Вятские львы: реставрация экспонатов Кировского областного краеведческого музея

В 1985 г. в фонды Кировского областного краеведческого музея были переданы две скульптуры львов (№ 26155/1,2 КОМК), вырезанных из опоки (опоковидного известняка, белого камня). Скульптуры были изготовлены в 1910-е гг. в камнерезной мастерской, которая располагалась в г. Вятке на ул. Никитской (совр. ул. Володарского, 137, не сохр.), братьями Владимировыми, Константином и Николаем Егоровичами. Владельцем дома и участка являлся крестьянин Константин Егорович Владимиров. В 1916 г. на участке был построен амбар, в котором располагался склад опоки. Кроме того, братья Владимировы имели камнерезную мастерскую и в слободе Кукарка (совр. г. Советск). Это так называемые «воротные львы» или «львы стерегущие» – они изображены в позе сфинкса: спокойно лежащими на лапах с поднятой головой. Туловище несколько утолщено, по бокам показаны ребра, хвост продет между лапами и закинут на спину.

Морда зверей вырезана тщательно, но в целом более уплощенная и имеет в некоторой степени «очеловеченное» выражение, глаза укрупнены, в приоткрытой пасти видны зубы и язык, грива изображена прядями. Анатомически неправильно показаны лапы, на которых большой палец противопоставляется как на человеческой руке. Шерстистый покров передан условно. Основанием для скульптуры служит массивная плита высотой 10 см. Возможно, мастера раскрашивали скульптуры львов. На туловище сохранилась желтая краска, имитирующая шерсть, грива была выделена черной или темно-зеленой краской, язык и уши были красными, подставка – темно-зеленой.

Скорее всего, эти скульптуры были сделаны на заказ, но по каким-то причинам остались в мастерской. Они находились на участке, а не были поставлены на постаменты у ворот. Скульптуры имеют почти одинаковые размеры – 75х40х100 см и 70х40х90 см, вес каждой – более 400 кг. Львы вырезаны из цельного блока опоки (убрано лишнее). Можно предположить, что размер скульптур обусловлен стандартным размером блоков, добываемых в штольнях. Размер плит определяли четвертями. На Кукарских каменоломнях добывали «большие камни» в 1,5 аршина (1,07 м) по ребру и «малые камни» в три четверти аршина (0,5 м) [1]. Но прежде чем скульптуры «львов стерегущих» оказались в музейной экспозиции, они прошли сложный путь реставрации [2]. Реставрационные работы включали очистку поверхности скульптур от многочисленных исторических наслоений краски, восстановление целостности скульптуры (крепление отломанной части лапы), частичное восстановление рельефа.

В ходе предыдущих работ по восстановлению одной из скульптур были использованы металлические штифты. Обильная коррозия металла и невозможность замены штифтов потребовали восстановления поверхностного слоя установленной арматуры и проведения дополнительных работ по защите поверхности от повторной коррозии. Совместно с художником-реставратором Вятского художественного музея И. А. Трапезниковым был подготовлен новый клеящий состав по немецким технологиям на основе гипсовых составляющих [3]. Сколотые элементы смонтированы при помощи этого клеящего состава, а поверхностный рельеф скульптуры восстановлен по месту склейки. В процессе реставрации скульптур сохранено более раннее покрытие желтой, красной, темно-зеленой краской. Торжественное открытие отреставрированных скульптур состоялось 3 февраля 2016 г. в рамках выставочного проекта «Жемчужина вятской старины», приуроченного к 150-летию со времени основания Кировского областного краеведческого музея. Два новых экспоната достойно вошли в экспозицию музея и будут радовать посетителей.

Залежи природного камня – опоковидного известняка – в Вятской губернии были достаточно обширны, его добывали в Сарапульском, Орловском, Яранском, Уржумском уездах. Но лучший по качеству природный камень залегал в месте впадения р. Пижмы в р. Вятку – Кукарское месторождение, местность Жерновогорская – так называемая «кукарская опока» или «вятский камень». Этот материал хорошо переносит сезонные изменения погоды, легко обрабатывается металлическим инструментом [4]. Для резки камня часто использовали тот же инструмент, что и для резьбы по дереву [5]. Простота обработки и большие залежи способствовали быстрому развитию камнедобывающего и камнерезного промысла в XIX в. С конца XVIII в. основным занятием камнерезов было изготовление и оформление надгробных плит и памятников. Конец XIX – начало XX в. – время наивысшего расцвета промысла. Мастерство резчиков, отточенное на изготовлении памятников, широко использовалось и для выполнения архитектурного декора. Работая над проектами архитекторов, кукарские камнерезы освоили скульптурные формы [6]. Изображение львов в русской архитектуре имеет давние традиции. Одни из самых ранних сохранившихся до наших дней – образы над порталами церкви Покрова на Нерли XII в.; они исполняют роль бдительных стражей, которые никогда не смыкают очей [7]. Начиная с XVIII в., после постройки Санкт-Петербурга, скульптуры львовхранителей устанавливали на территориях дворянских усадеб и у общественных зданий во многих русских городах. Богатое купечество губерний, в том числе и Вятской, стремилось украсить свои дома по подобию столичных зданий.

Существовало два типа скульптурных изображений: «львы недремлющие» и «львы стерегущие». Первые предназначались для дворцов и парков; у них одна лапа покоилась на шаре и подразумевалось, что, если лев задремлет – шар выкатится, и зверь проснется. Скульптуры «львов стерегущих» размещали на воротах или при входе в дом и изображали лежащими на вытянутых лапах [8]. Встречаются одиночные, парные и групповые изображения львов. В различных городах Кировской области (Киров, Котельнич, Нолинск, Оричи, Слободской, Советск, Уржум) на воротах и зданиях XIX в. сохранились резные скульптуры львов. В ходе экспедиционных работ, изучения письменных источников был составлен список сохранившихся скульптур: 1. г. Киров, ул. Спасская, 6, Кировский областной краеведческий музей. Пара львов; авторы К. Е и Н. Е. Владимировы, 1910-е гг.; 2. г. Киров, ул. Московская, 33. Пара львов; ворота усадьбы купца Я. А. Прозорова; (1791 г., арх. Ф. М. Росляков, перестроен в 1845 г., арх. И. Т. Соловкин); 3. г. Котельнич, ул. Советская, 83. Пара львов; ворота перед домом купца М. И. Кардакова (1859 г.); 4. г. Нолинск, ул. Ленина, 30. Пара львов; перед входом в Нолинский краеведческий музей; 5. пгт. Оричи, ул. Колхозная, 27. Скульптура льва на постаменте; перед входом в Оричевский краеведческий музей; 6. г. Уржум, ул. Советская, 57. Скульптура льва; на воротах дома Л. П. Матвеева; (конец 1840-х или начало 1850-х гг.); 7. г. Слободской, ул. Советская, 82. Пара львов; ворота усадьбы купца 1-й гильдии В. В. Александрова (начало XIX в.); 8. г. Слободской, ул. Советская, 104. Пара львов; ворота пивоваренного завода купца 1-й гильдии В. В. Александрова (основан в 1870 г.); 9. г. Советск, ул. Ленина, 17. Пара львов на флигелях дома купчихи Лебедевой (1880-е гг., арх. Н. А. Андриевский), авторы М. А. Шерстнев и А. М. Шерстнев (сын); 10. г. Киров, ул. Воровского / Володарского, 27/138. Пара львов по бокам мезонина на доме П. И. Бальхозина (1878 г., арх. Н. А. Андриевский). Львы, близкие по стилю каменным скульптурам, были выполнены из листового железа в технике выколотки в слесарной мастерской торгового дома «В. и П. Кирьяновых», автор С. И. Ложкин. В Советском районном краеведческом музее хранится небольшая скульптура льва, укрывающего лапами львенка.

Первоначально две такие скульптуры находилась на воротах земской больницы в Кукарке. Символика львов также использовалась в архитектурном декоре в виде замковых камней. Камень выполнялся в виде рельефа с головой льва. Подобный тип замкового камня находится в г. Советске, ул. Ленина, 17; в арке ворот дома купчихи Лебедевой (1880-е гг., арх. Н. А. Андриевский). По деталям отдельных скульптур можно выделить черты индивидуального почерка мастеров либо мастерской. Некоторые из фигур объединяют общие черты: поворот головы, мимика, изображение зубов, глаз и носа; грива показана прядями или косицами, туловище гладкое или с анатомическими подробностями, морда выполнена схематически или тщательно вырезана и, как правило, имеет довольно добродушное выражение. Так, отреставрированные в Кировском областном краеведческом музее львы имеют очевидное внешнее сходство со львами краеведческого музея в г. Нолинске. При этом следует учесть, что нолинские львы неоднократно подвергались непрофессиональным работам по восстановлению многочисленных сколов и покрыты масляной краской.

По характерным особенностям в изображении вятских львов можно говорить о самостоятельных поисках мастерами образа льва. Несмотря на то, что добыча и обработка природного камня велась в Вятской губернии издавна, глубоких исследований камнерезного промысла до настоящего времени практически не имеется. Большинство изысканий касались горных работ и добычи камня. Труд камнерезов редко попадал в область исследований и оставался неизвестным. Использование опоки в историко-культурных сооружениях Вятской земли, а также в качестве материала скульптуры малых форм позволяет рассматривать ее в качестве составляющей части художественного наследия Вятского края.

Примечания

1. Липинская В. А. Вятский камень // Энциклопедия земли Вятской. Т. 5. Ремесла. Киров, 2000. С. 178.

2. Погодин Д. С., Сенникова Л. А., Кривошеина Н. В. Каменные львы Вятки: выявления, история и реставрация (в печати) // VII Научно-практическая конференция «Развитие современного искусства в области технической эстетики и дизайна»: сб-к мат-лов СПГУТД. СПб., 2015.

3. Погодин Д. С., Кривошеина Н. В. Реставрация скульптуры, явление проникающей коррозии при армировании камня // Всероссийская ежегодная научнопрактическая конференция «Общество, наука, инновации» (НПК-2016) [электронный ресурс]. Секция ФАМ: 18–29 март. 2016 г.: сб. материалов. Вят. гос. ун-т; отв. ред. С. Г. Литвинец. Киров, 2016. Электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

4. Погодин Д. С., Кривошеина Н. В., Лисовский В. А. Кукарская опока: методики определения механических характеристик материала и исследование факторов его разрушения // Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция «Общество, наука, инновации» (НПК-2015) [электронный ресурс]. Секция ФАМ: 13–24 апр. 2015 г.: сб. материалов. Вят. гос. ун-т; отв. ред. С. Г. Литвинец. Киров, 2015. Электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

5. Липинская В. А. Опочный промысел в Вятском крае // Новое в этнографии. Полевые исследования. Вып.1. М., 1989. С. 15.

6. Липинская В. А. Указ. соч. С. 187.

7. История русского искусства. Т. 1. М., 1953. С. 403–405.

8. Липинская В. А. Указ. соч. С. 187.

Д. С. Погодин, Л. А. Сенникова, Н. В. Кривошеина; г. Киров


Комментировать


семь + = 9

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru