Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 — 1955) | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 — 1955)

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 — 1955)

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 — 1955)

Дочь видного чиновника Синода, родилась в С.Петербурге. Интерес к ри­сованию проявился у девочки очень рано, но особенно она тяготела к графическому искусству. Она прожила счастливую творческую жизнь, была признана и товарищами по искусству и народом. В 1951 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени, ей присвоили почетное звание народного художника республики, избрали действительным членом Академии художеств СССР.

Будучи уже очень известным мастером, Анна Петровна так определяла свое творчество: «Я являюсь в черной гравюре революционером-возродителем, а в цветной — создателем новой отрасли гравюры». Художница много путешествовала. Она также досконально освоила акварель и в своих путешествиях любила писать пейзажи акварелью с натуры.

Анна Петровна жила в Тарусе с июля по сентябрь 1939 года. В своих «Автобиографических записках» она рассказывает об этом. Небольшой по объему текст хочется привести почти полностью. Здесь есть все: и впечатления от природы Тарусы и ее окрестностей, радость от новых знакомств, творческие поиски и неудачи: «Уже несколько недель, как я в Тарусе. В первые же дни посетила могилу художника Борисова-Мусатова. Кладбище расположено на высоком берегу Оки, который крутым обрывом падает вниз. Могила Борисова-Мусатова (гранитный пьедестал и на нем лежащий Мальчик) находится почти на самом краю и рисуется на фоне открытого далекого горизонта, с лесами, зеленеющими лугами и с бодро текущей Окой. Удивительно хорошо выбрано место покоя. Прекрасный, чарующий художник, который так тонко, с такой грацией наносил на холст свои видения. И так рано умер.

…Относительно живописности и красоты Тарусы Михаил Васильевич Нестеров был прав. Маленький, чрезвычайно живописный городок, расположенный по крутым холмам и оврагам, заросшим старыми чудесными вербами. Я работала много, но сделала мало. Вербы, которые здесь так живописны, мне почему-то не удавались. Я не сумела выработать приема, как выражать наиболее просто их характерные и отличительные черты среди других деревьев. Одним словом, я не овладела окружающей природой, не поняв стиля ее.

Кроме того, меня утомляла жара. Я плохо с годами стала ее переносить. Но все-таки привезла из Тарусы 25 больших и среднего размера акварелей и десяток рисунков.

В Тарусе я познакомилась с художником Василием Алексеевичем Ватагиным. Его дом расположен высоко на холме, на краю Тарусы и доминирует почти над всем пейзажем. Ока широко и далеко видна с его обширной террасы. Художник производит приятное впечатление. Небольшого роста, худенький, с мелкими чертами лица, с небольшими, карими внимательными глазами. Он прекрасный, талантливый скульптор. Я видела у него отличный бюст знаменитого художника Вас. Дмитр. Поленова, сделанный им года за два до смерти, когда В. Д. Поленову уже было за восемьдесят лет. Художник удивительно передал в глазах Поленова глубокую старость с ее спокойствием и мудростью.

Ватагин много работает. Он показал мне целый ряд скульптур из глины, из дерева, из клыка моржа. Мне очень понравились его очаровательные фигурки из цветной глины: темно-коричневой, черноватой, красноватой и совсем светлой.

При этом глина эта, по словам художника, высыхая, не давала трещин, а просто каменела. Последнее, что он тогда работал, — женская фигура с повязанным вокруг головы платком. Левой рукой она обнимает маленького козленка, а справа к ней прижимается и подымает голову коза. Группа эта прелестна. В ней есть грация, пластичность и стиль… В конце сентября я вернулась домой».

Э.М. Логинова


Комментировать


2 + три =

Яндекс.Метрика