Ход событий постоянно подчинен природным условиям. Геродот
Перелистывая страницы истории Рязанской земли, мы видим ее неразрывную связь с рязанским кремлем. Рязанский кремль прожил долгую жизнь. Здесь лежит общее начало развития природы и истории, наполненное гармонией, в которой нет ничего случайного, постороннего. Здесь несколько столетий назад пролегли пути и дороги по непроходимым дремучим лесам, зыбучим болотам, через полноводные реки. Пройдя через все ответственные и важные моменты русской истории, он стал местом, где в архитектурных замыслах воплотились итоги прошедших столетий, где экспозиции хранят множество фактов и сведений народной жизни.
Это место, где жизнь наших предков выступает перед нами из исторической дали в таинственном духовном освещении. Рязанский кремль — образец гармонии материальной и духовной.
В его облике прослеживается редкостная цельность природы и архитектурных сооружений. Духовная высота, величие, красота зримая и незримая присутствуют здесь, в древнейшей части города. Изучение исторической, культурной, а также природной среды — первый шаг в освоении культурного наследия народа своей страны. Важную роль в этом играют ведущие музеи России — хранители самого драгоценного — исторического прошлого, среди которых и старейший музей страны — Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. И это в полной мере подтверждает деятельность созданного в музее научно-методического центра по комплексному изучению и сохранению исторических территорий (НМЦ). Научно-методический центр приоритетным направлением своей работы е изучении исторической территории Рязанского кремля определил мониторинговые наблюдения за всеми составляющими элементами историко-культурного ландшафта.
Целью мониторинга является получение достоверной информации о состоянии ландшафтно-исторического комплекса, о происходящих в нем природных и антропогенных процессах, об их изменениях во времени и пространстве. А также и оценки влияния негативных экологических факторов на историко-культурный ландшафт, памятники архитектуры.
Данная направленность полностью совпадает с деятельностью музея заповедника по реставрации и сохранению исторической территории, с задачами научно-просветительскими в деле формирования экологического сознания посетителей музейными средствами и наполнения новым содержанием традиционных форм работы с учащимися. Научно-исследовательская деятельность центра является новой качественной ступенью в работе музея и имеет интересную перспективу развития целого направления исследований, являясь важной составляющей научно-исследовательской работы музея-заповедника в целом. Новый концептуальный подход в изучении и сохранении исторической территории заключается в том, что мониторинг позволяет рассматривать всю территорию кремлевского холма как целостный комплекс, включающий подземную охранную зону, культурный слой, архитектурные постройки и экспозиции, инженерные сооружения и коммуникации.
В результате применения комплексного подхода в изучении кремлевского холма появляются все новые и новые данные о геоморфологическом строении холма, рельефе, устойчивости склонов, состоянии почв, растительном покрове и т. д. Важность и необходимость комплексных исследований кремлевского холма — в их глубоком научном содержании, в стремлении превратить историко-культурный ландшафт кремля в объект показа, усилить понимание определяющей роли коренного ландшафта в его освоении и использовании. Проводимые по результатам исследований НМЦ мероприятия позволяют сохранить природные особенности, заложенные в ландшафтном комплексе кремлевского холма, оставляя приоритетную роль научной реставрации архитектурных сооружений.
В настоящее время в Рязанском кремле осуществляется повседневный экологический контроль за состоянием архитектурных, исторических памятников и других объектов кремля. Большое внимание уделяется анализу современных природных процессов и хозяйственной деятельности, происходящих на территории музея-заповедника. По результатам наблюдений определяется экологическое состояние основных природных и исторических комплексов экосистемы; выявляются современные антропогенные нагрузки, определяются современные рекреационные и антропогенные воздействия на историческую территорию.
Деятельность музея-заповедника по охране природного ландшафта заключается также в восстановлении отдельных элементов ландшафта и поддержании его в надлежащем состоянии. В плане — создание модельных участков растительных сообществ, оконтуривание древнего озера, музеефикация кремлевского вала.
Все мероприятия, проводимые научно-методическим центром, направлены на сохранение природных, культурных, исторических особенностей данной территории, поддержание эстетического, экологического равновесия экосистемы, рациональное функционирование и использование, а также популяризацию результатов мониторинга, что в современных условиях приобретает одно из первостепенных значений.
Просветительская деятельность музея-заповедника до недавнего времени носила в основном историческую направленность. Несомненно, что после посещения музея-заповедника огромное впечатление оставляют памятники архитектуры, экспозиции и выставки, тем не менее, особенность и неповторимость территории Рязанского кремля заключается, прежде всего, в его ландшафтном облике. Поскольку одной из важнейших составляющих исторической территории музея-заповедника является природный ландшафт, необходимо воспитывать бережное к нему отношение. Но осознанное, бережное отношение к историко-культурному наследию невозможно без знания истории его формирования, изучения природных составляющих ландшафта, послуживших причиной освоения и развития данной территории. Ведь прежде чем что-либо охранять, люди должны быть информированы о том, что и почему подлежит охране.
Изучение природных составляющих исторического ландшафта формирует у населения, особенно у подрастающего поколения, особое отношение к территории кремлевского холма, повышает ее значимость.
В связи с этим, одним из важнейших направлений работы музея-заповедника является его эколого-прасветительская деятельность. Она играет огромную роль в укреплении взаимопонимания между музеем-заповедником пучащимися школ, колледжей, вузов, способствует созданию вокруг территории музея-заповедника необходимого климата понимания и поддержки. Существует много различных форм и методов эко-лого-просветительной деятельности.
Это — конференции, фестивали, экскурсии, лекции, которые не только повышают экологическую грамотность, но и воспитывают патриотизм. Атакже всевозможные экологические акции. Нетрадиционные формы работы занимают видное место в культурно-образовательной деятельности музея-заповедника. Они способствуют углублению знаний, расширению кругозора, привлекают учащихся в музей. Сотрудниками научно-методического центра совместно с научно-просветительным отделом разработана методика, определена система экологических мероприятий, которые довольно разнообразны: акции по спасению вала, уборка территории музея-заповедника силами учащихся близлежащих школ, экологические и ландшафтно-исторические экскурсии.
Это новые коммуникативные способы экологической работы с посетителями. В их основе лежит изучение взаимоотношений человека с природной средой, его влияния на окружающий ландшафт с первых поселений и до настоящих дней. На протяжении многих веков на территории кремлевского холма прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость человека и природы, так как именно здесь «ход событий постоянно подчинял человека природным условиям».
Учитывая, что экологическое образование является на сегодня стратегическим в системе знаний, можно с полной уверенностью сказать, что для реализации огромного багажа знаний, накопленных научно-методическим центром, имеются очень хорошие предпосылки.
Тематика экскурсий музея-заповедника весьма широка и разнообразна, но следует отметить, что несомненный интерес у посетителей различных возрастных категорий вызывают сведения о природе и экологии кремлевского холма.
Поэтому в течение последних лет музей-заповедник, опираясь на результаты научных исследований, проводимых на территории кремля, осуществляет комплексный подход к решению проблемы формирования экологического сознания населения музейными средствами. В этой связи мы обращаем пристальное внимание на популяризацию знаний, полученных в результате мониторинга территории Рязанского кремля, которые открыли нам новые перспективы и неограниченные возможности в совершенствовании музейной работы.
Бережное отношение к исторической территории невозможно без изучения культурного слоя, памятников зодчества; без знания об их архитектурных особенностях, строительстве. Все это очень важно для их сохранения, для правильного к ним отношения населения, особенно подрастающего поколения. Но важно также иметь полную и исчерпывающую информацию о проблеме сохранения и состоянии окружающей среды.
Поэтому мы включили данные мониторинга в экскурсию по истории и архитектуре Рязанского кремля. Музей — своеобразная моделирующая система культуры. Его роль в воспитании личности имеет огромное значение. Он влияет на нравственную сферу человека, формирует его как личность.
Не только получение новой информации — главное в работе музея, но и ее творческое осмысление и освоение. Отсутствие жестких правил с оценкой знаний и погружение в историческую среду с помощью разных музейных средств, воздействующих в первую очередь на чувства детей, приносит им радость, способствует развитию интеллекта. Задача музея — сделать все, чтобы музей стал привлекательным для посещения, чтобы посетители видели и понимали, что музей неисчерпаем для познания. Разнообразие памятников истории и культуры, доскональное изучение природного ландшафта территории кремля вносит в перспективные планы работы музея разработку и проведение все новых и новых мероприятий. Следует также отметить, что современные задачи образовательной и воспитательной работы с учащимися требуют обширных знаний по истории страны, истории естествознания, которые помогут глубже усвоить и понять природные и исторические процессы и, что особенно важно, познать их в конкретном проявлении.
Поэтому особое место принадлежит музею, который, храня, изучая и популяризируя культурное наследие, дает возможность увидеть и представить окружающий мир наиболее многогранно. Наряду с воспитательным воздействием на человека, главной функциональной особенностью музея является образовательный аспект. Сочетание традиционных и новых музейных форм работы способствует более глубокому и прочному усвоению музейной информации. В процессе своего обучения и жизни человек получает необходимые ему знания о природе, истории, культуре. Музей также прививает и расширяет эти познания. Анализ методики преподавания биологических дисциплин в школе и вузе позволил сотрудникам разработать программы, направленные на «экологизацию» сознания учащейся молодежи музейными средствами, пробудить тягу к познанию окружающей природы, экологическим проблемам исторической территории кремля.
Показать на конкретных примерах то, что их постоянно окружает, помочь им увидеть красоту природы, ландшафта рядом с собой. Важно вызвать у молодого человека естественное восхищение ландшафтом, архитектурой кремля и, как следствие, стремление все это изучать и сохранять. Та информация, которая была получена в результате введения мониторинга, стала основополагающим стержнем, вокруг которого строится информационно-образовательный процесс формирования экологического сознания личности, как формы культурно-экологической коммуникации. Экологические знания, полученные учащимися в школе, порою воспринимаются ими отвлеченно, теоретически.
Понятие «экология» сводится к взаимоотношениям между животными и окружающей их средой дикой природы, а также рассматривается в контексте отрицательного воздействия на человека. Мы же, формируя экологическое сознание личности, прежде всего, обращаем внимание на ее этическое, нравственное начало. Опираясь на солидный объем естественноисторических знаний об историко-культурном ландшафте Рязанского кремля, мы стремимся раскрыть более глубокое содержание экологии.
Комплекс полученных знаний позволяет нам также более четко определить акценты в изучении памятников архитектуры, исторической территории, уделяя пристальное внимание природному аспекту, раскрывая его развитие, довольно четко прослеживая экологические связи. С этой целью в рамках рекреацион-но-образовательной программы в музее-заповеднике был создан экологический маршрут.
Принципы подачи материала в процессе маршрута, построение экскурсий и занятий отличаются от того, что принято на уроках в школе. В музее присутствует максимальная наглядность материала. Научные знания обо всех составляющих историко-культурного ландшафта Рязанского кремля подаются предельно просто, четко, логично и доступно.
Занятия позволяют практически всесторонне увидеть богатство кремлевского холма, познакомиться со многими интересными данными по ландшафтным исследованиям, о которых они даже и не подозревали. Для музея важно не только пробудить интерес учащихся к природе, истории, но и направить его в нужное русло. И это особенно важно, т. к. мы в первую очередь стремимся не столько дать информацию, сколько пробудить интерес к окружающему миру.
Наблюдение за поведением и деятельностью учащихся, за их отношением к окружающей природе показывает, что их интересы часто связаны с потреблением ее богатств. Основная причина такого отношения заключается втом, что процесс формирования экологического сознания протекает стихийно, в отсутствии смысловой установки. Важно не только научить детей навыкам и умению правильного поведения в природе, в обществе, но и внутренней потребности внести свой вклад в сохранение ее богатства и красоты. В деле экологического образования важнейшим является научить человека оценивать состояние окружающей среды, поэтому одной из составляющих нашего маршрута являются экологические наблюдения.
Мы можем наглядно продемонстрировать ту экологическую обстановку, которая формируется на наших глазах под влиянием человеческой деятельности . Несанкционированные свалки мусора, беспорядочно разбросанные бутылки, банки и тому подобное — неистребимые черты современного окраинно-городского пейзажа.
Используя такие вопиющие отрицательные примеры, можно успешно влиять на формирование экологического сознания подрастающего поколения, обосновывая необходимость борьбы за чистоту окружающей среды. Таким образом, РИАМЗ, фиксируя и отражая природные и социальные спектры жизни своего региона, имеет широкие возможности для экологической работы сучащимися. И приоритетная роль здесь отводится экологическому воспитанию, абсолютно необходимому каждому человеку, живущему в XXI веке. Понимание людьми экологических проблем формирует в них активных защитников окружающей природы, а значит и своей Родины.
Поэтому экологическим программам должно уделяться особое место в развитии экологического мировоззрения, В настоящее время в музее-заповеднике разрабатывается методика для проведения комплексных геоэкологических и ландшафтно-исто-рических занятий для школьников, в ходе которых будут освещаться различные аспекты географии, экологии и истории конкретной территории, прослеживаться особенности формирования и развития ландшафтов, взаимоотношения человека и ландшафта с момента возникновения здесь первых поселений и до наших дней.
Проведение таких занятий опирается на изучение географических и культурных объектов непосредственно на данной местности и способствует распространению и пропаганде геоэкологических и исторических знаний, формированию средового подхода. Основными посетителями музея в наши дни являются учащиеся, поэтому остро стоит проблема наиболее полного и адекватного показа всего кремлевского ансамбля, исторического ландшафта данной аудитории.
Решая задачи педагогического характера, сотрудники музея разрабатывают новые формы работы с подрастающим поколением, создавая всевозможные образовательные программы для учащихся различных возрастов. Сотрудничество музея и школы основано не только на общности задач образования, общими являются и принципы воспитания, в осуществление которых музеи привносят свойственную им специфику. В работе сучащимися музей проводит принцип воспитывающего обучения.
Природа музея такова, что получение знаний неотделимо от усвоения мировоззренческих идей, нравственных норм, эстетических впечатлений, приобщения к истинным ценностям природы, истории и культуры. В неразрывной связи образовательных и воспитательных задач — характерная особенность музейного педагогического воздействия. В своей работе мы стремимся к тому, чтобы в обществе сформировалось понимание огромной ценности и необходимости охраны историко-культурного наследия. Общество должно знать о том культурном и природном богатстве, которым оно обладает, и в меру своих сил и возможностей участвовать в его сохранении и защите. Экологическое просвещение населения должно стать неотъемлемым элементом общего образования каждого.
В настоящее время в современном обществе существуетопределен-ный разрыв между образованием, понятием «экология» и экологической культурой. Помочь преодолеть его посредством музея и тем самым содействовать воспитанию гармонически развитой личности — вот основная задача, которую ставят перед собой сотрудники Рязанского истори-ко-архитектурного музея-заповедника, прилагая все усилия для более широкого использования и популяризации результатов научных исследований по изучению исторического ландшафта Рязанского кремля. Известный музеевед К. Хадсон подчеркивает, что музей имеет особью возможности, которые не имеет ни одна школа, и более того, в будущем музей будет занимать в образовательном процессе место, равное со школой, если не больше.
Рязанский кремль, его памятники и экспозиции имеют большое значение в духовном и нравственном становлении подрастающего поколения региона. Историко-архитектурный музей-заповедник вносит огромный вклад в формирование будущего поколения, его сотрудники стремятся творчески использовать имеющиеся у них ресурсы, а также находить новые.
Практика изучения природного и культурного наследия исторической территории музея-заповедника показала, что потенциал историко-культурного ландшафта Рязанского кремля поистине неисчерпаем для познания. Научные исследования научно-методического центра по комплексному изучению и сохранению исторических территорий в этой связи имеют долгосрочную перспективу.
З.Г. Артемкина