В XXI веке процесс глобализации все больше набирает свои обороты, вследствие чего происходит преобразование всего мирового пространства: стираются культурно-информационные границы, унифицируются процессы, свободно перемещаются товары и услуги, но также идет процесс «размытия» своеобразия и индивидуальности, как компаний, так и городов в целом. В погоне за соответствием мировым стандартам многие туристские дестинации теряют свою индивидуальность, лишаются той уникальности, которая так привлекает туристов.
Для нивелирования негативного влияния процесса глобализации на туристские дестинации идея брендинга территории становится все более актуальной. Чем полезен территориальный брендинг с точки зрения туристской индустрии? Туристская дестинация выступает в качестве продукта туристской индустрии и имеет форму организации по кластерному типу. «Представляя собой единую технологическую цепочку товаров-объектов, взаимодействующих в рамках товара-программы, туристская дестинация использует и поддерживает культурное и природное наследие территории, создает разветвленную обслуживающую инфраструктуру» [4, с. 72].
Туристская дестинация позволяет дополнить процесс социализации молодежи различными образовательными программами направлений «туризм» и «сервисная деятельность», а также вовлечь мощные инвестиционный, инновационный и научно-технический потенциалы в развитие своей бизнес-идеи. Брендинг туристской дестинации как новая ветвь развития маркетинга территории позволяет туристскому центру не только отстраивать себя от других городов туристского интереса, но и «закрепить» айдентику города в подсознании туристов. Бренд – это, в первую очередь, ассоциации в сознании людей с тем или иным продуктом, услугой, человеком, местом; набор ощущений, эмоций, впечатлений, переживаний, связанных с ним.
Совокупность этих ассоциаций и то значение, которое они несут, и есть бренд. У каждой территории есть два пути создания и развития бренда: не проявлять участия и дать образу формироваться стихийно или управлять этим процессом. В первом случае есть риск формирования негативного имиджа территории, что повлечет за собой ребрендинг. В случае грамотного управления процессом формирования бренда территории, образ создается осознанно, имеет положительный характер, а также снижает вероятность необходимости ребрендинга в скором времени. Поэтому управление процессом формирования бренда – это ключ к успеху долговременного положительного эффекта от созданного образа.
Дестинация, являясь производителем туристского продукта, аккумулирует в себе различные множества производителей базовых, ключевых и сопутствующих туристских услуг, обладающих историчностью, торговой маркой, имиджем и ещё чем-то, что может стать элементом её бренда. Туристский продукт дестинации мультисоставен, представляет собой разностороннее портфолио, которое позволяет ресурс включённого бренда сделать своим ресурсом – преимуществом.
Если рассматривать туристскую дестинацию с точки зрения конечного предложения туристских услуг, которое объединяет бренды различных производителей товаров и услуг, а также собственные торговые марки, то можно говорить о том, что бренд туристской дестинации является вершиной пирамиды включенных брендов. К сожалению, на сегодняшний день значение собственной марки туристской дестинации пока недооценено, и ряд вопросов, требующих ответов, остается актуальным. «Собственная марка» туристской дестинации, есть ли она у Санкт-Петербурга?
Что город может предложить туристам и горожанам в качестве «собственной марки»? Может парки, архитектурные ансамбли, концепции застройки. Или «культурные коды» нашего города: дворы-колодцы, дворцы – домовые театры, рестораны – церковные хоры (Гранд-отель Европа и его ресторан, Дворик Рахманинова, маршрут Раскольникова и др.).
Список литературы 1. Важенина И.С. Репутация как конкурентный ресурс территории // Панорама конкуренции. – 2011. – № 1–2. – С. 24–26. 2. Гогленков А.М. Брендинг туристских дестинаций как направление территориального брендинга // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 7. – URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11867 3. Нирмалья Кумар, Ян-Бенедикт Стенкамп. Private labels: Новые конкуренты традиционных брендов. – М. 2015. – 256 с. 4. Сологубова Г.С. Инструментарий логистического менеджмента в туризме. – СПб., 2013. – 309 с.
Никитина Д. Ю.