Я часто встречаюсь со своими друзьями, одноклассниками по школе, университету. Слушаю разные жизненные истории, которые за один вечер они рассказывают наперебой. В последнее время возникает желание расспросить их об увлечениях, которые занимают их в наше бурное время, о книгах, которые они читают и обсуждают.
Думаю, что много кто согласится, что успешность (настойчиво навязанная) ныне определяется материальным, и семейные люди заняты в основном добыванием хлеба насущного (первый уровень) с необходимыми современными приложениями (второй уровень) в виде постоянно улучшаемого ремонтируемого недвижимого и обновляемого колесного движимого имущества (на встречах львиную долю времени обсуждаются сдвиги в этих успехах). И проглядывается следующая интересная тенденция.
Чем больше человек вовлечен в процессы извлечения доходов и заработков, тем меньше он читает художественной и любой другой познавательной литературы. Лидерами в жизни являются максимум тексты из технических и должностных инструкций и разного рода справочники из области профессиональной деятельности.
Очевидно то, что времени на литературу становится все меньше, да и желание читать, может быть, взять теперь неоткуда. «Всемогущий» интернет и десятки (сотни) развлекательных ТВ-каналов явно противодействуют таким желаниям и убивают на корню все сопутствующие процессы вдумчивого чтения серьезной литературы.
В связи с этим еще большую актуальность в наше время приобретает утверждение о том, что книга — высшее произведение разума, и человек не должен расставаться с ней со времен его детства до глубокой старости. А вот с бесполезным развлекательным интернет- и ТВ-контентом я бы посоветовал расставаться и побыстрее.
«…Без чтения нет настоящего образования,— писал А. Герцен,— нет и не может бить ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гете и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века…» Существует мнение, что поэтом надо родиться, оратором можно выучиться. А как стать настоящим читателем? На первый взгляд вопрос может показаться очень странным. Но это абсолютно не так. Недаром, великий Гете говорил, что он всю жизнь учился читать, но так и но овладел этим искусством вполне.
Возможно ли определить универсальные способы чтения, который был бы равно применим для всех? Это трудно, потому что каждая книга уникальна, а вкусы, интересы, запросы, потребности читателей бесконечно разнообразны. Однако, прокладывая свой путь, мы определили некоторые правила искуссного чтения, усердное применение которых будет постепенно вести нас к успеху.
Конечно, неоспоримо то, что подлинная культура чтения немыслима без соответствующего запаса знаний — литературоведческих, психологических, исторических. По словам великого русского педагога К.Д. Ушинского, книга остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли.
Литературоведческий опыт позволит нам формировать особую сложную установку ума, позволяющую оценивать текст и как вымысел и как реальность. В тоже время необходимо отметить следующее. Чтобы по-настоящему овладеть искусством чтения художественных произведений, нужно не только пополнять свои знания, но и развивать в себе способности тонкого чувствования, наслаждения искусством.
От вас самих во многом зависит, вырастите вы «глотателями» книг, убивающими время за беглым просматриванием всего, что попадется под руку, или вы сможете наслаждаться мастерством писателя, совершенством его слога, силой его воображения и поэтического чувства.
Проблема как читать художественную литературу (и книги вообще), только видится простой. «Содержание художественного произведения, — отмечает профессор В.Ф. Асмус в статье «Чтение как труд и творчество» - не переходит, как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой, из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем — по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя.
Деятельность эта (чтение) есть творчество. Никакое произведение не может быть понято, как бы оно ни было ярко, как бы ни велика была наличная в нем сила внушения или запечатления, если читатель сам, самостоятельно, на свой страх и риск не пройдет в собственном сознании по пути, намеченному в произведении автором».
О сложности восприятия литературы каждый из нас знает по собственному опыту. Действительно, художественное произведение, как замечает В.Г. Белинский »редко поражает душу читателя сильным впечатлением с первого раза: чаще оно требует, чтобы в него постепенно вглядывались и вдумывались; оно открывается не вдруг, так что чем больше его перечитываешь, тем больше углубляешься в его организацию, улавливаешь новые, не замеченные прежде черты, открываешь новые красоты, и тем больше ими наслаждаешься».
Слова русского мыслителя, писателя и литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского подтверждают нашу известную формулу: самосовершенствование в чтении: перечитывание + усердие = успех! Стоит здесь же заметить, что сам Белинский нашел свое призвание в литературной критике, в которой он упрочил мысль о том, что признание жизненности есть главная задача литературы.
Литература - это судьбы людей, это реальная действительность со всеми присущими ей противоречиями, это сложность и глубина психологии личности, это отражение правды жизни во всей ее полноте, переливах и оттенках, это многогранное отражение мира, в центре которого — человек.
Как удается автору выявить сложность человеческой личности, то, что составляет ее суть и неповторимость? Как раскрывается герой в отношении к другим и к самому себе, в поведении, в мотивационной и эмоциональной сферах, в восприятии окружающего мира? Как он изменяется под влиянием обстоятельств и как сам воздействует на них? Как самораскрывается и какова роль в его характеристике авторского комментария?
Ответы на эти вопросы может найти тот читатель, который сумел постичь искусство психологического анализа, который способен вслед за автором во внешнем выявлять внутреннее, проникать в смысл, заложенный в контексте, понимать назначение каждого художественного образа, видеть единство конкретного и абстрактного, единичного, особенного, всеобщего.
Специфическое качество произведений искусства — их художественность, важнейшим признаком которой является совершенство поэтического языка. Метафоричность или ее отсутствие, простота или сложность поэтического синтаксиса, предпочтение одних лексических средств другим — все эти особенности художественной речи имеют определенную эстетическую значимость. Задача читателя — научиться разбираться в средствах поэтического языка, неповторимого у каждого талантливого писателя, понимать идейно-эстетический смысл каждого использованного приема.
Чтение книги предполагает еще и ознакомление с ее справочным аппаратом, предисловием и послесловием, иллюстрациями, требует умения вникать в смысл заглавия (подскажет цель чтения), эпиграфа, посвящения.
Рассмотрение всех этих вопросов требует от нас обращения к высказываниям деятелей науки и искусства о человеке, сложности его психики; к суждениям писателей, критиков о художественном творчестве, их оценкам того или иного произведения; к отрывкам из художественных произведений, назначение которых — связать абстрактное с конкретным, дать возможность «услышать голос» самого автора, придать убедительность высказываемым положениям. Искусство писателя, словесное искусство, требует такого же конкретного разговора, как и любое другое искусство. Как картину, о которой говорят, нужно видеть, музыку слышать, так художественный текст необходимо прочитывать (и перечитывать!).
Автор создает литературное произведение в силу внутренней потребности: он пишет потому, что не может не писать. Но в своем творчестве он всегда имеет в виду читателя, особенности его восприятия, его внутренний мир. Раскрывая необычайную сложность человека, он предвидит то идейное и эмоциональное воздействие, которое созданные им образы могут оказывать на читателя. Каждый из нас должен стремиться стать чутким, талантливым читателем.
Использован материал книги: авт. Рожина Л.Н. Искусство быть читателем: Кн. для учащихся. — Мн.: Нар. асвета, 1987. — 215 с.: ил. Советую почитать!