Всё начинается с учителя | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Всё начинается с учителя

С первых дней существования Кемеровской области большое внимание было уделено развитию образования, деятельности учителя, его профессиональной подготовке. Традиции, которые были заложены в далёком 1943 году, продолжают жить и сейчас в нашей области. Это профессиональные конкурсы, система повышения и переподготовки педагогических работников, проведение научно-практических конференций, социальная поддержка педагогов со стороны Администрации Кемеровской области. Данная статья основана на материалах областного архива и посвящена двум проблемам: подготовке педагогических кадров и развитию методической службы. Материал охватывает временной период с 1943 до1980 годов. 26 января 1943 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Кемеровской области в составе РСФСР. В связи с военной обстановкой в стране значительно сократился контингент учащихся и учителей. В Кемеровской области в 1940–1941 учебном году было 349 тысяч учащихся, учителей – 11038, к концу войны учащихся стало 266 тысяч, а учителей 9868 человек. Во многих школах отсутствовали нормальные условия для занятий. Некоторые школы учились в четыре смены, учебники не издавались. В области были созданы необходимые условия для эвакуированных детей из прифронтовой полосы, были открыты школы-интернаты, детские дома для детей сирот. До войны в Кемеровской области работало 20 детских домов, а к концу войны – 55. Были организованы вечерние школы работающей молодёжи в городе и деревне для тех, кто не мог учиться в дневной школе, введены экзамены (выпускные, переводные на аттестат зрелости), повышена заработная плата учителям. Основной задачей учителей стала борьба за хорошие и отличные знания. Это рассматривалось как главный патриотический долг учеников и учителей. Вместе с тем, школа взяла на себя дополнительные обязанности по семейному воспитанию, так как отрицательно сказывалось отсутствие отцов, ушедших на фронт.

Деятельность педагогов области в военный период показала высокое понимание своего гражданского долга. 12–13 июля 1943 года прошла первая сессия областного совета депутатов трудящихся, которую провёл Гогосов Владимир Антонович, председатель Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся, здесь же был утверждён заведующий областным отделом образования Чистяков Николай Николаевич. А ещё раньше, 8 мая 1943 года, был подписан указ о создании института усовершенствования учителей (ИУУ), который заложил фундамент современной системе повышения учителя в Кемеровской области. Война оказала отрицательное влияние на уровень учебной деятельности. Успеваемость в Кемеровской области последние два послевоенных года была снижена, например, в 5–7 классах успевало только 53 % ,в 8 классах несколько больше, 65 %. Такая успеваемость не могла не тревожить педагогов области. В решении первого областного слёта учителей, который состоялся 24 июля 1944 года, было записано: «Главной задачей учителей Кузбасса считать – осуществление Сталинского закона о Всеобуче. Необходимо укрепить советскую школу. Строго вести учёт и контроль над охватом школой детей и подростков. Необходимо улучшить проведение уроков и качество знаний, организовать методическую помощь со стороны областного отдела народного образования (облоно), городского отдела народного образования (гороно). В сельские школы направить учителей с высшим образованием, оказать им помощь в работе, скомплектовать для них посылки с методическим материалом. Учителям, не имеющих образования, оформиться на заочное обучение и закончить его в сроки, установленные Наркомпроссом. Установить деловые контакты со стороны отделов народного образования с институтом усовершенствования учителей, с пединститутом, методическими кабинетами и методическими комиссиями. Учителям прививать любовь ученикам к своей родной области – Кузбассу и к ведущим профессиям: угольной, металлургической, к своему городу, району, селу, посёлку, создать свои школьные музеи, сосредоточить коллекцию каменного угля, продукцию металлургической и химической промышленности, ископаемые Мариинской тайги, коллекции таёжных птиц и растений». 23 июля 1945 года прошёл второй областной съезд учителей Кемеровской области. Съезд подвёл итоги работы области за прошедший учебный год. С отчётным докладом выступил Н. Н. Чистяков зав. облоно. На съезде 4 учителя были

награждены высшей правительственной наградой орденом Ленина. Это А. А. Федулова, школа 17, женская, город Кемерово; А. П. Крылова, Мариинский район; Н. А. Попова, Ленинск-Кузнецкий район; М. И. Багдаева, Тяжинский район. И ещё 98 человек были отмечены грамотами и ценными подарками. На съезде работало 5 секций по предметам, где лучшие учителя делились своим опытом работы. Особое внимание уделялось работе областной учебно-методической выставки, которую готовил институт усовершенствования учителей, директор института т. Юшманова. В группу по подготовке материалов входили методисты и преподаватели института: т. Васильева, т. Тебенькова, т. Скворцова, т. Стремлена (в документах инициалы отсутствуют). На выставке были представлены портреты передовых учителей, их уроки, планы, работы выпускников. Отдельно были представлены методические материалы ИУУ области, был выставлен материал о лучших методических кабинетах. Отдельно был оформлен раздел, рассказывающий о работе внешкольных учреждений. Большая экспозиция выставки была посвящена изучению Кузбасса на уроках и во внеурочной деятельности.

Была оформлена отдельная выставка, посвященная работе учителей Кемеровской области в годы войны. Съезд принял решение: «На основании положительного опыта педагогической деятельности школ области продолжить улучшение учебного процесса и качества проведения уроков». В 1959–1960 уч. году область испытывала трудность с нехваткой учителей в школах. Текучесть педагогических кадров была обусловлена тем, что выпускники, работающие в школах области, были из вузов Европейской части СССР, своих доморощенных специалистов было подготовлено мало. В эти годы в области работало 19236 учителей, из них с высшим образованием 4598 человек,средне-педагогическим9179 человек,564 человека работали в школах, не имея образования. И встала серьёзная проблема перед руководителями области: подготовка педагогических кадров для школ. Третий Всекузбасский съезд учителей принял решение: «В связи с переходом на новую систему школьного образования в области улучшить подготовку педагогов для работы в школах. Активнее пропагандировать работу Сталинского (Новокузнецкого) педагогического института. Необходимо совершенствовать формы обучения учителей начальных классов, химии, физики, русского языка в Кемерово.

Отдельно проводить подготовку для школ работающей молодёжи. В ИУУ (областной институт усовершенствования учителей) практиковать проведение практико-ориентированных семинаров для учителей в летний период». Был объявлен конкурс для учителей истории на составления учебников истории для восьмилетних и средних школ. В 1962 году звание «заслуженный учитель РСФСР» было присвоено М. Г. Елькину – учителю школы № 1 г. Прокопьевска, П. П. Чепкасову – директору Кемеровской областной детской экскурсионно-туристической станции. В 80-егоды прошлого века развернулась работапотрудовому обучению учащихся, активизировали свою деятельность межшкольные учебно-производственные комбинаты по профориентации. В 1979 году вышел приказ Министерства просвещения РСФСР об экспериментальной работе по трудовому обучению в школах Кемеровской области: это № 35, 49 города Новокузнецка, № 34, 49 города Кемерово, в школе № 39 города Прокопьевска. Велась активная работа по пропаганде профессий Кузбасса, область имела положительные результаты. На заседании коллегии Кемеровского областного отдела народного образования от 26 мая 1981 года были отмечены положительные результаты работы. Но были обнаружены и серьёзные упущения. Оказалась, что работа по пропаганде профессии учителя стоит на последнем месте. Были намечены следующие меры: все школы должны были включиться в проект «Школы – вузы», Областному институту усовершенствования учителей(директор Н. Н. Учаева) необходимо было разработать методики для слушателей по данной проблеме, и использовать их на курсах. В школах усилить работу по пропаганде профессии учителя, дать ученикам возможность вести уроки. Создавать клубы молодых учителей. Педагогическому училищу города Мариинска сделать специальный набор из числа лучших комсомольцев. Материал, изложенный в статье, это маленький эпизод из жизни нашего учительства. Образовательная деятельность Кузбасса – это показатель уровня развития области, чем выше успехи учителя и ученика, тем больше положительного в работе Кузбасса.

Литература 1. Документы областного архива Кемеровской области. 2. Окладников, И. С. Из истории пионерской организации Кузбасса [Текст] / И. С. Окладников, Л. П. Елизарова. – Кемерово. – 1972. – 33 с.

И. В. Добрынина г. Кемерово, Кемеровская обл.


Комментировать


+ 4 = восемь

Яндекс.Метрика