Веб-документалистика: трансформация аудитории | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Веб-документалистика: трансформация аудитории

Не секрет, что в XXI веке благодаря техническому прогрессу медиасфера серьезно видоизменилась. Особенное влияние на СМИиК оказало появление интернета, ведь именно с его возникновением исследователи связывают начало «Новых медиа». Главным отличием таких медиа называют интерактивность, которая заложена в самом принципе работы интернета. Несмотря на то, что первые ресурсы и сайты были скорее псевдоинтерактивными, именно взаимодействие пользователя и материала лежит в основе любого интернет-проекта. Наиболее очевидные изменения вследствие трансформации роли аудитории коснулись документальных веб-проектов. Доступность средств фиксирования реальности (сейчас почти у каждого человека сотовый телефон представляет собой маленький компьютер, с фотокамерой, а также возможностью установки фото и видеоредакторов) популяризировала документалистику.

Сегодня почти каждый в России создает целые серии фотографий, фиксирующие концерты, катастрофы, вечеринки и простую повседневную жизнь. А благодаря различным интернет-хостингам этими фотографиями можно поделиться с миллионами людей за несколько секунд. Ричард Викерс приводит ошеломляющую статистику в своей статье: «Можно сказать, что в Facebook сейчас более 850 миллионов активных пользователей. Больше 250 миллионов фотографий загружаются на сайт каждый день, сейчас на сайте уже больше 100 млрд фотографий». [1, с.105]

Теперь каждый может снять и тут же распространить собственный документальный материал. Вчерашний зритель превращается в пользователя и обретает возможность непосредственно влиять на информационный контент, создавать его. Такая возможность коренным образом изменила саму суть взаимодействия аудитории и автора, а также общества и СМИ как социального института. Генри Дженкинс в своей работе пишет: «…любая связь, любая коммуникация строится на обеспечении социальными медиа возможности делиться и сотрудничать одной системой с другой, упростив для отдельного человека возможность внести свой вклад в коллективную работу, это создает условия для возникновения новой культуры – «культуры участия»». [2, с.120] Эта новая форма взаимодействия со зрителем, новая среда и технические возможности потребовали обновления инструментов подачи информации: интернет изменил подход к репрезентации действительности через моделирование. Формируются новые формы и жанры в сфере журналистики и документалистики, которые ориентируются не на пассивного зрителя, но на активного пользователя, которому необходима возможность влиять на информационный контент.

Самыми распространенными новыми форматами стали «лонгрид» и «вэб-док». В зависимости от поставленных задач и конкретной аудитории таких проектов, можно выделить несколько уровней их интерактивности. Например, проект «Out my window» [3] позволяет добавлять собственное изображение, влияя таким образом на содержание произведения, а в других, таких как «Snowfall» [4], пользователь может лишь выбирать последовательность просмотра и исследовать дополнительную информацию. «Этот формат позволяет представить не только авторское видение темы, проблемы, как это происходит в традиционном документальном кино, но и дать пользователю возможность самостоятельно выбирать логику просмотра, "зацепляясь" за то, что затронуло его больше всего, и, таким образом, более глубоко и заинтересованно взаимодействовать с контентом» [5] – объясняет Ирина Савченко, рассказывая о новом направлении работы РИА Новости в 2013 году. К сожалению, в России вебдокументалистика, особенно новые ее формы, такие как «веб-доки», развиваются гораздо медленнее, чем в Европе или Америке.

Список литературы

1. Vickers, R. Convergence media, participation culture and the digital vernacular: towards the democratization of documentary//International Conference on Communication, Media, Technology and Design. Turkey, 2012. P. 105-107

2. Jenkins, Henry. What Happened before YouTube. In: Burgess ed. YouTube, Online Video and Participatory Culture. London, 2009. PP. 109-126.

3. Outmywindow//HighRiseProject [электронный ресурс]: сайт. URL:http://outmywindow.nfb.ca/#/outmywindow (дата обращения: 01.03.2014)

4. Snowfall//NYTimes [электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.nytimes. com/projects/2012/snow-fall/#/?part=blur-of-white (дата обращения: 1.02.2014)

5. Запущен первый проект РИА Новости в формате web documentary // РИА Новости [электронный ресурс]:сайт. URL: http://ria.ru/news_company/20130429/935140310. html#ixzz3b9TH9nCm (дата обращения: 1.03.2014)

А.В. Антонова


Комментировать


− четыре = 1

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru