Важная ступень боевого слаживания

ТСЗ (тактико-строевые занятия) – это форма зачета для всего личного состава части по боевой готовности в целом

ТСЗ (тактико-строевые занятия) – это форма зачета для всего личного состава части по боевой готовности в целом

Тактико-строевые занятия (ТСЗ) являются важнейшей ступенью боевого слаживания подразделения. Они в обязательном порядке проводятся перед каждым тактическим занятием и учением. Поэтому так важно, чтобы ТСЗ проводились не только на хорошем методическом уровне, но и поучительно. Как этого можно добиться, и пойдет речь в данном материале.

Сегодня важно повысить результативность полевых занятий. Не претендуя на истину в последней инстанции, попробую высказать собственные соображения относительно организации ТСЗ по оборонительной теме.

Допустим, что согласно расписанию занятий во взводах одной из мотострелковых рот (курсантском подразделении) вскоре предстоит тактико-строевое занятие. Естественно, возникает вопрос: как лучше его провести? Самый неудачный вариант — отдать все на откуп командирам взводов, что, скажем честно, чаще всего и случается. Немногим лучше и тот, при котором командир роты выступает в качестве руководителя во всех взводах поочередно. А нельзя ли провести занятие в комплексе, отрабатывая одновременно (во взводах поочередно) вопросы и обороны, и наступления, противодействуя и «подыгрывая» друг другу? Давайте рассмотрим такую возможность. Напомню, что командирам рот были предоставлены права вносить в учебный процесс определенные коррективы. В частности, и в общепринятую схему ТСЗ.

Например, они могут проводить занятие в две смены (1-я смена — c 9 до 12 часов, 2-я смена — с 12 до 15 часов) и на двух учебных местах. При этом важно правильно распределить учебно-боевую технику, имитационные средства и другое материально-техническое обеспечение (например, для отработки первого и второго вопросов — три БМП на учебное место № 1, после чего их передать на учебное место № 2. Танк с минным тралом — на учебное место № 2 с последующей его передачей в распоряжение руководителя на учебном месте № 1 для отработки второго и третьего учебных вопросов. Автомобиль — он же санитарное транспортное средство — на учебное место № 2.

Распределить подразделения по учебным местам можно следующим образом. Первая смена: 3 мсв — учебное место № 1 и 1 мсв — учебное место № 2. Вторая смена: 2 мсв — учебное место № 1 и пулеметный взвод — учебное место № 2.

Порядок подготовки к ТСЗ достаточно хорошо известен. Поэтому подробно останавливаться на нем не имеет смысла. Единственно, что стоит отметить — необходимость тщательной рекогносцировки местности и детального изучения руководителем в ходе нее порядка действий с командирами взводов, а в части касающейся — и с командирами привлекаемых БМП, танка, старшего машины. Думается, есть смысл в процессе работы в поле по установленным сигналам и командам «проиграть» возможные варианты и предусмотреть их в плане ТСЗ (см. приложение) и планах-конспектах. Ход занятия мне представляется примерно таким.

В 9.00 руководитель на учебном месте № 1 («Взвод в обороне») сообщает обучаемым военнослужащим наименование темы, учебные цели, а также вопросы и порядок их отработки. Напоминает меры безопасности и вводит их в обстановку. Затем проводится ориентирование на местности.

Приступая к отработке первого учебного вопроса, целесообразно обозначить «огневую подготовку» противника имитационными средствами. Обучаемые военнослужащие в составе отделений, взвода занимают укрытия, личный состав дежурных огневых средств ведет наблюдение… После команды «К БОЮ» солдаты покидают укрытия и по сигналу вновь в них возвращаются (последний огневой налет). Для защиты от зажигательного оружия используют перекрытые щели, ОЗК и т. п. Наводчики-операторы и механики-водители находятся в боевых машинах в готовности к отражению атаки «противника». По командам и сигналам включают систему ПАЗ и ПРХР. Экипажами БМП командир взвода управляет через своего заместителя по радио.

В последующем взвод решает задачи по вводным командира роты и, сообразуясь с обстановкой, создаваемой не только мишенями и имитационными средствами, но и реальными действиями 1-го взвода, приступает к занятию одновременно с 3 мсв.

После организационных мероприятий личный состав на автомобиле выдвигается к обороне «противника». На указанном рубеже мотострелки спешиваются и в предбоевом порядке продолжают наступление. Автомобиль обгоняет под- разделение и движется в направлении опорного пункта, обозначая разведорган наступающей стороны. Танк выступает в качестве кочующего огневого средства и ведет по опорному пункту огонь холостыми боеприпасами. Результативность его огня (места падения снарядов) целесообразно обозначать взрыв пакетами, а также подачей предусмотренных на этот случай вводных. Дежурные средства обороняющихся мотострелков, обнаружив автомобиль (боевой разведывательный дозор (БРД) противника), получают задачу на его «уничтожение». Их огонь может послужить сигналом для руководите- ля на учебном месте № 2 и командира танка. Наступающий взвод развертывается в цепь и во взаимодействии с экипажем танка атакует «противника». Одновременно с этим руководитель на учебном месте № 1 приступает к отработке второго учебного вопроса.

