Бюджетно-политические цели | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Бюджетно-политические цели

Бюджетно-политическая цель — это ограничение, определяемое до начала ежегодного бюджетного процесса. Смысл такого ограничения заключается в том, что результат бюджетного процесса должен отвечать задачам государственного сектора и обеспечивать в перспективе стабильность государственных финансов. Необходимость установления такого ограничения, как уже упоминалось ранее, вызвано склонностью политиков увеличивать расходы (или снижать налоги), даже если в результате создается дефицит бюджета. Этому способствуют следующие обстоятельства: Группа людей, которая выигрывает от некоего целевого расхода, всегда меньше той группы, которая финансирует расход, платя налоги. Это приводит к тому, что преимущества от увеличения расхода воспринимаются как более явные и значительные, нежели требуемое скромное повышение налогов для каждого налогоплательщика.

И налогоплательщики, и политики в краткосрочной перспективе склонны ценить преимущества от увеличения некоего расхода выше, чем будущие затраты, связанные с финансированием этой расходной статьи путем увеличения налогов. Оба этих обстоятельства обычно приводят к одному и тому же, а именно — к слишком высокому уровню расходов и большому дефициту бюджета. Если определенные ограничения для бюджета отсутствуют, то велика опасность того, что правительство станет решать внутренние конфликты, связанные с нехваткой ресурсов, путем увеличения расходной части бюджета, не обеспечивая ее финансирование путем соответствующего увеличения и доходной части. Результатом становится дефицит бюджета, покрываемый с помощью заимствования средств.

А это значит, что расходы бюджета будут оплачивать завтрашние налогоплательщики. Даже если увеличенные расходы финансируются за счет повышения доходов, так что удается избежать дефицита бюджета, нет уверенности в том, что такое повышение налогов согласуется со здоровьем национальной экономики: рост налогов, к примеру, способен негативно сказаться на уровне накоплений или потребления. В странах Западной Европы государственные расходы, дефицит государственного бюджета и государственный долг значительно выросли в 70-е и 80-е годы ХХ века. 90-е годы стали периодом санации общественных финансов. Уже до образования Европейского валютного союза и введения евро в качестве общей валюты, государства-члены обязались не допускать дефицита государственного бюджета свыше 3% ВВП или государственного долга — свыше 60% ВВП соответствующей страны.

Однако некоторые страны пренебрегали этими ограничениями, результатом чего стал финансовый кризис, очень тяжелый как для отдельных европейских стран, так и для всего валютного союза. Помимо того, что находящиеся в наиболее тяжелой ситуации страны вынуждены в связи со сложившейся ситуацией подчиниться требованиям жесткого урезания расходной части своих бюджетов, чтобы им были предоставлены спасительные кредиты, другие страны еврозоны также должны избегать роста государственных расходов, превышающего допустимые для национальной экономики пределы. Поэтому отдельные страны, как, например, Швеция, не входящая, впрочем, в зону валютного сотрудничества, ввели в действие некоторые гармонизированные бюджетно-политические ограничения и механизмы контроля и санкций за их нарушение.

Важно подчеркнуть, что бюджетно-политические ограничения, основанные на макроэкономических прогнозах, являются одинаковыми, независимо от структуры бюджета и его исполнения. Так, к примеру, общий объем ресурсов, выделяемых на определенный вид деятельности, не изменяется в зависимости от того, выделяется ли ассигнование в виде паушальной суммы (без разбивки по статьям) или с детальной росписью по использованию различных ресурсов (зарплата, материалы, аренда и т.п.). Некоторые макроэкономические факторы также необходимо учитывать, даже если деятельность полностью или частично финансируется за счет других ресурсов, кроме нерезервируемых для специальных целей налоговых поступлений. Если же государство принимает на себя обязательства, например, в форме гарантий (в том числе, по деятельности, лежащей совершенно за рамками государственного бюджета или даже за пределами государственного сектора), в макроэкономическом анализе, возможно, необходимо будет принять во внимание фактические или потенциальные затраты. Существуют разные виды бюджетно-политических целей или ограничений. Самое старое из них — то, что расходы не должны превышать доходы, то есть, что в бюджете не должен быть заложен дефицит. Это ограничение-цель по-прежнему можно обнаружить в бюджетных кодексах некоторых стран.

Золотое правило

В большинстве случаев это ограничение не касается заимствований в инвестиционных целях. В этом состоит сущность так называемого золотого правила, гласящего, что на годовом уровне бюджет не может иметь дефицита, превышающего совокупные государственные инвестиции в этом же году. В основе этого лежит концепция, предполагающая, что одно поколение налогоплательщиков не должно в одиночку финансировать инвестиции, пользоваться результатами которых будут следующие поколения. Заемное финансирование может даже оказаться более предпочтительным, если речь идет о государственных объектах, которые в перспективе будут приносить доход, который можно будет направить для покрытия основной суммы долга и процентов по кредиту.

Управление общественными финансами: международный опыт реализации принципов лучшей практики [сборник методических материалов] — М.: , 2017 г. — 600 с.


Комментировать


8 × семь =

Яндекс.Метрика