Воздухоплаватель Андрей Богданович Васенко | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Воздухоплаватель Андрей Богданович Васенко

Советский период истории России подарил немало значительных изобретений и великолепных учёных в различных областях наук. Такое явление происходило и в воздухоплавании. В 1930-х гг. прозвучало имя воздухоплавателя Андрея Богдановича Васенко. Будущий конструктор стратостата «Осоавиахим-1», Андрей Васенко, родился 28 декабря 1899 г. в Санкт-Петербурге. Его отец, Богдан Петрович, был инженером Управления казенной железной дороги. Мать, Софья Эмильевна, преподавала в Царскосельской женской гимназии Министерства народного просвещения. В 1903 г. его мать решает переехать в Царское Село.

Именно здесь осенью 1908 г. Андрей был принят на учёбу в школу Пушкаревой – Мальцевой, но вскоре перешёл в Николаевскую мужскую гимназию. Детство Андрея пришлось на 1900-ые годы. Его мать писала в своём дневнике о сыне: «4 января 1906 года… Я его прозвала протестант и революционер. Вечно он чем-нибудь недоволен и протестует…». Будучи учеником гимназии, Васенко начал издавать собственный рукописный журнал «Молодое», а также писать стихи. Первыми стихотворениями стали: «Я», «Бог», «Жизнь», вошедшие в первый сборник «Недосказанное».

Во время учёбы он увлекается и работами по физике – читает К.Э. Циолковского. В 1918 г. А. Васенко оканчивает Николаевскую мужскую гимназию. С началом Гражданской войны он стал добровольцем в железнодорожном отряде Красной Армии и сражался на Восточном фронте2 . Сегодня нельзя точно ответить на вопрос, каких политических предпочтений придерживался будущий стратонавт в 1917 г. Наверное, он относился к тем людям, которые приветствовали революцию и большевиков.

Так, в его тетрадях-сборниках часто звучали революционные идеи. К примеру, в сборнике стихотворений «Сталь». «“Люди, остановитесь!” Хочется крикнуть им. Вперёд и вперёд, гремит девиз двадцатого века, и каждый человек крупинка мироздания говорит: “Мы идем вперёд”. И становится ясно, что люди ослеплены», – писал А.Б. Васенко в своём стихотворении «Вы слышите». Позже он участвовал в боях за Тобольск, вдоль Сибирской железной магистрали к Новониколаевску. Васенко был демобилизован, и в 1920 г. поступает в Институт инженеров путей сообщения на воздушный факультет3 . В 1927 г. Васенко оканчивает институт. Тогда же он составил проект воздушного корабля для исследования высоких слоёв атмосферы. С 16 марта 1929 г.

Васенко работает в Павловской метеорологической и магнитной обсерватории. Именно здесь он впервые задумался над созданием стратостата. Затем учёный работал в Институте аэрофотосъёмки, в институте Гражданского воздушного флота. В 1930–1932 гг. Васенко проводит испытание специальных типов аэростатов для нужд аэрофотосъёмки. В 1931 г. при Ленинградском областном Осоавиахиме было создано Бюро воздушной техники, которое сплотило вокруг себя инженерно-технические силы Ленинграда4 . В 1930 г. в план работ Бюро воздушной техники по инициативе инженера А.Б. Васенко была включена тема: «высотный стратостат»5 . Васенко возглавил бригаду по разработке проекта аэростата. Тщательная работа над стратостатом была организована в 1932 г. Одновременно в разных уголках Ленинграда создавался новый стратостат. Ещё летом 1930 г. по проекту Васенко в мастерских Павловской аэрологической обсерватории был построен небольшой привязной аэростат, который предназначался для исследования обледенения. Над устройством нового стратостата работали многие учёные. В Бюро входили известные специалисты: П.Ф. Федосеенко, Е.Е. Чертовский, А.Б. Васенко, Ю.К. Юневич, К.С. Кирпичников, Н.С. Дмитриев.

Полёт стратостата должен был решить ряд важных научных вопросов: измерить солнечную радиацию, магнетизм стратосферной оболочки, проверить наличие заряженности воздуха на разных высотах. В конце 1932 г. проектирование стратостата было закончено, и в январе 1933 г. проект «Осоавиахим-1» получил одобрение, а Центральный совет Осоавиахима СССР дал разрешение на его постройку. Проект стратостата утвердил Научно-исследовательский институт Военно-Воздушных сил. На 28 июля 1933 г. был назначен тренировочный полёт на воздушном шаре, в котором участвовали А.Б. Васенко, П.Ф. Федосеенко и И.Д. Усыскин. Впервые стратонавты увидели Ленинград с высоты 3000 м. В самом начале новый стратостат планировали запустить одновременно с другим стратостатом – «СССР-1», но этому не удалось сбыться. Стратостат «Осоавиахим-1» изготовлялся в Ленинграде, а «СССР-1» – в Москве. Эта борьба городов перекликалась и с внутриполитической борьбой между партийными лидерами РКП(б): И.В. Сталиным и С.М. Кировым. Стратостат «Осоавиахим-1» не полностью был готов к полёту в стратосферу. Он не имел хорошего технического оборудования, тем самым в экстренной ситуации стратонавты не могли выбраться. И.В. Сталин хотел установить новый мировой рекорд6 . Полёт стратостата «Осоавиахим-1» планировался весной

1934 г., но в связи с очередным съездом ВКП(б) дату перенесли на январь. Объявление о полёте стратостата «Осоавиахим-1» упоминается в записке К. Ворошилова И. Сталину от 9 января 1934 г. 30 января 1934 г. отправился в стратосферу первый в мире зимний стратостат. Сразу начались переговоры по радиосвязи. В полдень связь оборвалась. Никто не знал о судьбе членов экипажа. Однако сигналы ловили случайно неизвестные люди. В доме радиолюбителя Кержакова в с. Ям Московской области прозвучало: «Земля, отвечайте… Достигли 21 км., подъем продолжается, отвечайте, перехожу на приём»7 . Комиссия ожидала посадки стратостата в районе Коломны. Именно здесь приземлился стратостат «СССР-1». Только на следующий день стало известно Москве о гибели стратонавтов в Мордовской области. В гондоле были обнаружены тела трех стратонавтов. Инженеры до последнего момента своей жизни продолжали свои наблюдения8 . Официальная причина гибели – оболочка стратостата от удара оторвалась .

Гибель стратонавтов вызвала поток публикаций, как в советских газетах, так и в зарубежной прессе. В дневнике журналиста Л. Хвата говорилось, что весь мир хоронил трёх учёных10. Также из Америки пришла телеграмма от Вильгельма Рамдольфа Херста, где говорилось, что герои стратосферы пожертвовали жизнью не только ради своей страны, но и ради всего мира. В Польше в газете «Курьер» писали, что рекорд, поставленный советскими летчиками, является рекордом науки.

1 февраля 1934 г. состоялся последний путь трёх молодых учёных по Москве. В здании бывших Верхних торговых рядов в вестибюле дома ВЦИК был поставлен постамент для трёх урн героев СССР11. За самоотверженность в деле освоения стратосферы П.Ф. Федосеенко, И.Д. Усыскин и А.Б. Васенко посмертно были награждены орденом Ленина12. Сами похороны стратонавтов состоялись 2 февраля 1934 г. Члены правительства ЦИК ССР и членов президиума 17 съезда стояли в почётном карауле: С.М. Киров, А.И. Микоян, Г.К. Орджоникидзе, Ем. Ярославский. Интересно, что уже 20 марта 1934 года Ворошилов просил о разрешении НКВМОРу (по УВВС) приступить к организации конструкции нового стратостата с обязательством соответствующим заводам дать задание о строительстве такого стратостата в 1934 г.13 Также ещё 16 февраля 1934 года советское правительство создало фонд имени т. Федосеенко, Васенко и Усыскина, средства от которого должны были расходоваться на цели, связанные с исследованием стратосферы.

Требование звучало об открытии счёта в Госбанке, куда будут перечислены средства трудящегося населения на завоевание стратосферы через организации14. Более того, по предложению товарища Ворошилова был создан и наблюдательный совет о полётах в стратосферу в составе Ворошилова (председатель), Эндеймана, Уншлихта, Алксниса, Пятакова15. Так наша страна лишилась талантливого учёного – А.Б. Васенко, который до последних минут своей жизни выполнял задание – достичь 22 000 м над уровнем моря.

Шувалова Анастасия Николаевна (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)


Комментировать


× четыре = 36

Яндекс.Метрика