В статье анализируется особенности проявления бытовой коррупции. Указывается на то, что проявления коррупции в указанных сферах происходит в разнообразных формах, от простого мздоимства по случаю получения «надежного» школьного аттестата и поступлении в профессиональное учреждение до создания механизмов коррупционнокорпоративного типа.
Ключевые слова: коррупция, быт, злоупотребления коррупционного характера, необходимость целенаправленной политики, борьба.
У большей части населения страны постепенно складывается стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения проблем, размывается понимание общественной опасности этого явления, снижается порог моральной терпимости населения к взяточничеству и поборам. Наиболее болезненно гражданами воспринимаются взятки, вымогательство и другие злоупотребления коррупционного характера в сфере здравоохранения.
Особенно кощунственны те случаи, когда речь идет о проведении операций в связи с угрозой жизни больных, когда люди продают последнее, лишь бы спасти жизнь себе или своим близким. Важным показателем системного характера коррупции в сфере здравоохранения является то, что врачи, желающие работать по некоторым медицинским специальностям, должны платить немалые деньги за свое назначение. Такая практика предполагает наличие у них теневых доходов, которые позволяют им компенсировать вложенные средства.
Лечебные учреждения становится своеобразным фильтром, где по системе воронки «отфильтровывают» и «отфутболивают» пациентов по принципу перспективности и бесперспективности в денежном плане. По существу, наблюдается постепенное превращение лечебных заведений в торговые, в которых происходит замена честных квалифицированных врачей коммерсантами от медицины.
«Бацилла» коррупции внедрилась в образовательную систему, нанося огромный вред обучению и воспитанию подрастающего поколения, его профессиональной и жизненной ориентации. Симптоматично в этом отношении высказывание одного американского специалиста, который, побывав в Дагестане и будучи осведомлен о том, что происходит в нашей образовательной системе в последнее время, выразился следующим образом: «В Америке платят, чтобы учиться, а в России – чтобы не учиться».
Проявления коррупции в указанных сферах происходит в разнообразных формах, от простого мздоимства по случаю получения «надежного» школьного аттестата и поступлении в профессиональное учреждение до создания механизмов коррупционно-корпоративного типа. Масштабы денежных сумм, циркулирующих на теневом рынке коррупционных услуг в системе образования, потрясают. Согласно статистическим данным, на сегодняшний день в Дагестане со взяточничеством на уровне школы сталкивается 43% семей, имеющих детей соответствующего возраста.
На уровне поступления в московские и в наиболее престижные вузы других городов соответствующий показатель уже составляет 85%. Как показывают результаты Всероссийского социологического опроса ВЦИОМ [2], из неофициальных расходов, связанных с обучением школьников, наиболее популярны такие статьи, как охрана, уборка, техническое оснащение школы (их отмечают 38%), дорогие подарки учителям на дни рождения и по поводу других праздников (14%), индивидуальное репетиторство, платные дополнительные уроки у школьных учителей (10%), платные групповые факультативные занятия (8%).
В конце марта 2012 года разработан проект «Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов». Звучит привлекательно и вроде бы, наконец то, государство решило обратить внимание на особо одарённых детей. Но на наш взгляд, в том виде в каком концепция представлена, она не просто не может помочь одарённым детям, но и угрожает нормальному развитию любого ребёнка. Насколько отразится странная идея «сортировки» детей на одарённых и неодарённых, особенно в нашей республике, где каждый второй родитель правдой и неправдой будет доказывать, что именно его ребёнок самый одарённый, представить себе страшно. Вероятнее всего мы столкнёмся с ситуацией, когда тесты по проверке детей на уровень IQ будут точно так же покупаться и продаваться как результаты по ЕГЭ.
За «одарённых» детей ведь положены гранты. Мы давно уже привыкли к тому, что на реформы и «инновации» отпускаются огромные деньги, которые просто уходят «в песок». Значительные коррупционные проявления отмечаются в области призыва в Вооруженные силы, где уже сложилась такса за незаконное освобождение от службы в армии – так называемый «откос», а в Дагестане существует парадокс – платят чтобы служить! Размер взятки здесь по словам самих призывников доходит от 50 до 100 тысяч рублей.
В данной сфере действуют коррупционные механизмы, основными элементами которых являются сотрудники военкоматов и члены призывных комиссий. Наибольшую опасность для общества несет коррупция в аппаратах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сферах выработки и принятия управленческих решений. В области кадровой политики в РД достигли невиданных ранее масштабов назначения на должности за деньги и коррупционную ренту. Как во всеуслышание заявил Муху Алиев, место главы районной администрации здесь стоит до 150 тыс. долл., министерское кресло – 450-500 тысяч.
Скидываются всем кланом и купленное место потом чужим не отдают 55% дагестанцев считают, что наиболее острые конфликты возникают как раз между властными группировками [3]. По данным информационного агентства «Caucasus Times», которым был проведен опрос общественного мнения в г. Махачкале с 24 февраля по 6 марта 2009 г. в число наиболее коррумпированных структур вошли здравоохранение (63%), правоохранительные органы (58%) и суды (44%) [4].
Что касается уровня коррумпированности самих правоохранительных органах, то по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 51 % наших сограждан считают коррумпированной милицию, 48 % – таможню, 44 % – прокуратуру, 40 % – налоговые органы [5]. Независимая экспертная организация International Crisis Group основными причинами всплеска экстремизма и терроризма в республиках Северного Кавказа называет коррупцию и нестабильную экономическую ситуацию.
Взяточничество на сегодняшний день представляет собой один из наиболее распространенных видов коррупционной преступности, поразившей социум и оказывающей влияние не только на нормальное функционирование всех властных структур государства, но и способствующей деформации общественного сознания. Отсутствие продуманной и долгосрочной политики федерального центра на Северном Кавказе приводит к тому, что действенных подходов к решению задачи снижения масштабов коррупции в регионе просто не существует. Если в борьбе с коррупцией не приложить достаточно политической воли и усердия, то ситуация может стать для Дагестана взрывоопасной.
Список литературы
1. Гришанков М.И. Информационно-аналитическая справка о состоянии коррупции в системе образования и законодательных мерах по ее минимизации. Федеральное Собрание РФ. Государственная Дума. Комиссия по противодействию коррупции. 2. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 апреля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 100 населенных пунктах в 40 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Данные Всероссийского центра изучения общественного мнения. // www.anticorruption.ru. 3. www.anticorruption.ru. 4. Уровень коррупции в Дагестане: впереди силовики и суды // www.caucasustimes.ru. 5. Данные Всероссийского центра изучения общественного мнения. // www.anticorruption.ru.
Таилова А.Г, Магомедов А.А.