Современный мир становится все более урбанизированным. Широко известен прогноз Организации Объединенных Наций, согласно которому к 2050 году 66% населения мира будет проживать в городах [1]. В связи с этим особую важность приобретает необходимость выработки грамотных стратегий развития городов. Современные тренды городского развития, укорененные в специфике постиндустриальной экономики, информатизации и цифровизации, а также комплексе серьезнейших социальных проблем, охвативших города, позволяют говорить о городах будущего как об устойчивых и умных «городах для людей».
Серьезные опасения, связанные с экологической и социальной устойчивостью городов в будущем, во многом вызваны тем фактом, что города потребляют около 70% всех мировых ресурсов, около 80% энергоресурсов, а кроме того на их долю приходится до 70% антропогенных выбросов парниковых газов [2]. Таким показателям способствуют неэффективная застройка городской среды, плотность городского населения и связанная с этим интенсивная экономическая и социальная активность.
Помимо проблемы изменения климата, к последствиям которой города в значительной степени уязвимы, существуют также проблемы демографического характера. Диагностированная тенденция к старению населения предполагает внедрение в городское планирование различных решений для удовлетворения растущего спроса на медицинские услуги, оздоровительный отдых, транспорт, жилье и другие услуги для пожилых людей. В то же время рост международной миграции требует разработки и повсеместного внедрения новой политики по интеграции мигрантов в городах, грамотного взаимодействия с растущими гетто [3, с. 5]. Кроме того, согласно данным ООН-Хабитат, с ростом численности городского населения площадь городских земель увеличивается в два раза быстрее, чем площадь проживания городского населения [4].
Застройка малой плотности неэффективна и расточительна, но, что особо важно заметить, она провоцирует увеличение длительности передвижения и поездок горожан, а также рост энергопотребления, повышение затрат на обслуживание инфраструктуры, и, в конечном счете, приводит к снижению производительности в городах. С учетом сказанного, современные городские формы признаются неустойчивыми. Взятый курс на устойчивое городское развитие реализуется в рамках различных программ, в частности, в Новой программе развития городов ООН-Хабитат до 2030 года проблема застройки малой плотности решается путем развития точечной застройки и стратегий расширения городов для обеспечения эффекта масштаба и агломерации [3, c. 6]. Решение ряда обозначенных городских проблем в настоящее время во многом сопряжено с применением достижений цифровой эпохи.
Сегодня речь идет о развитии концепции «умного» города, предполагающей широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре. В долгосрочной перспективе внедрение технологий «умного» города приведет к повышению эффективности городского управления за счет формирования единой цифровой среды; сокращению негативного воздействия на экологию; повышению прозрачности и наблюдаемости; повышению скорости процессов, мобильности, уровня энергоэффективности и безопасности [5].
В цифровую эпоху город освобождается от производственных функций и стоит на пороге повсеместного внедрения smart-технологий. Говоря о недугах современного города нельзя не подчеркнуть существующие транспортные проблемы. О том, что город находится на службе у автомобиля [6, c. 277], писал еще в 1960-е гг. французский теоретик градостроительства М. Рагон.
Концепция «города для людей», предложенная датским архитектором Я. Гейлом, предполагает взятие курса на удобство пешеходного передвижения; приятную и удобную среду для встреч, проведения досуга, самовыражения, спорта; развитие велотранспорта; безопасность и др. Речь идет о движении к живым, безопасным, устойчивым и здоровым городам [7, c. 6]. Реализация данных положений во многом представляется утопичной, однако, острота существующих проблем с необходимостью ставит перед современными правительствами задачу выработки и реализации грамотной стратегии дальнейшего городского развития, включающую обозначенные идеи и приближающую современные города к умным и устойчивым «городам для людей».
Источники и литература
1) World Urbanization Prospects 2018 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://population.u n.org/wup/Publications/Files/WUP2018-Highlights.pdf (дата обращения: 10.02.2021). 2) OECD environmental outlook to 2050. The consequences of inaction [Электронный ресурс] // OECD. URL: http://www.naturvardsver «et.se/upload/miljoarbete-isamhallet/internationelltmiljoarbete/mul tilateralt/oecd/outoloo»-2050-oecd.pdf (дата обращения: 10.02.2021). 3) Ход осуществления Новой программы развития городов и Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 го- да [Электронный ресурс] // Ассамблея ООН-Хабитат Програм- мы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам. URL: https://unhabitat.org/sites/default/files/2020/05/hsp_ha_1_4 4) _r.pdf (дата обращения: 10.02.2021). 5) The Atlas of Urban Expansion, vol.1. [Электронный ресурс] // Lincoln Institute of Land Policy. URL: www.lincolninst.edu/site s/default/files/pubfiles/atlas-of-urban-expansion-2016-volume-1- full.pdf (дата обращения: 10.02.2021). 6) Batty M. et al. Smart cities of the future // The European Physical Journal Special Topics. 2012. V. 214. №. 1. Pp. 481-518. 7) Рагон М. Города будущего. М.: Издательство «Мир», 1969. 8) Гейл Я. Города для людей. M.: Альпина Паблишер, 2012.
Григорьева Екатерина Александровна