Библиотека как элемент общественного культурного центра в пореволюционные десятилетия (архитектурный аспект) | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Библиотека как элемент общественного культурного центра в пореволюционные десятилетия (архитектурный аспект)

Как определить целостную структуру книги?

С первых лет революции начались активные поиски художественных средств, с помощью которых можно было наиболее адекватно выразить идею общественно-культурного центра и библиотеки при нем. Архитекторы, заявившие о себе еще до 1917 г., поначалу ориентировались на формально- стилистические рамки традиционного русского деревянного зодчества.

Таков, например, проект И. А. Голосова (1919 г.), предполагающий стилизацию сельского народного дома под нарядную деревянную избу. Конечно, в годы Гражданской войны типовые проекты решались гораздо более сдержанно и даже аскетично. Проект пристанционного агитбарака (до 1920 г.) представляет собой простое деревянное сооружение с кинозалом, школой и читальным залом на 70 мест. В те годы воплощение идеи культурного центра представало порой весьма неожиданным. Так, в дипломной работе студентки Московского политехнического института М. Гакен «Общественные бани» (1920 г.) предложено решение, напоминающее торжественно-величественные римские термы: спортивно-культурный комплекс включает, помимо прочего, бассейн, места для зрителей, читальню, кафе и другие помещения. Проект выполнен в духе максимально упрощенного монументализированного неоклассицизма.

Такая романтическая архаизация образа была характерна для доконструктивистского периода раннего советского искусства (ср., например, стилистические особенности плакатов этого времени). К середине 1920-х гг. складывается тип рабочего клуба. Крупнейшие советские архитекторы участвовали в проектировании этих сооружений. Все проекты предполагали наличие библиотечных помещений, и с этого времени начинается их дифференциация в зависимости от типоразмера клуба; в качестве критериев различия выступали размеры читального зала, комнат для выдачи книг и каталогов, книгохранилища. Для более крупных библиотек планировались залы для тихого и громкого чтения и абонемент. Кристаллизация концепции клубного здания, вычленение функциональных групп помещений вели к поискам новых подходов и архитектурно-планировочных решений.

В конструктивистском проекте А. К. Бурова для освещения читального зала было впервые применено длинное горизонтальное окно, дающее большой световой фронт. В работах И. А. Голосова и Б. Я. Миттельмана, И. И. Леонидова библиотека совмещена с балконами, террасами, зимним садом. В 1930-е гг. происходит дальнейшая дифференциация библиотечных помещений клубов на основе углубления идей библиотечного обслуживания.

В проектах встречаются залы для книжных выставок, залы детской книги, используется открытый доступ к книгам. Библиотека становится обязательным элементом самых престижных зданий – например, во Дворце Советов предусматривалось возведение библиотечного комплекса (впрочем, не для общественного использования, а для обслуживания исключительно делегатов съездов).

Андреева Ольга Владимировна


Комментировать


8 × пять =

Яндекс.Метрика