Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации как одно из основных направлений профилактики коррупции

Одной из основных задач федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в сфере противодействия коррупции является предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции). Профилактика коррупции осуществляется в том числе путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Большинство стран мира, используя накопленный международный, национальный и региональный опыт, формируют и реализуют собственную национальную антикоррупционную политику, активно привлекая имеющиеся в их распоряжении антикоррупционные инструменты. Среди них особое место занимает антикоррупционное просвещение. Наличие хорошей законодательной базы недостаточно для создания здоровой правовой основы жизнедеятельности общества.

Отношение человека к коррупции основывается на нравственном и духовном фундаменте, уровне образования и культуры. Правовой нигилизм служит почвой для многих негативных социальных явлений, в том числе и для коррупции. Поэтому так важно повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан. В качестве основных целей антикоррупционного просвещения выступают: просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях; воспитание в обществе чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ; укрепление доверия к власти. При этом нужна реализация целого комплекса мер, а не точечное решение насущных вопросов в этой сфере. На достижение указанных целей была направлена утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 816-р Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 – 2016 годы. Следует отметить, что утверждение данной Программы стало продолжением проводимой государством политики по активизации антикоррупционного просвещения граждан в связи с положениями Национального плана противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226. В ее реализации приняли участие федеральные и региональные органы государственной власти. С учетом позиции образовательных и научных организаций, профессиональных юридических сообществ и других институтов гражданского общества решались вопросы повышения уровня правовой грамотности в российском обществе, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям среди граждан, воспитания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения. Итогом реализации мероприятий, предусмотренных Программой, стало более тесное взаимодействие по антикоррупционной проблематике федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с гражданами посредством организации «телефонов доверия», проведения с гражданами «горячих линий», формирования на официальных сайтах разделов «Противодействие коррупции» с возможностью интерактивного обращения. Одну из ведущих ролей в антикоррупционном просвещении играют средства массовой информации.

По информации Минкомсвязи России, за 2014 год в СМИ вышло более 104 тысяч материалов, основанных на данных, полученных из правоохранительных органов с фактами задержания лиц, подозреваемых в преступлениях коррупционного характера; за 2015 год – более 100 тысяч материалов; за 2016 год – более 120 тысяч материалов. Указанная работа была организована как по линии федеральных, так и региональных СМИ. Сюжеты о задержаниях лиц, подозреваемых в коррупционных преступлениях, проходили на всех ведущих федеральных телеканалах, на региональных телеканалах, публиковались на страницах «Российской газеты», лентах информационных агентств, впоследствии широко распространяясь в сети «Интернет». Решением Экспертного совета Роспечати оказывается государственная поддержка ряду средств массовой информации. В их числе: теле-, радиопрограммы, электронные СМИ и периодические печатные издания не только из столичного региона, но и из других субъектов Российской Федерации. По информации Роспечати, за период действия Программы государственную поддержку на реализацию социально значимых проектов по темам «Информационная поддержка мероприятий по искоренению коррупции и стяжательства в стране, в том числе посредством активного гражданского участия и общественного контроля» и «Защита законных прав граждан Российской Федерации и обеспечение действенности конституционных гарантий их реализации» получили 10 проектов в сфере электронных СМИ и 147 социально значимых проектов в печатных СМИ.

Правительством Российской Федерации поручалось в рамках реализации Программы издать ряду федеральных органов государственной власти методические пособия и печатную продукцию по вопросам повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, а также обеспечить образовательные организации методическими пособиями и печатной продукцией по указанным вопросам. Многими федеральными и региональными органами государственной власти были подготовлены и изданы различными тиражами справочные и учебные пособия, методички, брошюры, памятки в сфере противодействия коррупции. Со своей стороны Минюстом России при непосредственном участии ФБУ «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» разработаны и размещены на сайте Минюста России просветительские материалы, предназначенные для самых разных категорий населения: «Что такое коррупция и как с ней бороться», «Государственному служащему о коррупции», «Старт во взрослую жизнь, «Подростку о его правах, обязанностях и ответственности», «Наши права и обязанности: изучаем вместе», рабочая тетрадь к брошюре «Наши права и обязанности: изучаем вместе», а также методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса, методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе (1 – 4 классы). О подготовленных в рамках деятельности Минюста России материалах по антикоррупционному просвещению дополнительно проинформирован целый ряд заинтересованных лиц, органов и организаций.

К примеру, эта информация доведена до сведения независимых экспертов, аккредитованных Минюстом России в целях проведения антикоррупционной экспертизы, аппаратов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Минобрнауки России, МВД России, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, общероссийских общественных организаций, таких как «Ассоциация юристов России», «Российский Союз Молодежи», Ассоциация учителей права, Учебно-методическое объединение по общему образованию, Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования. В подразделе «Бесплатная юридическая помощь» раздела «Правовая помощь» официального сайта Минюста России еще в 2014 году внедрена интерактивная интернет-карта, отображающая участников государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи. В настоящее время интернет-карта содержит информацию о 85 органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи, 85 адвокатских и нотариальных палатах субъектов Российской Федерации, 24 государственных юридических бюро и 180 негосударственных центрах оказания бесплатной юридической помощи. В процессе проведения мероприятий, предусмотренных Программой, Минюст России осуществлял взаимодействие с большим количеством федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В рамках мониторинга принятых мер по созданию условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения хотелось бы особо отметить совместную работу Минюста России и Федеральной службы охраны Российской Федерации, имеющей значительный опыт в проведении социологических опросов с целью выяснения общественного мнения о коррупции.

Служба специальной связи и информации ФСО России регулярно направляет в заинтересованные органы статистическую информацию по мере проведения анализа общественного мнения о работе властей по противодействию коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим по инициативе Минюста России был подготовлен перечень вопросов по реализации Программы, которые вошли в социологический опрос ФСО России, проведенный в субъектах Российской Федерации 19 – 23 сентября 2016 г. в рамках общероссийского социологического исследования на тему: «Общественное мнение по вопросам коррупции и деятельности органов власти по противодействию коррупции».

Результаты совместной работы позволили изучить общественное мнение в 42 субъектах Российской Федерации, представляющих все федеральные округа, по данному направлению деятельности. Согласно результатам опроса, только 26,8% опрошенных (в том числе их дети, родственники, знакомые) знакомы с элементами антикоррупционного просвещения, 51,4% – ответили на этот вопрос отрицательно.

Более 55% опрошенных узнают об изменениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся противодействия коррупции, из телевизионных передач. На втором месте по популярности такой источник информации как информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» (41,5%). За последние 2-3 года информированность о мероприятиях антикоррупционного характера стала выше у 26,1% респондентов. Вместе с тем 65% опрошенных заявили, что информированность о вышеуказанных мероприятиях у них осталась на прежнем уровне. Более половины опрошенных затруднились ответить, проводятся ли в регионе их проживания «прямые линии» региональных властей с гражданами по вопросам противодействия коррупции (только 14,2% подтвердили факт их проведения и 32,7% заявили, что не проводятся). По мнению респондентов, антикоррупционное просвещение граждан должно осуществляться, в первую очередь, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (45,2%), затем по месту работы – 40,4%, в средних общеобразовательных учреждениях – 36,0%, в семье – 30,5%. Результаты данного опроса показывают, что необходимо более активно заниматься вопросами антикоррупционного просвещения в целом и что, именно в образовательном процессе подрастающего поколения следует сконцентрировать усилия государства по внедрению антикоррупционных стандартов. Закладка моральных и правовых основ должна происходить с детства.

Исправить уже сформировавшегося зрелого человека с порочными и беспринципными наклонностями практически невозможно, и пугает его, в основном, только угроза уголовного наказания. В этой связи необходимо также отметить слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 26 января прошлого года: «ключевой задачей остаётся формирование в обществе и у государственных служащих антикоррупционного правосознания, неприятие нарушения закона должно воспитываться со школьной скамьи». Заслуживает высокой оценки работа Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, направленная на разработку методических рекомендаций по формированию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, которые рекомендованы Минобрнауки России к использованию в учреждениях среднего и высшего образования.

Безусловно, в антикоррупционном воспитании необходима системность, целесообразно закрепить антикоррупционные стандарты не только в рекомендациях для школ и вузов, но и на уровне нормативных правовых актов Минобрнауки России, обязательных для выполнения всеми участниками образовательного процесса. В настоящее время, по информации Минобрнауки России, в рамках реализации Программы по антикоррупционному просвещению подготовлен проект приказа о внесении изменений в приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (от 17 мая 2012 г. № 413), в который включены нормы в части детализации требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе антикоррупционные стандарты при получении среднего общего образования. В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования аналогичные изменения, по информации Минобрнауки, планируется внести до конца 2017 года. В настоящее время можно сделать вывод, что Программа показала свою эффективность и дала возможность в сжатые сроки организовать на более высоком уровне работу с населением в области антикоррупционного просвещения.

Причем с окончанием сроков реализации Программы работа по антикоррупционному просвещению не прекращается. Часть мероприятий включена в ведомственные и региональные планы по противодействию коррупции на соответствующие годы. Взаимодействие с общественными организациями, занимающимися вопросами противодействия коррупции, осуществляется в рамках деятельности рабочей группы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества (рабочая группа Президиума), которая была организована в Минюсте России в соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 6 апреля 2010 г. под руководством Министра юстиции Российской Федерации Коновалова А.В. В целях обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» были утверждены Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Для выполнения возложенных на них задач указанные структуры наделены рядом полномочий, в числе которых важное место занимают полномочия по организации антикоррупционного просвещения. Результативность борьбы с коррупцией напрямую зависит от качественной организации мероприятий по антикоррупционному просвещению проводимых вышеуказанными структурами федерального и регионального уровней на всей территории России.

Подводя итоги своего выступления, хотелось бы сказать следующее. Коррупционные явления полностью исключить, конечно, невозможно, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия им. Ситуация в данном случае во многом аналогична борьбе с преступностью в целом: полностью ее изжить невозможно, но непримиримая борьба с нею показывает сильную защитную реакцию государства (в данном случае ее можно сравнить с иммунной системой организма). Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение ее до такого уровня, который не будет препятствовать развитию страны, нашего общества, экономики, политики, государственного управления. Благодарю за внимание.

Мошинец И.В.


Комментировать


5 × один =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru