Буллинг – современный взгляд западных исследователей | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Буллинг – современный взгляд западных исследователей

1

Статья рассматривает ряд определений асоциального явления буллинга, его масштаб в ряде стран мира, дается характеристика наиболее уязвимых жертв этого феномена. Ключевые слова: буллинг, действие прямое и косвенное, школьники, лица с ограниченными возможностями, геи, лесбиянки, раса.

За последнее время в социологической литературе по проблеме распространенности насилия в общеобразовательных учреждениях в научных работах авторов ряда стран, таких как Великобритания, Канада, США и Япония наблюдается научный интерес к вопросам, связанным с социальным явлением как «буллинг», начало исследований которого принадлежит странам скандинавского региона. Примечательно, что это явление, как показывают многие фундаментальные работы 70-х годов прошлого столетия, исследующие данный феномен, затронуло большинство школьных учебных заведений во всем мире [8], особенно отмечая его интенсивность на начальном уровне образовательного процесса. Отметим, в этой связи, что самые первые публикации на тему школьного буллинга (травли) появились ещѐ в 1905 году [10]. Самое понятие «буллинг» определяется многими учеными как: а) повторяющееся враждебное поведение, имеющее целью причинить ущерб кому-то физически или психологически более слабому; б) повторяющееся эмоциональное, вербальное и (или) физическое агрессивное преследование в форме травли, задирания по отношению к одному или части школьников находящихся в уязвимом положении; в) негативное действие, направленное от одного или части школьников на протяжении длительного времени; длительное, умышленное физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации; длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям); сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее

от одного или нескольких человек; умышленное, не носящее характера самозащиты и не санкционированное нормативно-правовыми актами государства, длительное повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание заслужить авторитет у некоторых лиц). Отметим, что понятие «буллинг» авторами статьи «A review of research on bulling and peer victimization in school: An ecological system analysis» было принято в качестве определения дефиниции как «насилие», взятое из доклада Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье»: буллинг – это «преднамеренное использование физической силы или власти, с помощью которой угрожают или ее действительно применяют против себя, другого человека, против группы или сообщества, что либо вызывает, либо имеет высокую вероятность нанесения ран, смерти, психологического вреда, отклонений в развитии или депривации». Многие западные ученые приходят к выводу, что понятие «буллинг» концептуализируется различными способами в зависимости от той страны, к которой тот или иной социолог принадлежит [11], поэтому его значение вариативно. В доказательство этому А. Сморти, Е. Менесини и П. Смит приводит различные дефиниции, представленные исследователями в пяти странах: Италии, Испании, Португалии, Англии и Японии. Так, исследователями было обнаружено, что существовали заметные различия в дефинициях рассматриваемого понятия в трактовках социологов в этих стран и пришли к выводу, что, когда один пытается перевести «буллинг» с английского языка на другие языки, нет ни одного слова, которое бы охватывало точное, всеобъемлющее значение. При всех определениях понятия «буллинга» многие сходятся во мнении, как, например, Р. Сампсон, что действие буллинга, означает дисбаланс власти, как правило, происходящее без каких-либо провокаций.

Наряду с физическими и словесными оскорбления, он также может включать в себя запугивание, распространение слухов, совершение краж, уничтожение чужого имущества, сексуальные домогательства, издевательства, предание остракизму из-за сексуальной ориентации, расовой и этнической принадлежности жертвы. При этом, как полагают И. Рыверз и П. Смит, буллинг, являясь агрессивным действием, может быть прямым, т.е. конфронтацией двух сторон в конфликте или косвенным, т.е. осуществляться через третьих лиц, как правило, в вербальной форме. Исследования, проведенные в разных странах, показали, что, по мнению С. Лимбера и его коллег, а также Д. Гловера, 8 – 38% студентов подвергаются действию буллинга, причем из них 8 – 20% постоянно, остальные один раз в неделю или более. Д. Олвеус, изучая взаимодействие в школе 140000 норвежских детей в возрасте от 8 до 16 лет, обнаружил, что около 15% подвергались этому асоциальному явлению. И. Уитни и П. Смит из отобранных ими 6758 представителей 24 школ районов города Шеффилда в Великобритании в возрасте от 8 – 16 лет, выяснили, что 27% детей начальной и средней формы обучения перенесли буллинг, а 10 процентов от выше указанного количества опрошенных указали, что насилие в рассматриваемой форме насилия происходило, по крайней мере, один раз в неделю в равной степени в отношении как мальчиков, так и девочек. Другие ученые, как И. Рыверз и П. Смит, исследовав 7000 учащихся начальных и средних школ в Великобритании, обнаружили, что в начальных классах 29% мальчиков и 24% девочек испытали на себе некоторую форму физического издевательства; приблизительно 41% мальчиков и 39% девочек подверглись вербальной форме насилия в виде словесных оскорблений и почти 19% мальчиков и 25% девочек испытали на себе косвенные действия буллинг.

К тому же, приблизительно 12% мальчиков и 5% девочек сообщили о физических действиях буллинг. Социологическое исследование, проведенное М. Боултоном и К. Андевудом в Великобритании, в Йоркшире, на основе использования анкеты, разработанное Д. Олвеусом при изучении взаимодействий между собой 296 студентов в трех городских средних школ. В результате рассмотрения опросного анкетирования около 20% респондентов сообщили, что факты насилия в форме различных видов издевательств над ними совершались, причем, большая их часть была направлена по отношению к младшим школьникам, в основном касаясь мальчиков [6]. Английские ученые Д. Томпсон, Р. Уитни, и П. Смит на основе своих исследований констатировали тот факт, что в большей степени действиям буллинга подвергаются лица с ограниченными возможностями, а также лица, принадлежащие к другой сексуальной ориентации и не относящие к белой расе.

Что касается изучения взаимодействия с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации, то в своем исследовании И. Рыверз доказывает, что из 140 школьников, являющихся геями и лесбиянками, 80 процентов подвергались либо физическим или словесным оскорблениям со стороны своих одноклассников. Учащиеся, имеющие ограниченные возможности, действительно, часто подвергаются существенным рискам буллинга и являются постоянно его жертвами. Так, в Дублине, социологами А. О’Море и Б. Хиллери проводилось исследование, в котором приняли участие 783 учащихся в четырех школах, на основании которого было обнаружено, что 12 процентов обучаемых испытали, по крайней мере, один раз в неделю или более, на себе действия буллинга. А исследования, проведенные О. Набузокой и П. Смиттом, показало, что 33% школьников с ограниченными возможностями также являлись жертвами действий буллинга. Существует ряд доказательств того, что расовая и этническая принадлежность, как уже было указано, может быть фактором в совершении действи-

ях боуллинга. Так, С. Моран, П. Смит, Д. Томпсон и И. Уитни в своих исследованиях доказали, что азиатские дети имеют более высокие риски подвергнуться буллингу, чем другие национальные меньшинства. Канадские учащиеся, по сведениям А. Карахи, Д. Пеплера и С. Циглера, на основе 43% выборки, выполненной в Торонто, сообщили, что над ними совершали насильственные действия из-за их расовой принадлежности. Основными причинами, по мнению лиц, для инициирования буллинга, стали следующие факторы: низкий социально-экономический статус, ношение очков, избыточный вес, появление в нетрадиционной форме одежды [9]. На основе работ ирландских ученых в результате исследования проведенного ими анкетирования среди 783 учащихся в возрасте от 7 до 13 лет, обучающихся в четырех школах, выяснилось, что 10 процентов респондентов признались в участие в совершении различного рода издевательств над сверстниками. В Швеции, около 15% учащихся вторых и третьих классов в возрасте 8 и 9 лет сообщили, что испытывали на себе действия буллинга [6]. Итальянские социологи на основе опроса, проведенного в Риме среди 113 девочек и 125 мальчиков в возрасте от 11 – 14 лет, выявили, что примерно половина из вышеуказанного количества школьников были подвержены действиям буллинга. Среди этих жертв 34% составляли девочки, 25% – мальчики). Первые испытали на себе косвенную форму буллинга, вторые прямую [5].

Сорок девять процентов обучающихся, отобранных в ходе исследования канадскими учеными, подтвердили тот факт, что испытали на себе, по крайней мере, раз или два раза в течение четверти различные формы буллинга. Самый высокий процент среди них составлял те школьники, которые признали, что над ними особенно издевались в 5 и 6 классах. 8% канадских студентов указали, что они подвергались буллингу постоянно или в раз в неделю, или немного чаще [9]. На основе опубликованной статьи «Bullying: What can you do about it?» в журнале «Awake» среди публикаций, которые рассматривали проблемы современного образования в Японии, содержались факты о том, что 15% обучающихся в начальной школе были подвержены различным формам буллинга, в Австралии и Испании по оценкам этих же авторов данные об этом феномене приближались к 17% [8].

В американских школах, согласно исследований С. Лимбера и В. Флеракса, было выявлено, что примерно 2,1 млн. учащихся являются хулиганствующими элементами, связанными с действиями буллинга и 2,7 млн. – их жертвами. По данным статьи «Bulling in Schools: International Variations» сообщается, что каждый день более чем 160,000 американских школьников пропускают школу из-за боязни посещать учебное заведение вследствие различного рода запугиваний [7]. Также было выявлено, что действия буллинга происходит чаще всего на территории школы, а не как часто полагают, вне школы. Однако, как полагают И. Уитни и П. Смит, основываясь на свои наблюдения, в Великобритании большинство фактов буллинга происходило на детской площадке, особенно среди школьников начальных и средних школ, редко в классах и коридорах. Известно, по оценкам этих же социологов, что случаи буллинга имели место в помещениях туалетных комнат. Было также отмечено, что редко действия буллинга совершались над жертвами по дороге в школу или обратно. Итак, нами были кратко раскрыты ряд определений асоциального явления буллинга, его масштаб в некоторых странах мира и наиболее уязвимые жертвы этого феномена.

Список литературы

1. Бердышев И. Лекарство против ненависти // Первое сентября. 2005. 15 марта. № 18. С. 3.

2. Защита детей от жестокого обращения // detiriska.ru sevice/14592.download/id/27592/…

3. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. № 4. С.91.

4. Школьное насилие: буллинг и хейзинг. http://bokap.info

5. Baldry, A. C., Farrington D. P. Types of bullying among Italian school Children // Journal of Adolescence. 1999. № 22. P. 423-426.

6. Boulton M., J. Underwood. Bully/victim problems among middle school Children // British Journal of Educational Psychology. 1992. № 62. P.P. 63-87.

7. Bulling in Schools: International Variations // krepublishers.com

8. Bullying: What can you do about it? // Awake. 2003. August 22. P.P. 3-11.

9. Charach A., D. Pepler, S. Ziegler. Bullying at school: A Canadian Perspective // Education in Canada. 1995. Spring. P.P. 12-19.

10. Dukes C. Health at School. A Practical Guide to Talking with Children. London: Fulton Books. 1989.

11. Espelage, D. Mebane. S., Swearer S. Gender differences in bullying: Moving beyond mean level differences // D.L. Espelage, S.M. Swearer. Bullying in American schools: A socialecolological perspective on prevention and intervention. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2004. P. 15-35.

12. Glover D. Toward Bully-free Schools. Buckingham: Open University Press, 1998.

П.В.Пучков, Юридический институт Московского университета путей сообщения, г. Москва С.В. Афанасьева, Государстввенная школа Северной Каролины,США


Комментировать


3 + семь =

Яндекс.Метрика