Великая Отечественная война в электронных ресурсах и коммуникативном пространстве Рунета | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Великая Отечественная война в электронных ресурсах и коммуникативном пространстве Рунета

День победы помню…

День победы помню…

Память о Великой Отечественной войне – одна из немногих исторических тем, которая сплачивает современное российское общество. По данным социологического опроса, проведённого фондом «Общественное мнение» 21 сентября 2014 г. 85% опрошенных россиян от 18 лет и старше считают Победу в Великой Отечественной войне наиболее важным историческим событием [6].

Выстраивая социальную и воспитательную стратегию, государство, в том числе, в лице образовательных учреждений, должно учитывать тот факт, что в современном российском обществе нарастают темпы «виртуализации социального пространства» [2]. По данным фонда «Общественное мнение», с зимы 2003-2004 гг. по зиму 2013-2014 гг. российская месячная аудитория Интернета среди лиц старше 18 лет выросла с 10 до 66% [5; 16]. По отчету Минкомсвязи России, по итогам 2014 г., Интернетом пользуется 62% населения страны или 68 млн человек [16]. Доля пользователей, которые выходят в глобальную сеть от одного до нескольких раз в неделю, составляет 70 – 80%. Весьма внушительны цифры, показывающие интенсивность пользования сетью в среде подрастающего поколения и молодёжи. Ежедневно интернетом пользуются 89% подростков в возрасте 12-17 лет [16].

Несомненно, в современном мире интернет-ресурсы являются важнейшим механизмом формирования общественного мнения и знаниевой составляющей того, что называют исторической памятью нации. У Интернета имеется масса достоинств: скорость обмена данными с другими людьми, возможность поиска и публикации информации со всего мира и т.д. Но, вместе с тем, свобода пользователя в сети ничем не ограничена.

Этот факт позволяет публиковать здесь совершенно абсурдные статьи, которые никогда не вышли бы в свет в научном печатном издании. Социологи, философы и культурологи обращают внимание на тот факт, что Интернет стал более массовым и более бесконтрольным. Всё это ведёт к искажению фактов, в том числе, и исторических [2]. Учитывая выше сказанное, мы задались целью проанализировать различные Интернет-ресурсы, в том числе, и группы в социальных сетях Рунета, связанные с тематикой Великой Отечественной войны (по данным на март 2015 г.). Во всемирной паутине имеется немало блогов и сайтов, посвящённых этой теме. На наш взгляд, уместно выделить три типа сайтов: информационные, архивные, хронологическо-исторические.

Примером информационных сайтов являются www.leningradpobeda.ru и www.pobeda-info.ru. Сайт www.leningradpobeda.rul рассказывает историю блокадного Ленинграда, в том числе, освещает повседневную жизнь осажденного города. На этом сайте можно найти статистические данные, дополняющие тему блокады новыми сведениями [8]. Сайт www.pobeda-info.ru – это уникальный онлайн-проект, который был создан в рамках подготовки к празднованию 65-летия Победы. Впервые в рамках одного интернет-ресурса были объединены различные архивные источники по истории минувшей войны.

На портале представлены полные коллекции периодических изданий, на страницах которых были опубликованы основные государственные постановления, именные списки награжденных орденами и медалями, десятки тысяч фронтовых материалов информационного и очеркового характера. Участие в создании портала приняли несколько российских архивов, а также Национальный архив США (NARA) [13]. Этот портал в нашей классификации занимает промежуточное положение между информационными и архивными сайтами. Ко второй категории мы отнесли сайты, предоставляющие пользователям архивные материалы. Наиболее масштабными и востребованными среди них являются www.dokst.ru, www.41-45.su, www.soldat.ru podvignaroda.mil.ru, http://www.obd-memorial.ru/html/. Так, для основанного в 2009 г. сайта www.dokst.ru, информация собиралась как из бывших советских, так и из немецких архивов [14].

Сайт www.soldat.ru/arch/ объединяет в себе данные федеральных, региональных и ведомственных архивов. Посетитель сайта может найти здесь информацию о том или ином человеке, который принимал участие в сражениях Великой Отечественной войны [12]. Детальную информацию о погибших и пропавших без вести в годы войны и послевоенный период содержит сайт ОБД «Мемориал» [11]. На другом «архивном» и весьма востребованном сайте podvignaroda.mil.ru можно найти сведения о награждениях и представлениях к наградам участников событий 1941-1945 гг. [18]. Любой посетитель портала www.41-45.su может дополнить, хранящуюся на сайте информацию.

Для этого нужно скачать анкету с вопросами о войне, составленную ведущими историками страны, обратится к координатору проекта, у которого можно получить контакты ветерана, живущего поблизости, и который готов встретиться с волонтёрами. При встрече необходимо сделать видеозапись ответов ветерана на предложенные вопросы [9]. Таким образом, формируется уникальный видеоархив воспоминаний «Поколения Победителей». Основную массу сайтов, посвящённых военной теме, составляют, так называемые, хронологическо-исторические порталы. В качестве примера приведем WWII.sasgis.ru и http://www.world-war.ru/. На первом сайте собраны аэрофотоснимки советских городов, сделанные во время войны. Снимки более 50 городов СССР наложены на современные карты Google.

На аэрофотоснимках отмечены те места, которые имели особую значимость для Вермахта. Это даёт нам представление о том, какие объекты больше всего хотели уничтожить фашисты, а благодаря наложению на современные карты, можно получить полное представление, в каких местах эти самые объекты были расположены [1]. Сайт http://www.world-war.ru/ является частью проекта «Непридуманные рассказы о войне». Идея создания этого сайта принадлежит московскому священнику Глебу Каледе. Проект существует с марта 2005 г. и развивается силами энтузиастов. В качестве одной из задач проекта позиционируется освещение деятельности Русской Православной Церкви в годы войны [10]. Самым молодым из проанализированных нами сайтов является портал http://www.9may.ru/, который начал работать в 2015 г., накануне Дня Защитника Отечества [7]. Несколькими годами ранее в Казани был создан схожий сайт http://www.9maya.ru/[15]. Любой желающий может ознакомиться здесь с последними исследованиями военных историков, послушать песни военных лет. Уникальной особенностью сайта является возможность в режиме реального времени узнать, какие события произошли в этот день на полях сражений. На сайте все желающие могут выразить свои тёплые пожелания в адрес ветеранов.

Помимо специализированных сайтов и блогов, посвящённых истории Великой Отечественной войны, огромную роль в формировании общественного мнения и исторической памяти о войне играют социальные сети. Сегодня в социальных сетях зарегистрированы 82% всех пользователей Рунета [17]. Самыми популярными социальными сетями в России остаются «Вконтакте» (28%) и «Одноклассники» (24%). Третье место занимает сеть «Facebook» (18%). Значительно увеличилась аудитория «Twitter» (10%) и «Instagram» (7%). Доля пользователей остальных сетей не превышает 13% [17]. В социальной сети «Одноклассники» сегодня содержится 277 групп, посвящённых Великой Отечественной войне. Самая многочисленная из них группа «Великая Отечественная война. Освободители» – насчитывает 3996 участников [3]. Группа создана в Воронеже и посвящена ветеранам Великой Отечественной войны.

В описании группы можно прочитать: «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И УВАЖЕНИЕ живым ветеранам-участникам войны и всем павшим за нашу РОДИНУ. Группа открыта. Просто присоединитесь» [3]. Как явствует из указанного выше количества членов группы, данный призыв возымел действие. В «Одноклассниках» есть 27 малочисленных групп (чуть более десятка человек), активность которых почти нулевая. Для сравнения в социальной сети «Вконтакте» («Вк» является самой «молодой» соц. cетью Рунета, наиболее активные её пользователи – молодёжь от 18 до 34 лет [17]) насчитывается 1449 сообществ, посвящённых Великой Отечественной войне.

Из них – 862 группы, 72 страницы, 2 встречи. Наиболее многочисленная из этих групп – «Великая Отечественная Война 1941-1945» (63775 участников), наиболее малочисленная – 1 участник. Закрытые группы составляют только 5,2% от общего числа тематических групп «Вк». Все остальные 820 групп (94,8%) являются открытыми. Поисковая система социальной сети «Facebook» на запрос «Великая Отечественная война» выдаёт 2 группы и 5 страниц. Группы очень неравнозначны по числу участников и содержательному наполнению. Закрытая группа «70-летие Победы в Великой Отечественной войне», созданная в Таджикистане, насчитывает 2473 участника [4]. Четвёртое место по количеству русскоязычных пользователей занимает социальная сеть «Twitter» [17].

Коммуникативная среда «Twitter» чрезвычайно динамична [2]. На запрос «Великая Отечественная война» поисковая система выдаёт огромный массив твитов и аккаунтов. Многие из них пользуются высокой популярностью. В «Instagram», к сожалению, нет ни одной группы, посвящённой Великой Отечественной войне. Сравнивая приведённые выше результаты с исследованием омского историка Ю.П. Денисова за 2013 г. [2], можно обнаружить существенное увеличение числа групп в социальных сетях, посвящённых интересующей нас тематике. Кроме того, наблюдается непреклонный рост числа подписчиков этих групп, что свидетельствует о том, что тема Великой Отечественной войны интересует всё большее число людей, особенно молодёжи.

Список источников и литературы

1. Аэрофотосъемка Второй мировой войны. URL: http://warfly.ru/ (дата обращения: 24.03.2015).

2. Денисов Ю.П. Великая Отечественная война в коммуникативном пространстве социальных сетей русскоязычного интернета // Сборник материалов Всерос. научно-практич. конференции студентов и молодых учёных, посвященной 68-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне (Омск, 13-14 мая 2013) / Отв. ред. Ю.П. Денисов, Т.Ю. Колягина, М.Н. Шевченко. Омск, 2013. Доступ из локальной сети сайта academia.edu. URL: http://www.academia.edu/4020420/Sbornik_maket (дата обращения: 19.03.2015)

Группа «Великая Отечественная война. Освободители». Доступ из локальной социальной сети «Одноклассники». URL: http://www.odnoklassniki.ru/velikayao (дата обращения: 24.03.2015).

4. Группа «70-летие Победы в Великой Отечественной войне». Доступ из локальной социальной сети «Facebook».URL: http://www.facebook.com/groups/ 214783738619452/ (дата обращения: 24.03.2015).

5. Интернет в России. Методика и основные результаты исследования. Аналитический бюллетень. 2010-2011. Вып. №32. Доступ из локальной сети официального сайта фонда «Общественное мнение». URL: http://bd.fom.ru/pdf/Internet% 20v%20Rossii%20Vol32.%20Zima%202010-2011_short.pdf (дата обращения: 14.03.2015).

6. Какие даты российской истории мы считаем важнейшими? И какие – знаем? Доступ из локальной сети официального сайта фонда «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Proshloe/11896 (дата обращения: 18.03.2015).

7. Официальный сайт Интернет-проекта «День Победы. 70 лет». URL: http://www.9may.ru/ (дата обращения: 18.03.2015).

8. Официальный сайт проекта «Ленинград. Победа». URL: http://www.leningradpobeda.ru/home/ (дата обращения 02.03.2015).

9. Официальный сайт проекта «Наша общая победа». URL: http://www.41-45.su (дата обращения 28.02.2015).

10. Официальный сайт проекта «Непридуманные рассказы о войне». URL: http://www.world-war.ru (дата обращения: 24.03.2015).

11. Официальный сайт проекта ОБД «Мемориал» (Обобщённый банк данных погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период). URL: http://www.obd-memorial.ru/html/ (дата обращения: 22.03.2015).

12. Официальный сайт проекта «Солдат.ru». URL: www.soldat.ru (дата обращения: 24.03.2015).

13. Официальный сайт проекта «Хроника Победы. 1941-1945 гг.», посвященного 65летию Победы в Великой Отечественной войне. URL: http://www.pobeda-info.ru (дата обращения: 28.02.2015).

14. Официальный сайт Центра документации при «Объединении Саксонские мемориалы в память жертвам политического террора». URL: www.dokst.ru (дата обращения: 28.02.2015).

15. Официальный сайт частного некоммерческого проекта «9Мая.ru». URL: http://www.9maya.ru/ (дата обращения: 24.03.2015).

16. Пользователи Интернета в России. Доступ из локальной сети сайта www.bizhit.ru. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 18.03.2015).

17. Самые популярные социальные сети России 2015 г. Доступ из локальной сети блога Екатерины Фроловой. URL: http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye￾seti-v-rossii-2015/ (дата обращения: 02.03.2015).

18. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». URL: http://podvignaroda.mil.ru (дата обращения: 24.03.2015).

Д.А. Гусев

Самарский государственный технический университет, Самара Научный руководитель: к.и.н., доцент Бирюкова А.Б.


Комментировать


+ шесть = 14

Яндекс.Метрика