Газетная статья как инструмент по развитию критического мышления на занятиях английского языка

Техника перевода с английского

На занятиях делового английского в фокусе изучения используются газетные статьи, взятые из таких источников как the Financial Times, the Economist и т. д. Данные газеты относятся к достоверным источникам и не нуждаются в дополнительном анализе изложенного в них материала, но количество Интернет-ресурсов растет с каждым днем, и большая часть новостей является недостоверной. Как показывает анализ газетных заголовков, отличить настоящую новость от фальшивой бывает порой затруднительно.

В данном случае, решением проблемы может быть формирование и развитие на занятиях английского языка навыков критического мышления на базе газетных статей деловой направленности. Рассмотрим два важных понятия — критическое чтение и само критическое мышление. В чем принципиальная разница между ними? Критическое чтение это, в первую очередь, техника, позволяющая увидеть основную идею и информацию в тексте. Для этого применяется алгоритм чтения статей. Критическое мышление базируется на результатах критического чтения, идет вглубь и помогает оценить полученную из текста информацию и позволяет увидеть то, что может быть не видимо для читателя на первый взгляд.

При анализе газетной статьи будем следовать следующим пунктам. — В каком печатном издании была опубликована данная статья, дата публикации, заголовок. На данном этапе студентам предлагается сделать предварительные умозаключения о возможном содержании статьи, опираясь на общее развитие и изученный ранее материал в рамках лекций по специальности. — Далее изучается подзаголовок статьи, если таковой имеется. Акцент при анализе ставится на ключевые слова, использованные как в заголовке, так и в подзаголовке. Одним из вопросов на данном этапе является определение отношения автора к излагаемой тематике. — Далее анализируется сам текст и его структура с точки зрения содержания. Сколько смысловых частей содержит текст, как они относятся друг к другу, ключевые слова в каждой части, обобщение ключевых слов в тезисы. Определение ключевых идей текста, дальнейшее обобщение этих идей в одну глобальную ключевую идею. — При чтении текста делается акцент на незнакомую лексику, такие слова выделяются, определяется оттенок слов, их коннотация, а также определяется имплицитное или эксплицитное значение, что помогает увидеть то, что на первый взгляд неразличимо. — Особое внимание уделяется цитатам, приведенным фактам, цифрам, другим данным. Отмечаем, что использование такой информации позволяет отличить достоверный материал от выдуманного.

Однако, даже такие данные требуют дополнительной проверки. — Анализируются найденные стилистические приемы, которые в дальнейшем подвергаются оценке с целью ответа на вопрос, зачем они были использованы в данном тексте. После критического прочтения текста и сбора данных, стилистических приемов, определения структуры статьи, выделения ключевых идей можно переходить к оцениваю полученных данных. Именно на этом этапе важно подвергать сомнению полученные данные. Критическое мышление предполагает у обучающихся умение задавать вопросы, приводить аргументацию, делать выводы, высказывать свое мнения, используя фоновые знания. Наиболее эффективным упражнением по развитию критического мышления, структурирования отобранного материала и выделенных ключевых слов является использование ментальных карт (Mindmaps). Данный инструмент не ограничивает студентов в выборе способа подачи и изложения проанализированного текста.

Студенты с аналитическим мышлением и студенты с творческим мышлением одинаково свободно находят пути выражения при помощи этого упражнения. Составлять ментальные карты можно как дома, так и на занятиях в группах или парах. В данном случае формируется навык командной работы и все студенты оказываются вовлеченными в обучающий процесс. Анализ газетных статей, составление ментальных карт, выявления мотивации автора статьи — достаточно сложные задания и для достижения эффекта требуется проведение занятий по развитию критического мышления на регулярной основе.

В зависимости от уровня подготовленности у студентов данный вид работы вызывает сложности разной степени, но через 2—3 месяца появляются первые результаты, которые в дальнейшем закрепляются и развиваются. Развитие критического чтения и в дальнейшем критического мышления увеличивают скорость прочтения и восприятия информации, позволяют анализировать любую поступающую информацию и аргументировать мнение.

Гриневич Е. В.


Комментировать


семь − 3 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru