Безопасность Вашего бизнеса: пять советов руководителю | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Безопасность Вашего бизнеса: пять советов руководителю

Сайты для бизнеса

Аннотация

Что изменилось в бизнесе с правовой точки зрения за последние два-три года? По каким принципам нужно выстраивать систему защиты своих интересов в период кризиса? Какие «бреши» в защите выявляют компании? Простым языком о сложных вопросах рассказывается в этот статье, подготовленной для руководителей. Мы обсудим примеры из практики. А еще поговорим о том, что позволит не пугаться слов «проверка», «суд» и даже «банкротство», чем Вам может помочь хороший юрист, и как отличить специалиста от непрофессионала. В 2014 году начались серьезные изменения в гражданском законодательстве и судебной практике по экономическим спорам. Как поясняют нам законодатели, необходимость таких масштабных изменений назрела в связи с тем, что с момента становления законодательства Российской Федерации прошло 20

лет – первая часть нашего Гражданского кодекса была принята Государственной Думой 21 октября 1994 года [1]. За это время отношения не стояли на месте. И развивались они не только в позитивном направлении, когда участники гражданских правоотношений используют заложенные в законе нормы для достижения целей правовым путем. Безусловно, нашлись и те, кто использовал пробелы и «лазейки» в праве для «захвата» чужого бизнеса и имущества. Отчасти изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации стали работой над ошибками. Другим фактором послужило то, что жизнь богаче любых норм и предписаний. И здесь у законодателя есть два пути: либо вносить все новые и новые положения в нормативные акты, что приводит к заурегулированности отношений и отягощает их. Либо определить основные принципы – правила игры, и сформулировать подход к решению вопросов в ситуациях, когда отношения выбиваются из общих рамок в силу своих индивидуальных обстоятельств – логику принятия решений. Именно вторым путем идут законодатель и судебная практика последних трех лет. С 01.09.2013г. в Гражданском кодексе Российской Федерации претерпели изменения положения о сделках и представительстве, сроках и исковой давности, также появились нормы, регулирующие порядок принятия и оспаривания решений собраний [2]. С 01.09.2014г. изменились нормы о юридических лицах: акционерные общества стали публичными и непубличными, появились нормы о корпоративном договоре и дочернем хозяйственном обществе [3]. Не прошла незамеченной статья 67.1. ГК РФ — Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах, которая определила порядок подтверждения принятия решения общим собранием участников [3]. Появилось понятие юридически значимых сообщений (статья 165.1. ГК РФ), в статье 54 ГК РФ законодатель закрепил, что юридическое лицо несет риск неполучения таких сообщений по

адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц [3]. 01.06.2015г. был большой блок изменений в нормах об обязательствах и общих положениях о договоре [4]. Показательно, что в статье 451 ГК РФ словосочетание «деловой оборот» заменили на формулировку «существо обязательства» [4]. В конце того же года вступили в силу поправки, предусматривающие типовые уставы, а также разделяющие понятия «адреса юридического лица» и «места нахождения юридического лица» [5]. Процессуальное законодательство и практика тоже менялись активно. В 2014 году вышло Постановление Пленума ВАС РФ «О свободе договора и ее пределах», которое разъяснило, порядок определения диспозитивности или императивности нормы [6]. И здесь тоже, при этом даже раньше, чем в ГК РФ, судам предписывают толковать нормы о правах и обязанностях сторон договора исходя из существа норм и целей законодательного регулирования, не только буквально, но принимая во внимание цели, которые законодатель преследовал, устанавливая то или иное правило (абзац третий пункта 1 указанного Постановления) [6]. В середине 2014 года произошло объединение Верховного и Высшего арбитражного судов. Объединение судов повлекло за собой сближение норм Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов Российской Федерации. Примерами могут служить изменения, вступившие в силу с 01.06.2016г.: в арбитражный процесс из гражданского пришло приказное производство, также стало обязательным соблюдение претензионного порядка до обращения в суд [7]. А гражданский процесс из арбитражного позаимствовал упрощенное производство [8]. За два года своего руководства объединенной системой судов Верховный Суд успел высказаться по важным аспектам в следующих Постановлениях:

1) «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [9]; 2) «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» [10]; 3) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» [11]. Результат объединения судов, на мой взгляд, начал проявляться в попытке привнесения в арбитражную практику большей ответственности суда за изучение всех обстоятельств дела, что хорошо. И одновременно в попытке обязать применять те или иные нормы (последствия) по инициативе суда, даже если сторона спора не заявляла о необходимости их применения, а это уже ударяет по принципу состязательности сторон. Все эти изменения требуют от нас более внимательного изучения вопросов. Мало заложить какой-нибудь выгодный для Вашей компании пункт в Договор. Надо еще быть уверенным в том, что он «устоит» в суде – не будет признан недействительным или истолкован иначе. Но эти же изменения дают возможность защиты для менее сильных участников экономических отношений. Подписание «жесткого» пункта в договоре под давлением сильного игрока еще не влечет неизбежное ущемление интересов слабой стороны. У нее есть свои способы защиты: направить протокол с разногласиями, заявить в суде о недействительности несправедливого условия. На фоне происходящих глобальных изменений в праве мы имеем дело со сложной экономической ситуацией в стране и мире. Все затаились. Какие же советы можно дать руководителям компаний в сегодняшних непростых условиях?

1. Проверьте Вашу «линию защиты».

 Убедитесь, что Ваша компания находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Организуйте получение почты не реже двух раз в неделю. Судебные извещения хранятся на почте всего семь дней, и их получение вовремя позволит Вам не упустить момент начала спора и защитить свои интересы.  Обеспечьте сохранность учредительных документов, договоров, первичных документов и переписки. Проверьте, что в компании оформляются и хранятся все требуемые по закону документы: протоколы годовых общих собраний, решения об одобрении крупных сделок и сделок с заинтересованностью – особенно, если у компании не один, а несколько участников (акционеров). Это может казаться скучной формальностью, пока дела идут хорошо. Но как только появятся сложности и разногласия, такие документы могут сыграть важную роль. Недавно мы с коллегами наблюдали ситуацию, когда одним из факторов в цепочке банкротства группы компаний стало как раз то, что необходимые документы не оформлялись, а те, что были, хранились не организовано.  Поступающие входящие документы не должны оставаться без внимания. Определите компетенции Ваших специалистов по их анализу, установите до сведения какого руководителя и в какой срок необходимо довести результат анализа для принятия решения.  Организуйте сбор и проверку сведений о принимаемых на работу сотрудниках. Делайте это в границах, установленных законом, но не позволяйте Вашему отделу кадров относиться к такой проверке, как к излишней.

2. Убедитесь, что команда играет сплоченно и по правилам.

 Не обязательно разрабатывать длинные положения, но краткая инструкция или даже «памятка» на одну страницу поможет Вашим сотрудникам всегда знать, что от них требуется, а руководителям отделов контролировать процесс.  Работа по заключению договоров должна вестись системно, а их исполнение отслеживаться и своевременно оформляться. Это значит, что поставка не должна начинаться раньше, чем подписан договор и согласована заявка, передача товара и получение оплаты должны быть в срок, а по факту поставки товара к Вам должна незамедлительно вернуться подписанная покупателем накладная.  Командная работа не должна быть «свалена» на одного «мальчика для битья». Коммерческий отдел достигает договоренностей и оформляет их, юрисконсульт проверяет корректность договора и помогает коммерсантам сформулировать условия, бухгалтерия своевременно выставляет счета и оформляет накладные. В таком или чуть ином порядке могут распределяться функции, но это совместная работа всех трех звеньев.  В команде все игроки – и лидеры, и запасные обязаны соблюдать правила и нести реальную ответственность за их нарушение. Другое положение дел просто демотивирует всех.

3. Игра должна быть честной.

 Чем ближе к правде, тем лучше. Этот принцип всегда работал, а в свете тех изменений, о которых мы поговорили в первой части статьи, он стал особенно актуальным. Когда в начале своей карьеры я столкнулась со сделками между российской компанией и иностранными контрагентами, адвокат, помогавшим нам вести дела, поделился секретом: «Если не знаешь, как какой-то вопрос регулируется международными нормами, пиши максимально простым языком обо всех договоренностях». При разрешении споров международные арбитражи стараются установить, на что была направлена воля сторон при совершении сделки. Сейчас такой подход применяется и в российской судебной практике.  Второй важный аспект состоит в том, что договорённости всегда следует класть на бумагу. Не спешите исполнять сделку, если документы еще не подписаны – лучше направьте свою энергию на ускорение подписания.  И не подходите к содержанию договора легкомысленно – он должен отражать Ваши реальные договоренности, и именно все Ваши договоренности. В этом мы недавно еще раз убедились на опыте нашего клиента, который пошел на встречу важному для него заказчику и не стал оформлять протокол разногласий при заключении контракта. Изменение нескольких параметров оборудования по просьбе заказчика, которая не была задокументирована, дало заказчику повод контракт расторгнуть. А в связи с расторжением контракта Федеральная антимонопольная служба внесла исполнителя в список неблагонадёжных поставщиков на два года.

4. Имейте стратегию игры и наблюдайте за противником.

Обязательно проверяйте Ваших контрагентов и до заключения договора, и на этапе исполнения обязательств. Просчитывайте риски на два-три шага вперед. Особенно если контрагенту дана отсрочка платежа. Определяйте лимит допустимой задолженности и просите о дополнительных гарантиях оплаты, таких как, например, поручительство более крупной компании, входящей в одну группу с Вашим контрагентом, или залог имущества.

5. Выпускайте на поле свежих игроков.

В Вашей компании наверняка есть свои специалисты: юрисконсульт, бухгалтер. Надо понимать, что основная их задача – сопровождать текущую деятельность компании. Юрист, имеющий гражданско-правовую специализацию, не всегда настолько подкован в уголовном процессе, чтобы уверенно защитить интересы в случае внезапного визита правоохранительных органов. Это не значит, что у Вас плохой юрист. Просто каждый должен заниматься своим делом. На случай таких визитов компании хорошо иметь договор с надежным адвокатом, который способен приехать или прислать коллегу при необходимости.

Адвокат, являясь специалистом в своей сфере, поможет Вам сориентироваться, что у Вас вправе запрашивать, а что нет, и проследит, чтобы все прошло в рамках закона. Другой узкой сферой юриспруденции являются дела о несостоятельности (банкротстве). И при возникновении риска банкротства Вашего контрагента лучше проконсультироваться с юристом, специализирующимся в этой области. Он поможет вовремя предпринять шаги, которые значительно увеличат шансы на получение задолженности. Так же и бухгалтер время от времени обращается к советам аудитора или налогового консультанта.

Такие специалисты помогают ему разобраться в спорных ситуациях с налоговыми органами. При привлечении специалистов со стороны важно не делать это в «пожарном» режиме, и заранее убедиться в профессионализме консультанта. Мы для себя выработали такое правило проверки. Если мы имеем дело с профессионалом, то он способен объяснить нам сложное простым языком. И наоборот, если компетенция консультанта оставляет желать лучшего, то, как правило, он начинает сыпать длинными фразами и заумными терминами. Подытоживая, скажу — да, неприятности случаются. И, может быть, в ближайшие год-два нам предстоит сталкиваться с ними чаще. Но если не паниковать и не пускать ситуацию на самотек, то можно справиться со многими сложностями. И даже выиграть матч на чужом поле!

Список литературы:

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

2. Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ (с изм. от 15.02.2016) "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

3. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

4. Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

5. Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

6. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

7. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 23.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

8. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.10.2016).

Николаева Юлия Анатольевна


Комментировать


× восемь = 32

Яндекс.Метрика