Благополучие: культурные последствия узкого подхода к определению в эпоху сетевого общества

На протяжении многих столетий философы разрабатывали различные теоретические конструкции, отражающие сущность и рефлексию таких понятий, как счастья, благо. Позднее, в XX веке западная мысль, прежде всего в области психологии и социологии, кристаллизовала такое понятие, как благополучие, сделав упор на субъективном благополучии (subjective well-being).

Значительный вклад в развитие западной мысли в области субъективного благополучия внесли E. Campbell, N. E. Cutler, E. Diner, J. F. Helliwell, D. F. Hultsch, B. R. Little, J. V. Reich, T. Rath, C. D. Ryff, A. Zautra и др. Глубокую систематизацию исследовательских наработок провел в своих трудах E. Diner1 , который фактически ввел в обращение понятие субъективное благополучие, но лишь как один из компонентов психологического благополучия. Его взгляды дополнил J. F. Helliwell2 : в это время проблему благополучия стали разрабатывать не только в психологической плоскости, но и в социологической. Социологи разработали множество подходов к измерению различных факторов и критериев, которые были эмпирически обнаружены в ходе социологических опросов. Так, в своей работе T. Rath3 , выделяет пять элементов в качестве важнейших компонентов благополучия: 1.

Профессиональное благополучие. 2. Физическое благополучие. 3. Социальное благополучие 4. Финансовое благополучие 5. Благополучие в сфере проживания. В свою очередь, американская ученая C. D. Ryff. проанализировав различные теории позитивного функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, М. Яходы и др.), обобщила их и предложила синергетический подход к анализу и пониманию понятия благополучия. Она аргументировала, что гедонистическое решение вопроса психологического благополучия (направленное лишь на удовлетворение потребностей) имеет сильную ограниченность. С.Рифф создает собственную теорию, в основе которой лежат многие уже предложенные и разработанные психологические концепции. Это позволило ей выделить шесть основных блоков благополучия.

1. Самоприятие. Это, прежде всего самооценка человеком себя и своей жизни в целом, принятие не только своих положительных качеств, но и своих недостатков. 2. Позитивные отношения с окружающими – прежде всего, умение сопереживать (эмпатия), умение быть открытым для общения, а также наличие навыков. Отсутствие этого качества свидетельствует о неумении и неспособности устанавливать и поддерживать доверительные отношения. 3. Автономия. Человек с высокой автономией не боится противопоставить свое мнение мнению большинства, может позволить себе нестандартное мышление и поведение. 4. Управление окружающей средой. Здесь подразумеваются умения, которые обуславливают успешное овладение различными видами деятельности, а также способность добиваться желаемого и преодолевать трудности. 5. Цель в жизни. Наличие жизненных целей сопряжено с переживанием осмысленности своего существования, что делает личность взрослее.

Цель придает ощущение ценности того, что было в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. 6. Личностный рост. Это, прежде всего стремление развиваться, учиться и воспринимать новое, а также умение ощущать собственный прогресс. Благополучие в целом считается центральным критерием позитивного эмоционального здоровья1 .

В дополнение к этому было обнаружено, что благополучие это не только результат благоприятных жизненных обстоятельств, таких как жизненный успех и удовлетворение от отношений с окружающими, но и причина их2 . Вместе с тем, в западной литературе преобладает видение благополучия лишь как узкой категории психологического направления, в некоторых случаях экономического и социологического характера. С.Рифф достаточно узко рассматривает благополучие в философском контексте. Критически осмысливая указанные источники, мы приходим к заключению, что само понятия благополучия видится неполным и нечетким без употребления уточнения «социальное».

Социальное благополучие включает в себя отношения индивида с окружающими и то, как индивид строит эти отношения, его социализацию. Социальное благополучие также может включать в себя умение человека заводить дружеские отношения. Соотношение и поиск связей с таким понятыми, как духовная жизнь общества, ценности индивида, потребности дает возможность высветить социальное благополучие как важное философское понятие, дополняющие общую картину понимания социального бытия человека в той или иной исторической эпохе. При этом subjective well-being фокусируется на техническом подходе, сужая и выхолащивая ключевые идеи развития человека, подменяя их разнообразием психологических факторов, ответственных за получение удовольствия. Опасность сужения данного понятия по принципу технократического подхода сводится к подмене понятий цели социального развития общества техническим развитием общества потребления, где даже вопросы развития человека воспринимаются не как рефлексия, а как процесс набора навыков, необходимых для того, чтобы человек максимально эффективно вписался в рынок труда. В преобладающей современной парадигме, предполагающей максимально практический подход к каждой категории, исследователи концертируют внимание на множественности составных факторов понятия и его измеримости.

Данный поход детерминирован общим практическим требованием к исследованиям и даже вопросами финансирования: если нельзя измерить, значит нельзя ощутить практических выгод исследования. Бурно развивающиеся интернет-технологии в эпоху глобализации и проявляющиеся во всех сферах бытия человека признаки общества потребления диктуют главенство эмпирического подхода ко всем социальным проблемам как общества, так и индивида. Наиболее отчетливо данная тенденция видна в разработках современных западных ученых. Как результат – популяризация понятия subjective well-being (именно данный термин принято ассоциировать с понятием благополучие), которое можно перевести как субъективное благополучие, с упором на объективное измерение субъективных переживаний и ощущений индивида в вопросах материальных благ. В свою очередь, осмысление понятия благополучия, в том виде, которое сейчас преобладает в западной исследовательской мысли, сужает и даже нивелирует культурнофилософскую составляющую данного понятия как такового.

Нам видится, что именно социальное как важнейший признак благополучия является уточняющим признаком, выводящим, с одной стороны, понятие на другой, глубинный, уровень, с другой стороны, дает возможность найти необходимые корреляции понятия с другими философскими понятиями. Смещение акцентов в понятии благополучие с выведение узкого понятия subjective well-being приводит к смещению акцентов социального развития с социальных потребностей (куда входит потребность высших порядков по пирамиде Маслова, то есть стремление состояться как личность созидающая) на потребительские потребности. Человек становиться не субъектом, а объектом развития. При этом функцию субъекта берет на себя то, что можно условно назвать техническим прогрессом, или даже в конкретных примерах – искусственный интеллект.

Ведь сейчас обсуждаются риски того, чтобы искусственный интеллект во многих сферах будет диктовать критерии эффективности работы и задавать алгоритмы, в том числе по освоению новых знаний для человека. Таким образом, в философском плане происходит подмена – человек теряет функцию творца и становиться лишь местом приложения усилий технического прогресса. Современные технологии в сетевом и информационном пространстве предполагают активное обучение машин (искусственного интеллекта, чат-ботов, специальных программ) в области знаний и общения – это те сферы, которые до не давнего времени считались прерогативой человека и должны были помочь ему сохранить ведущую роль в вопросах контроля технического прогресса. Однако, последние примеры развития программ дают серьезный повод размышлений на тему, развивается ли сам человек в эпоху развития технологий. Например, уже функционирую программы, способные создать новую музыку в любом стиле, на любом инструменте (эксперты оценивают эту музыку наравне с произведениями великих композиторов).

Для программ нужно несколько секунд, чтобы освоить (то есть прочитать и усвоить) 6000 книг – этот показатель невозможно сравнить со скоростью чтения и усвоения информации человека. Программа, изучив всю имеющуюся (в цифровом виде) медицинскую практику (учебные пособия, фотографии, статистику) способна ставить медицинский диагноз онкологическим больным с точностью, превышающую точность диагноза лучших опытных врачей. Наработки современных высокотехнологичных компаний говорят о том, что совсем скоро программы научаться развивать те элементы культуры, которые ранее считались подконтрольными только человеку, более того, являлись часть дефиниции человека. Программы уже научились создавать свой собственный язык для общения между собой. В этих условиях становится важным осмысление всех имеющихся и наработанных многими столетиями философских показателей, прежде всего благополучия. Является ли благополучием ситуация, при которой человек уже не является безусловным творцом, а его произведение по своему производительному и творческому потенциалу значительно превышает все умения человека? Можно ли назвать успешным социальное развитие общества и человека в предыдущие годы (столетия), если творческий и производительный потенциал человека не способны сравниться с аналогичными показателями машин, развитие которых стало приоритетом для всей развитой экономической системы человечества?

В эпоху информационного и сетевого общества вытеснение человека из плоскости творчества в плоскость потребления приводит к тому, что роль творца может быть занята иным субъектов общественной жизни, то есть искусственным интеллектом. Нам видится, что смещение аспектов с творчества на потребление проходит красной линией во многих сферах человеческой жизни. В философском понимании это смещение происходит в области понимания благополучия, из определения которого выводится духовная составляющая, которая подменяется поиском все новых форм удовлетворения потребительских инстинктов.

Список использованной литературы

1. Diener, E., Subjective Well-Being: Three Decades of Progress // Psychological Bulletin 1999, Vol. 125. No 2.

2. Diener, E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. – 1984. 95, 542–575.

3. Helliwell, J. F.. Well-being, social capital and public policy: What’s new? // Economic Journal, 116(510). – 2006. P.34-45. 4. Lyubomirsky, S., King, L., & Diener, E. The benefits of frequent positive affect: Does happiness lead to success? // Psychological Bulletin. – 2005. 131, 803–855. 5. Rath T., Harter J. Wellbeing: The Five Essential Elements. – New York: GALLUP PRESS, 2010.

Капралова Екатерина Андреевна


Комментировать


четыре × 9 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru