Эта трактовка Первой мировой войны, на которую теперь часто ссылаются участники процессов мемориализации и средства массовой информации, представляет собой характерный пример методов, используемых для устранения возможных противоречий и объединения имперской и советской эпох в рамках однородного исторического нарратива, выстраиваемого по модели historia magistra vitae. Этот подход отличается значительным синкретизмом и прагматизмом: в новый исторический нарратив «неразрывной тысячелетней истории», призванный обеспечить нации «внутреннюю силу и смысл», включается все, что способно служить прославлению России – великого, мощного государства, стоящего над историческими эпохами, идеологиями и политическими режимами.
Национальная история оказывается, таким образом, одним из стержней и основ патриотизма, понимаемого как абсолютная любовь к родине и безусловная преданность по отношению к государству и правительству. Будучи одним из ключевых понятий российской публичной жизни, патриотизм подразумевает одновременно определенную модель морали и форму отношений между гражданином и государством. Отечественная история и, в частности, военная ее область играют ключевую роль в обосновании патриотизма – подобно тому, как военные и полувоенные организации занимают центральное место в государственной системе патриотического воспитания.
Несмотря на явное предпочтение, которое отдается победоносным войнам, имеющим бесспорные легитимные цели (например, Вторая мировая война и 1812 г.), история других конфликтов также находит место в этом историкопатриотическом нарративе – при условии, что они способны дать примеры героизма, верности родине и воинскому долгу.
Не является исключением и память о Первой мировой войне, которая должна занять место рядом со Второй мировой, а также другими, менее известными или более спорными конфликтами, например советско-финской войной 1939-40 гг. и афганским конфликтом. В то время как история сражений учит патриотизму, обеспечивая примеры героизма и самопожертвования, чествование памяти павших дает возможность в мирное время выполнять долг гражданина и патриота. В случае Первой мировой войны такой «долг памяти» приобретает особое моральное значение, так как речь идет о том, чтобы восстановить, по словам многих акторов коммемораций, «историческую несправедливость» в отношении забытых героев.
Квинтэссенцию такого подхода можно найти на сайте Российского военно-исторического общества: Память о трагических и славных днях военной истории Отечества – одна из опор возрождения России […] Участие России в 1-ой миро вой войне – одна из славных страниц военной истории, которая не получила еще достаточного освещения, не оценена и роль страны в этой войне. Сегодня для многих россиян война является неизвест ной и безымянной. А она породила героев, которые отдали свои жизни «за веру, царя и отечество». Вернуть память о них – наш долг потомков.
Эмилия Кустова