Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 — 1905 г.г.)

Виктор Эльпидифоровича Борисов-Мусатов (1870 — 1905)

Виктор Эльпидифоровича Борисов-Мусатов (1870 — 1905)

«Самым поэтичным и своеобразным художником» назовет искусствовед А. Русакова Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870 — 1905). Борисов-Мусатов родился в Саратове в дружной и любящей семье. В 1873 году с ним произошел несчастный случай. Он упал и ушиб позвоночник, став калекой.

Еще раз обратимся к А. Русаковой: «Искусствоведы, занимавшиеся творчеством Мусатова, выводят обычно из этого несчастного случая и его последствий, как из основной причины, особенности искусства художника. …Но переоценивать это обстоятельство все же нельзя… Изучающие его творчество не принимают во внимание свидетельство о несомненном общественном темпераменте художника, об его организаторских способностях, общительности, умении преданно дружить, всегдашней способности помочь людям, да и попросту о постоянно проявлявшейся, несмотря на болезнь, жизнерадостности».

Мусатову исполняется двадцать лет, и начинаются «годы учения и странствий». Сначала Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем Петербург — Российская академия художеств. Но в Петербурге сырой климат оказал плохое влияние на здоровье Виктора. Опять Саратов и Москва. Путешествие на Кавказ и в Крым приносит много ярких впечатлений от природы, городов с новой архитектурой и знакомства с интересными художниками. Несколько лет в Париже — и опять обострение болезни и операция в частной клинике. Виктор Эльпидифорович живет то в Москве, то в Петербурге, то во Франции, участвует в выставках. Часто приезжает в Саратов для устройства хозяйственных дел.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Мы здесь не говорим о произведениях, написанных в эти и последующие годы, и не разбираем их художественное достоинство. Не рассказываем о его выставках. Не говорим о тех течениях в искусстве, к которым он примыкал, так как это дело искусствоведов.

О Борисове-Мусатове написаны монографии, выпущены альбомы, каталоги. Мы же прослеживаем путь художника в Тарусу.

В декабре 1903 года семья Мусатовых переезжает в Подольск. Весной 1905 года Виктор Элъпидифорович с женой и маленькой дочкой переезжает в Тарусу. Их приглашает по просьбе Василия Дмитриевича Поленова Иван Владимирович Цветаев на свою дачу. В этом году по семейным обстоятельствам семья Цветаевых не могла приехать в Тарусу Здесь, в окружении прекрасных русских пейзажей, рождаются творческие планы, новые сюжеты картин. И еще. Здесь, совсем недалеко, на противоположном берегу Оки живет человек, которого Мусатов безмерно любит — Василий Дмитриевич Поленов.

Восхищаясь женскими образами на картинах Борисова-Мусатова, мы можем заметить, что у него был свой идеал, тип женской красоты — это черты его любимых: младшей сестры Елены и его жены — художницы Е. В. Александровой, Н. Ю. Станюкович — жены друга, художника В. К. Станюковича. В Тарусе Виктор Эль-пидифорович узнает о смерти друга. Скорбь по безвременно ушедшему очень близкому человеку — Надежде Юрьевне Станюкович проявилась в незаконченной картине «Реквием», лебединой песне художника.

В Тарусе художник много работает: эскизы, зарисовки — это все заготовки к новым картинам. Но он не успел осуществить свои планы. Последние законченные работы, написанные в Тарусе: акварель «На балконе. Таруса», пастель «Куст орешника», пастель «Осенняя песнь».

В это время в стране происходят бурные революционные события. Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением. Он в ожидании каких-то перемен. В одном из последних писем к А. Бенуа: «…Теперь я живу в Тарусе. В глуши. На пустынном берегу Оки. И отрезан от всего мира. Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов, …Я создал себе свою жизнь. Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения. Какие-то слухи долетают до меня. Какие-то дороги забастовали. Какие-то надежды, какие-то ужасы. …Как странно. Давно ли я был в Москве, в столице Российской империи и скоро вновь буду в ней, но уже в столице Российской Республики. Как в сказке. Заснул. Проснулся. Прошло мгновение ока. А между тем уже сто лет пролетело. Повсюду жизнь. Повсюду свободные граждане…» Но… Увидеть преобразования в жизни России он не успел.

25 октября, после обычного катания на лодке, началось обострение болезни почек и сердца. К утру 26 октября 1905 года замечательного художника не стало. Похоронили Борисова-Мусатова на крутом берегу Оки. На его могиле установлен гранитный памятник, выполненный другом художника талантливым скульптором А. Т. Матвеевым.

Основные работы Борисова- Мусатова можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Саратовском художественном музее им. А. П. Радищева, Русском музее С.Петербурга.

Борисов-Мусатов меньше года жил в Тарусе, но его творчество покорило тарусян. В память о нем в Тарусе ежегодно в октябре проводят пленэр «Мусатовская осень», итогом которой становится выставка работ участников пленэра в Тарусской картинной галерее.

Таруса нас радует тем, что именно ее выбирали, да и сейчас выбирают местом своего обитания неординарные, талантливые люди. Их душевные качества, открытость, самоотверженное желание отдать все силы на развитие культуры небольшого провинциального города остаются в нашей памяти, и эта книга дань признательности их заслуг.

Э.М. Логинова


Комментировать


+ 4 = тринадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru