Взгляд в будущее глазами историка

История

История

Аннотация: В статье наряду с описанием биографический данных великого русского историка В.О. Ключевского содержится анализ его работы «Письмо француженки», которая помогает не только понять происходящее в России в конце 19 века, но и понять грядущие изменения. Автор, основываясь на содержании этого произведения, приходит к выводу, что необходимо развивать каждому народу собственную культуру, только так можно обеспечить себе достойное будущее.

В обратном случае будущее народа будет зависимым от других культур и народов.

Представления о будущем всегда играли важную роль в истории общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. В начале третьего тысячелетия развитие человечества приобретает особую актуальность и мы, по прежнему, спрашиваем себя: « По какому пути пойдет человечество?», так как технический прогресс, дающий человеку материальные блага, достался человечеству дорогой ценой: отрывом от природы, диктатом массового производства, утратой индивидуальности, властью машины над человеком, отделением производителя от потребителя. Процесс урбанизации стал источником разрушения естественной окружающей среды, увеличения скученности и перенапряжения жизни, массовизации поведения [2, С.90]. В связи с чем, обращение к историческому наследию великих ученых поможет понять, что происходит и чего ожидать в будущем. Одним из таких ученых по праву считается Василий Осипович Ключевский.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Его труды представляют собой не только произведения высочайшей научности и отточенности, но и образцы образной и ясной формы изложения. Исторические работы ученого оказали сильное влияние на современное ему последующее развитие всей исторической науки. Его знаменитый «Курс русской истории» переведен на многие языки: чешский, немецкий, французский, английский, финский, шведский, японский [3].

Цель статьи через изучение наследия В. О. Ключевского понять насколько опыт исторических знаний помогает в настоящем и позволяет заглянуть в будущее. Василий Осипович Ключевский (1841-1911) происходил из духовного сословия. Его прадед и дед по отцу служили в церкви села Ключи Пензенской губернии. Детские годы Василия Осиповича прошли в деревенской глуши по месту службы отца — бедного сельского священника. Впечатления детства врезались в его память на всю жизнь, также как и бабушкины сказки. Он и сам сочинял сказки для взрослых. Сочувствие и понимание крестьянской жизни, интерес к исторической судьбе народа, социальная среда, в которой он вырос, — все это оказало большое влияние на будущего историка и органически вошло в его научное творчество.

Выходец из бедных слоев общества, В. О. Ключевский достиг высшего академического признания и пользовался огромной популярностью и любовью. Он был профессором пяти высших учебных заведений: Московского университета, Московской духовной академии, Александровского военного училища, Высших женских курсов, Училища живописи, ваяния и зодчества и, кроме того, часто выступал с публичными лекциями и речами [1]. Любопытно отметить, что когда хотели сказать о чем-то прекрасном, то для убедительности говорили: это «равняется лучшей странице Ключевского» [5]. Русская культура всегда привлекала внимание ученого — ей посвящена не одна страница в его книгах и лекциях. Ключевского всегда интересовало творчество русских писателей и поэтов. Их произведения он ценил не только как художественную литературу, но и как своеобразный источник, наиболее ярко и доступно отразивший подлинную жизнь. Никто из историков не оставил столько очерков о писателях и поэтах. Литературные персонажи Ключевский воспринимал как исторические явления, изучая через эти образы разнообразные культурные слои и типы российской действительности — без них «пустеет история нашего общества».

При помощи литературных шедевров он проникал в «дивную глубину человека» и в нравственную историю общества. Историк ставил вопрос об ответственности образованного дворянства перед всем обществом и, особенно, — перед крепостными крестьянами. Его история — это история народа![1] В. И. Ключевский в своей работе «Письмо француженки» (1886 г.) показывает нам обстановку, которая происходила в конце 19 начале 20 веков в мире, в частности во Франции и России. В то время как во Франции начинались шаги к улучшению жизненного уровня и наступало понимание того, что нужны изменения в стране, Россия не видела смысла развиваться, потому что ей было удобно брать всё у других народов, в особенности у Франции. В произведении приводится ряд примеров, подтверждающих данную действительность. Например, когда главная героиня спрашивала у высоких чинов о России, они не знали, что ответить, потому что, то, что они считали русским, на самом деле являлось французским. Ещё один интересный и значимый пример.

Это когда француженка разговаривала с образованным русским и попросила его рассказать ей об обычаях и традициях русского народа. На что и он начал рассказывать ей о Франции. Героиня пришла к выводу о том, что: «Они и думают, что Европа не что иное, как русская мастерская. Но это очень опасное удобство. Избалованные наследственной традиционной привычкой черпать мудрость из чужих источников, люди, потеряют способность понимать их, утратят чутье действительности. Человечество — не барский дом; в истории нет наций-барынь и наций-служанок. Народ, живущий на счет другого, мстит сам себе за собственную неправду тем, что убивает сам себя, постепенно теряя способность жить» [4]. Более того Ключевский смог предсказать дальнейшую судьбу России. Какое будущее ждёт страну, которая видя негативный опыт других стран, всё равно его перенимает, используя как единственно верный вариант? Найти ответ на этот вопрос вы можете просто, посмотрев вокруг вас. На данный момент Россия старается создавать что-то самостоятельно, но в большинстве случаев всё равно заимствует у других.

Примером этого служит такое явление, как проведение Единого Государственного Экзамена по окончанию среднего образования. Россия проводит эту систему с 2001 года. Интересно, откуда она была заимствована? Впервые система ЕГЭ была проведена во Франции в 1963 году (ещё в прошлом веке!), но спустя 4 года в 1967 году они от неё отказались, потому что поняли, что эта система ошибочна. Далее ЕГЭ перекачивала в США, но и там отказались от неё. Так, почему же Россия до сих пор использует этот неудачный опыт вот уже на протяжении 17 лет? Ответ прост, Россия не может предложить свою альтернативу западному ЕГЭ, т.к. создавать что-то своё мы так и не научились, а опыт прошлых поколений был отвергнут, несмотря на то в результате функционирования российской дореволюционной и советский образовательной системы было создано всеобщее среднее образование, давшее хорошие результаты во второй половине 20 века. К сожалению, подобных примеров можно привести очень много. Образование только малая часть того, что было взято Россией у других стран. Нежелание развивать собственные социальные институты приводит к тому, что мы отстаём от развитых стран на несколько сотен лет и периодически играем в модернизационные «догонялки», реформируя по их образцу вся и все.

И самое ужасное – необдуманная и не взвешенная практика заимствования чужого, не свойственного нашей культуре опыта, способствует трагедиям. Либеральные реформы конца ХХ века привели к заимствованию англо-американских образцов, к формированию общества потребления, в котором нет понятия гуманности, милосердия и сострадания. Все в этом обществе сводится к рыночным отношениям, где правит универсальный товар — деньги. Жизнь человека превращается торгово-развлекательный центр. Никто не заботится о безопасности, доверяясь «золотому тельцу». Возникает вопрос: «Как же нам изменить это?». Ответ как раз находится в данной работе Ключевского. Василий Осипович считал одним из признаков великого народа способность подниматься на ноги после падения и проводил мысль об ответственности потомков перед великими предками, «ибо нравственное чувство есть чувство долга»[4].

Итак, В.О. Ключевский – учёный, историк, художник, мастер — был возведён не только современниками, но и потомками на высокий пьедестал корифея отечественной исторической науки. В начале XX века он подарил соотечественникам ту историю, которую они хотели знать именно в этот момент, подведя тем самым черту под всей предшествующей историографией и заглянув в далёкое будущее. История ХХ века, в которой были нации-барыни и нации – служанки, привела к тому, что результатом явилось образование фашистских режимов и концентрационных лагерей. Огромный вклад в победу над которыми внес Советский Союз. Но и сегодня есть те, кто пытается это всё фальсифицировать, забывая наказ Ключевского: «Человечество — не барский дом; в истории нет наций-барынь и наций-служанок. Народ, живущий за счет другого, мстит сам себе за собственную неправду тем, что убивает сам себя, постепенно теряя способность жить»[4].

Список использованных источников 1. Амфитеатров А. В. Лучший образец русской исторической литературы / А. В. Амфитеатров — [Электронный ресурс]. URL: https://fil.wikireading.ru/61987 2. Гончаренко О.Н., Семенкова С.Н. Опыт формирования аграрного сознания у сельских детей и молодежи // Научное обозрение: гуманитарные исследования – 2017, № 7, с. 89-98. 3. Ключевский Василий Осипович: Исторический портрет. — http://www.publiclibrary.ru/readers/kaleidoskop/historical-portrait-Kluchevskiy. 4. Ключевский В. О. Неопубликованные произведения/ В. О. Ключевский — М.: Наука, 1983. — [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_1886_pismo_fratzuzhenki. 5. Планета по имени В.О. Ключевский. О нравственности и русской культуре.- [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-71941140_6622

Козлова М.А.


Комментировать


два + = 5

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru