Библейские тексты как первоисточник экономических знаний

Cм. также: Основной смысл труда в священном писании (библия)

Внимательное изучение библейских текстов подводит к выводу о том, что в них заложены многие принципиальные идеи, которые были активизированы экономической наукой в XVIII– XXI веках. Эти идеи высказывались через притчи, хроники, проповеди, пророчества, язык кото  веках. Эти идеи высказывались через притчи, хроники, проповеди, пророчества, язык которых далек от современного языка экономической науки. Тем не менее, они узнаваемы. Коснемся двух идей такого рода.

Теория маржинальной полезности появилась в XIX  веке благодаря трудам Германа Генриха Госсена, Уильяма Стэнли Джевонса, представителям старой австрийской школы. Однако уже в книге Бытия, в одном из первых описаний сделок обмена присутствует маржиналистский принцип. Речь идет о сделке, заключенной между Иаковом и Исавом (Быт 25:29–34). Домашний юноша Иаков занимался приготовлением пищи.

Исав, его брат, вернулся с поля уставший и очень голодный. Он просит Иакова дать ему поесть. Иаков, воспользовавшись этим, предложил старшему брату продать принадлежащее Исаву право своего первородства за приготовленную чечевичную кашу и хлеб. Маржинальная ценность каши для голодного Исава оказалась выше маржинальной ценности права своего первородства: «Вот, я умираю: что мне в том первородстве?» (Быт 25:32). Для сытого Иакова — наоборот. Апостол Павел называет Исава нечестивым (Евр 12:16), поскольку тот продал (а на самом деле просто лишился, ибо духовное благо не может быть предметом купли-продажи) свое первородство. Иаков тоже предстает в этой сделке не в качестве образца благородства. Важно здесь, однако, то, что обмен совершался, как будто эти два блага относились к роду материальных, экономических благ. Участники сделки оценили обмениваемые блага на основе маржинальной полезности. Вторая идея касается маржинальной ценности денежных единиц и содержится в словах Спасителя, сказанных по поводу двух лепт, положенных бедной вдовой в сокровищницу храма. Этот фрагмент, кроме прочего, очень важен для понимания христианского взгляда на ценность материальных благ. По мысли Спасителя, одна и та же денежная единица имеет различную ценность для богатого и для бедного.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Кодрант может спасти бедного от голодной смерти, для богатого — это ничтожно малая сумма, потерю которой он просто не заметит. По этой же причине жертва бедным кодранта является более весомыми небесными инвестициями, чем жертва десятков шекелей богатыми. Святитель Иоанн Златоуст высказывает мысль о том, что в силу этого различия в ценности, каждый человек имеет равные с другими людьми возможности осуществления небесных инвестиций. По его словам, «когда приходится давать милостыню, ничего другого не требуется, как иметь надлежащий строй мыслей.

Если ты говоришь, что у тебя нет денег, домов, одежд и сандалий, вспомни слова Христа, которые Он сказал о вдове (ср. Лк 21:3–4), и перестань беспокоиться. Даже если ты очень беден и нищенствуешь, но принесешь два обола, сделаешь все, что в твоих силах, дашь хотя бы ячменную лепешку, не имея ничего другого, — ты до конца исполнишь все, что необходимо. (Свт. Иоанн Златоуст, Толкования на Мк 12:43). По словам Блаженного Августина, «что может быть величественнее того, братья, что и Закхей войдет в Царство Небесное за половину своего состояния (ср. Лк 19:1–10), и вдова за две лепты, и оба равно станут владеть им?

Что может быть значительнее того, что одно и то же Царство для богатого измеряется сокровищами, а для бедного — сосудом холодной воды (ср. Мф 10:42)» (Блаж. Августин, Толкования на Мк 12:43). В экономической мысли XX века эта идея оказалась вновь восвека эта идея оказалась вновь вос века эта идея оказалась вновь востребованной и была развернута в теорию благосостояния Артура Пигу и его последователей. В библейских текстах содержатся идеи экономической свободы, свободы выбора, крупных общественных разделений труда древности, редкости как основы ценности и многие другие принципиальные и основополагающие идеи современной экономической науки.

Лукин С. В. 


Комментировать


− 2 = пять

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru