП 22110.

8. Подручники – маленькие подушечки для рук (прикосновение к земле во время молитвы расценивался как грех). СГКМ КП 16687, 16688. 9. СГКМ КП 20233. 10. СГКМ КП 14928.

Е. Ф. Луцковская, г. Северодвинск, Архангельская область


Комментировать


− четыре = 0

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru