Антикоррупционное знание и антикоррупционное сознание: проблемы соответствия | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Антикоррупционное знание и антикоррупционное сознание: проблемы соответствия

Аннотация: в работе предпринята попытка обоснования несоответствия между уровнем знаний студенческой молодежи о проявлениях коррупции и осознанием необходимости активного противодействия ей. Автор обращает внимание на тенденцию к росту кризиса доверия у студентов в отношении антикоррупционной деятельности государства и общества как фактора, препятствующего реальной борьбе со всеми видами и формами коррупционных проявлений в повседневной жизни молодежи.

Ключевые слова: коррупция, студенческая молодежь, антикоррупционное образование, антикоррупционное воспитание, кризис доверия.

В России «коррупция – больше, чем коррупция». Выражение, которое стало настолько привычным во всех средствах массовой информации, поскольку связано с повседневной коррупционной практикой многих людей. Причины укорененности в сознании людей неотвратимости коррупционных взаимоотношений и негативных практик, уходят в самые глубины истории. Несмотря на развитие антикоррупционного образования и просвещения, на практике коррупционные проявления продолжают оставаться на довольно высоком уровне. Вопросы повышения эффективности антикоррупционного знания и формирования устойчивой системы взглядов на коррупцию, как на опасное социальное явление, волнуют представителей всех общественных и государственных институтов.

В настоящее время в структуру образовательных дисциплин практически всех вузов нашей страны включены различные дисциплины антикоррупционной направленности. Одновременно с этим, предполагаемое (в краткосрочной перспективе) включение основ противодействия коррупции в базовый компонент стандартов нового поколения, приводит к необходимости качественных преобразований в структуре знаний о коррупции в вузах. Актуальность этой меры продиктована ростом коррупции, особенностями ее проявления во всех сферах, а главное низким уровнем антикоррупционной культуры граждан, особенно молодежи. В процессе получения высшего образования, будущие молодые специалисты должны получать те знания о коррупции и противодействии ей, которые могут повлиять на выбор стратегии антикоррупционного поведения в повседневной жизни.

Антикоррупционное сознание современной молодежи – неотъемлемая часть идеологии государственного патриотизма, гражданско-правовой ответственности носителем которой, в первую очередь должно стать новое поколение. В проблеме соответствия полученных студентами знаний о коррупции, мерах борьбы с ней личностной ориентации на антикоррупционное поведение и убеждению в необходимости искоренения в обществе всех форм и проявлений коррупции, важно определить насколько студенческая молодежь готова к решению данной задачи. Причинами несформированности антикоррупционного сознания студенческой молодежи могут стать противоречия между отрицанием коррупции в обществе и, в то же время, «принятия как необходимость» коррупционных отношений.

Этому способствуют настроения и взгляды старшего поколения, утратившего веру в силу закона и защиту своих гражданских прав, семейный и индивидуальный негативный опыт. Например, есть мнение, что «если при устройстве на работу молодые люди сталкиваются с пристрастностью, а не с отбором по профессиональным и личностным качествам, это способствует росту недоверия к общественной системе в целом и накладывает негативный отпечаток на мировоззрение молодого человека» [1].

Невозможность молодых специалистов трудоустроиться после получения высшего образования без денег или связей порождает кризис доверия, приводит к невротизации личности, негативно сказывается на реализации краткосрочных и долгосрочных жизненных планов. Как показывают исследования (Абрамов Р. А., Соколов М. С., РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017 год, выборка более 4,5 тыс. респондентов), «сегодня в обществе, особенно среди молодежи, формируется культ денег и власти, а не ума и знаний» [2, с. 42]. Одним из важнейших препятствий, затрудняющим процесс формирования антикоррупционного сознания студентов, является противоречивость информации, получаемой из различных источников и средств массовой информации. Степень доверия официальным источникам продолжает оставаться низкой, в то время как многочисленные «частные или неофициальные информаторы» вызывают у студенческой молодежи больше доверия.

В процессе антикоррупционного образования следует обратить особое внимание на умение преподавателей формировать систему подачи знаний таким образом, чтобы у студентов не возникало сомнений в том, что преподаватель искренне верит в способность студенческой молодежи стать той движущей силой, способной искоренить коррупцию в будущем. Для этой цели, как считает автор, целесообразно обратить внимание на качество подготовки кадров для преподавания дисциплин антикоррупционной направленности. Степень доверия «вербальному источнику» получения знаний в вузе во многом зависит от личности и авторитета самого преподавателя. Репутация последнего – залог доверия качеству информации и, в широком смысле, эффективности процесса формирования антикоррупционного сознания.

Целенаправленный процесс формирования антикоррупционного сознания, в том числе и через практическую деятельность студенческой молодежи, пропаганду положительных примеров честности и порядочности представителей различных сфер, усиления правовой грамотности, гражданской ответственности невозможен без воспитательной направленности. Президент России в каждом послании затрагивает тему антикоррупционного воспитания представителей будущих поколений, не только в рамках школы, но и в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Ориентация на честность и достоинство личности должна формироваться на основе убеждения и осознания того, что жить и работать честно – это выгодно, престижно и почетно. Молодежные инициативы в области борьбы с коррупцией – приоритетное направление молодежной политики, которое всецело поддерживается государственными программами и проектами.

Так, например, исследователи считают, что антикоррупционные инициативы молодежи важны с точки зрения выстраивания правильных, цивилизованных отношений между властью, бизнесом и гражданским обществом [1]. Поскольку молодежь «самая развивающаяся, динамичная, энергичная часть нашего общества, она является ускорителем внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, так как по природе она противник консерватизма и застоя» [3, с. 106]. И именно молодежи предстоит, если не победить коррупцию, то в значительной степени минимизировать ее негативное влияние на развитие общества, благодаря активной жизненной позиции и осознания необходимости «излечить пораженные участки общественного организма». В процессе формирования антикоррупционного сознания нельзя недооценивать роль семьи, как института социализации личности. Начальная стадия формирования взглядов, установок и образцов поведения в «большом мире людей», их правомерность осуществляется именно в семье.

Современные реалии таковы, что родители, зачастую, недостаточно заинтересованы в подготовке ребенка к сознательному выбору жизненной позиции на основе честности и порядочности. И в кулуарных беседах могут своими бытовыми рассуждениями о состоянии коррупции в нашей стране способствовать возникновению эффекта «с точностью до наоборот». Важным критерием сформированности антикоррупционного сознания студентов можно назвать студенческую активность в рамках вуза, студенческих Советов, Комиссий по противодействию коррупции в системе образования. Отметим, в частности, что увеличение объема знаний по антикоррупционной проблематике не всегда способствует формированию устойчивости к коррупции и отказу от коррупционных отношений. Здесь важен отказ принципиальный и абсолютный от всех видов коррупционных взаимодействий, независимо от ситуации, и психологическая установка на поддержание репутации смелого и честного человека.

Итак, для того чтобы знания в области противодействия коррупции соответствовали запросам общества в целом и молодого поколения в частности, и укрепились в сознании молодежи, необходимо соблюдать ряд основных условий: Акцент в процессе преподавания дисциплин антикоррупционной направленности должен быть поставлен не на объем знаний, а на качество преподавания, с учетом личностных характеристик преподавателя. Антикоррупционное воспитание, как механизм формирования личности устойчивой к коррупции, должно быть направлено на поддержание творческих инициатив студенческой молодежи, содействие формированию этических принципов и психологическую защиту в неопределенных ситуациях.

Мониторинг мнений и настроений студенческой молодежи в отношении к коррупции должен регулярно проводиться в рамках вуза, а информация о результатах исследования должна быть достоверной и доступной. Антикоррупционное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса как способ формирования сообщества «противников взяточничества», должно быть на основе солидарности, помощи и взаимопомощи в конкретных ситуациях. Удовлетворение социального запроса современного общества на повышение статуса высшей школы, формирование гражданского самосознания и принципов, противоречащих коррупционному поведению – важная задача правового государства, развитых институтов гражданского общества и нравственно ориентированной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Выборный А. Молодежный антикоррупционный проект – новое направление в антикоррупционной политике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// komitet2-16.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/24366. 2. Всероссийская научно-практическая конференция: «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика»: сборник материалов / редкол.: М.В. Дулясова и др.; под общ. ред. д.э.н., проф. М.В. Дулясовой. – Уфа: Изд-во «Восточная печать», 2017. – С. 42. 3. Хашаева А.Б. Формирование антикоррупционного сознания у молодежи. [Электронный ресурс]. Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. № 2(29), 2014. – С. 106. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-antikorruptsionnogo-soznaniya-u-molodezhi.

Никонова Э. И.


Комментировать


5 × = сорок

Яндекс.Метрика