Танк, подойдя к минному полю, опускает трал. Вслед за ним по протраленным колеям преодолевают минное поле мотострелки. Вновь развернувшись в цепь, они обгоняют танк (условно выведенный из строя: его экипаж имитирует это дымовой шашкой) и по вводной руководителя начинают закрепляться на достигнутом рубеже (окапываются под огнем противника, выполняя соответствующий норматив). Экипаж танка возвращает катковый минный трал (КМТ) в походное положение и по радио входит в связь с руководителем на учебном месте № 1.

При действиях взвода по уничтожению обходящего опорный пункт «противника» можно обозначать мишенями и движением автомобиля. Целесообразно, чтобы в таком случае часть сил и средств, в том числе и боевые машины пехоты, по команде занимали запасные позиции.

Для отработки порядка противодействия «противнику», ворвавшемуся в опорный пункт, командир 3 мсв дает сигнал экипажу танка на продолжение движения. После того как боевая машина преодолеет первую траншею, обороняющиеся мотострелки забрасывают ее гранатами (выполняют соответствующее упражнение), отсекают возобновившую атаку пехоту и вынуждают ее отойти. Прорвавшийся танк «уничтожается» в глубине опорного пункта.

Вертолеты, прикрывающие отход наступающей стороны, «поражаются» огнем орудий и пулеметов БМП, сосредоточенным огнем стрелкового оружия. (Обозначить вертолеты можно мишенями, которые поднимет оператор тактического поля по сигналу руководителя на учебном месте № 1). Затем подразделения переходят в третьему учебному вопросу.

Чтобы при этом ставить обучаемых военнослужащих в более трудные условия, целесообразно несколько изменить его содержание и нарастить обстановку. Например, наступающей стороне предоставить успех, сообщив о выходе на выгодный рубеж в глубине. Обороняющихся мотострелков с переднего края отвести к тыльной границе опорного пункта. С 3 мсв, в частности, лучше отработать действия по установке мин на угрожаемом направлении в глубине обороны, уничтожению прорвавшихся на других направлениях бронированных объектов и наступающих на опорный пункт с тыла.

По сигналу одно из отделений занимает специально подготовленный окоп, прикрывая опасное направление (дорога, просека и т. д.). Танк начинает движение, атакуя взвод с тыла. Командир отделения ставит задачу двум солдатам на установку противотанковых мин (ПТМ). Скрытно выдвинувшись вперед, они устанавливают две мины, маскируют их, откатываются в сторону или назад и занимают места в укрытиях на безопасном удалении. Если танк не «подорвется на минах», взвод его «уничтожает» собственными силами и средствами.

В таком случае танк с остановкой или без нее (по решению руководителя, принятому в соответствии с действиями обучаемых) продолжает движение и проходит над окопом, занимаемым отделением. Личный состав мсо вновь тренируется в способах борьбы с ним, после чего танк уходит на второй круг. К установке мин приступает следующая пара обучаемых…

После разбора и подведения итогов оба взвода приступают к занятиям по другим дисциплинам согласно расписанию. Их сменяют другие подразделения роты.

Читателей может озадачить ярко выраженная «танкообкатная» направленность занятия на учебном месте № 1.

Обороняющиеся трижды лицом к лицу встречаются с «вражеским» танком. На мой взгляд, при должном соблюдении мер безопасности это вполне оправданно: у людей быстрее пройдет «танкобоязнь». Вряд ли стоит долго распространяться и о том, что, дескать, только половина роты изучила оборонительную тему — другая отрабатывала вопросы наступления. Ведь командиры, как уже отмечалось, могут и повторить такое занятие в счет, скажем, времени, отведенного для освоения наступательных тем и поменяв подразделения местами. Ведь общее-то количество часов не изменится, речь идет только о пересмотре сроков и последовательности занятий.

Эффективнее при данном варианте ТСЗ используются также имитационные средства, техника и т. д. Все мы хорошо знаем, как трудно обеспечить всем необходимым занятия по взводной тематике. Здесь же вряд ли подразделения останутся обделенными. Имитация и техника действуют в интересах двух взводов, а, значит, и их результативность увеличивается вдвое. У обучаемых военнослужащих не теряется ощущение реальности, они лучше понимают смысл отрабатываемых приемов. Да и взводы, изучая каждый свое, в то же время реально действуют друг против друга. А ничто так не вредит полевым занятиям, как элементы условности. Здесь же она сводится к минимуму.

В заключение отмечу, что в принципе подобная методика применима и для обучения курсантов военно-учебных заведений.

М.Н. АНТИПИН

ghbk

Приложение

 


Комментировать


+ семь = 8

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru