Анализ конъюнктуры рынка каршеринга

Городской хэтчбек Renault Sandero

Термин «Конъюнктура» можно встретить в разных сферах, таких, например, как: политика, культурология, психология, экономика и финансы. Под рыночной конъюнктурой можно рассматривать совокупность рыночных условий: движения цен, курса ценных бумаг, объёмов выпуска определённых категорий продукции.

Основными параметрами, с помощью которых можно оценить конъюнктуру, считают: спрос, предложение и их динамику; объёмы продаж; колебания курсов, ставок, прочих экономических показателей; цены на отдельные категории товаров; общая активность участников рынка; уровень потребления. Каршеринг – это зонтичный термин для ситуации, при которой человек пользуется не собственным автомобилем. Термин покрывает несколько различных бизнес-моделей [1]: каршеринг – аренда машины; сетевые агрегаторы такси (иногда называются ridehailing, ride sharing или car sharing); карпулинг (иногда ride sharing) – совместное одновременное использование автомобиля в случае поездки в одинаковом направлении.

Следует отметить, что в 2015-2016 гг. данный сервис начал использоваться рядом крупных агрегаторов такси (например, Didi Chuxing, Uber, Gett). Начиная с 2016 года, российский рынок каршеринга переживает подъем, который могли предсказать отнюдь не многие. Начиная с 2013 по 2017 годы города России, а именно жители, стали отдавать свое предпочтение в пользу каршеринга, а не собственного автотранспорта. В связи с этим была разработана и принята государственная программа по улучшению транспортной ситуации в крупных городах и снижению количества машин на дорогах, запланировано расширение зон платных парковок для обычных автомобилей, что неизбежно приведет к дальнейшей интенсификации спроса на услуги каршеринга. Рассмотрим анализ потребителей каршеринга. Пока услугами пользуются преимущественно жители крупных городов – Москвы и СанктПетербурга, в недавних пор компании реализуют свою деятельность в Казани, Сочи и других миллионниках и местах посещения туристами.

В компаниях каршеринга установлены определенные ограничения по возрасту и опыту вождения. В большинстве случаев зарегистрироваться в системе могут граждане старше двадцати одного года и имеющие права более двух лет. Таким образом, услуги ориентированы больше на текущих водителей, а не на новых. Общее количество машин по всей России достигает восьми тысяч транспортных средств. А средняя стоимость минуты аренды составляет восемь рублей. Суточная аренда машин не выгодна, так как стоимость аналогична классическим компаниям по аренде автомобилей, но есть ограничение по километражу, не дающее возможности совершить много поездок. Все сервисы предлагают особые акции для своих клиентов.

Современную форму каршеринг принял с развитием смартфонов, позволившим заменить физические ключи и смарт-карты функциями специализированного мобильного приложения. По состоянию на 2018 год большинство компаний предоставляют свои услуги по методике «free-floating», когда автомобили свободно расставлены по городу без использования станций. Чтобы воспользоваться услугами каршеринга, пользователю необходимо выбрать через мобильное приложение на карте города ближайший свободный автомобиль и дистанционно забронировать его.

По оценке экспертов потребность в каршеринге в крупных городах России неуклонно растет, и в период 2019-2022 гг. рынок сохранит тенденцию к интенсивному росту, а также расширит географию предоставления услуг. На момент 2019 года московский рынок каршеринга может предложить 16 компаний, занимающихся краткосрочной арендой автомобиля, чей автопарк в совокупности составляет более 16 тысяч авто. Крупнейшими сервисами являлись: Делимобиль (в том числе Anytime), BelkaCar, YouDrive и Яндекс.Драйв. На данных игроков приходилось 94% парка автомобилей Москвы. В 2019 году лидером рынка является Яндекс. Драйв (ООО «Яндекс.Драйв»), насчитывающий 4300 автомобилей. Сервис считается наиболее эффективно функционирующим игроком рынка каршеринга.

Преимуществами сервиса является разнообразие представляемых автомобилей по типам от эконом до люкса, а также динамическое ценообразование, при котором тариф меняется в зависимости от типа авто, времени суток, пробок и т.д. Второе место заняла BelkaCar (АО «Каршеринг»). В 2016 году сервис запустил на дороги столицы 100 автомобилей при поддержке Департамента транспорта города, а в последующие годы их количество увеличивалось как для поездок в пределах кольца, так и для проката в аэропортах Домодедово и Шереметьево. В августе 2017 года компания стала пионером в каршеринге бизнес-класса BelkaBlack. По словам сооснователя сервиса Екатерины Макаровой, увеличение автопарка сегодня играет стратегическую роль: «Рынок заполнен всего на треть, в то время как емкость рынка составляет приблизительно 20-30 тыс. авто. По сути, сейчас происходит раздел рынка, поэтому нынешний год можно считать для него решающим. В 2019 году количество автомобилей составило 4050 авто. На третьем месте по объему автопарка компания «Каршеринг Руссия» («Делимобиль») – 3500 авто. Причем в 2018 году Делимобиль заключил сделку о слиянии с компанией Anytime (ООО «ЭНИТАЙМ»). Сделка не включала условие объединения брендов и операционной деятельности, однако были разграничены сферы функционирования на рынке:

Делимобиль – массовый сегмент, Anytime – бизнес-поездки премиумкласса. Сервис YouDrive (ООО «НТС») обеспечивает работу 2000 автомобилей в своем парке. Бренд объединяет несколько проектов: YouDrive каршеринг, YouDrive lite – шеринг электросамокатов, YouDrive business – почасовая аренда авто для работы в такси, а также YouDrive pool. Последний был запущен в марте 2018-го года и объединил на базе платформы YouDrive 4 компании каршеринговых услуг: Carenda, Easyride, Timcar, Urentcar. Объединение мелких игроков позволило составить конкуренцию более крупному Янекс.Драйву. В марте 2019 года было объявлено, что холдинг Mail.ru Group ведет переговоры о покупке доли оператора YouDrive.

Развитие московского рынка каршеринга происходит не только за счет увеличения автомобильного парка операторов, но и за счет внедрения инновационных технологий. В последнее время на рынке каршеринга можно проследить следующие перспективы: Народный райдшеринг. По предложению мэра Москвы Сергея Собянина в 2019 году планируется запустить программу народного каршеринга. Она предполагает возможность любого владельца автотранспорта сдать его в краткосрочную аренду. Это позволит развивать модель peer-to-peer каршеринга в Москве, увеличит эффективность использования авто и снизит издержки на платную парковку для отдельного автомобилиста.

Электромобили. Внедрение в отрасль автомобилей на альтернативном топливе с возможностью электронной подзарядки смогут полностью изменить структуру мирового авторынка в будущем. На сегодняшний день электромобили составляют лишь 0,5% глобального автопарка, что обусловлено высокими издержками на производство аккумуляторной батареи, а также отсутствием высокого спроса на пользование электромобилями. В России неоднократно предпринимались попытки запуска серийного производства электромобилей – Lada Ellada, Е-мобиль – однако проекты не достигли своей цели. Появление электромобилей в парках каршеринговых сервисов поможет повысить интерес потребителей к его использованию, «познакомит» их с новинкой и заставит задуматься о замене личного бензинного автомобиля. Данный метод стимулирования общего спроса продаж электромобилей позволит автокомпаниям нарастить объемы производства, снижая себестоимость благодаря экономии от масштаба. Все это приведет к кардинальным структурным изменениям авторынка. Беспилотные автомобили. Согласно классификации Сообщества автомобильных инженеров существует шесть уровней системы управления автомобилем: 0 уровень – Отсутствие автономных функций;

1 уровень – Готовность водителя взять управление на себя в любой момент, например, системы адаптивного круиз-контроля, контроля положения в полосе движения; 2 уровень – Водитель контролирует автомобиль, только если система не может справиться самостоятельно, например, парковочная система; 3 уровень – На определенных участках дороги водитель может не контролировать авто; 4 уровень – Водитель не контролирует авто на любом участке дороги, использование машиной компьютерного зрения для передвижения по городу; 5 уровень – Водитель только запускает автомобиль и задает точку назначения маршрута, вмешательство в управление не требуется. Московский рынок каршеринга начал формироваться в 2013 году с появлением сервиса Anytime и пока находится в инвестиционной фазе развития. Компании ещё не вышли на окупаемость, но за счёт инвестиций и субсидий ведут между собой борьбу по завоеванию аудитории, наращивают автопарки. Чтобы сократить время простоя автомобилей, операторы проводят гибкую маркетинговую политику и соревнуются в доступности цен. «Делимобиль», например, ввёл утренний тариф – три рубля за минуту, – который покрывает только стоимость бензина и сервисного обслуживания машины.

А «Яндекс.Драйв» рассчитывает расстояние от пользователя до машины и предлагает бесплатную аренду ровно на то время, которое позволяет до неё дойти. Для каждого оператора важно выделиться на фоне конкурентов. «Яндекс.Драйв» обладает самым большим автопарком и предлагает расширенную тарифную линейку. У «Делимобиль» наиболее демократичные цены. Belka Car обслуживает иностранцев и открывает доступ к дорогим автомобилям сразу после регистрации. YouDrive продвигает платформу YouDrive Pool, к которой могут присоединиться более мелкие игроки. Рассмотрев главных игроков московского рынка каршеринговых услуг, можно сделать следующие выводы: рынок каршеринга в Москве является одним из наиболее быстрорастущих.

Рынок находится на стадии развития и далек до насыщения, а значит, можно говорить о последующей тенденции к его расширению. Учитывая активное применение новых технологий в автопромышленности и разработку беспилотных автомобилей, данный рынок можно назвать самым перспективным в России. В уже обозримом будущем каршеринг полностью может вытеснить владение личным автомобилем, и станет неотъемлемой частью высокотехнологичного города 21-го века.

Список использованных источников: 1. Рожков Р. «Делимобиль» и Anytime решили съехаться / Роман Рожков // Газета «Коммерсантъ» – 2018. – №81. – С. 10. 2. Москва занимает первое место в мире по динамике роста автопарка каршеринга [Электронный ресурс]. – // Официальный сайт Мэра Москвы. – 2020. – 6 апреля. – Режим доступа: https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/4189050/

Сергеев П.П., Иващенко Н.С.


Комментировать


два × = 14

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru