Генезис атрибутов журнального трэвел-медиатекста | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Генезис атрибутов журнального трэвел-медиатекста

В материале приводятся основные типологические признаки трэвел-медиатекста (одного из типов журналистского текста о путешествии) и обозначены основные вехи их исторического развития, обусловившее современное состояние данного типа текста.

Ключевые слова: тревэл-медиатекст, журналистика, типология

Трэвел-медиатекст появляется в нашей стране в начале XX века, выделившись из метажанра «травелог» благодаря возникновению функции организации путешествия. Пять из семи типообразующих элементов трэвел-медиатекста сформировались задолго до его появления. Это трактовка смыслового фрейма «другая страна», реализация концепта «путешествие», реалистичность повествования, постулируемая автором и воспринимая читателем, взаимодействие со стереотипом аудитории, а также наличие сюжета (главного и второстепенных героев). Указанные признаки наблюдаются уже в жанре русских средневековых хождений (религиозных и светских). Однако концепт «путешествие» в данных текстах окончательно еще не оформлен и может быть охарактеризован в виде сочетания более глубинных концептов, таких как «свой / чужой», «жизнь / смерть» и др. Натуралистичность повествования такого текста служила укреплению веры читателя. Важной вехой в развитии травелога в России стал рубеж XVIII–XIX веков.

В эпоху романтизма путешествие уже можно считать самоценным жанрообразующим явлением (без прагматической привязки). Так, в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина фрейм «другая страна» подробно представлен в виде слотов (таких, как народ, его язык, культура обычаи, живая и неживая природа и др.). Реалистичность повествования подкреплена конкретным указанием мест, времени, личностей, маршрута и т.д. Впервые текст о путешествии изначально строился под определенный информационный канал со смысловой доминантой «путешествие» — «Московский журнал» (первый отечественный журнал-травелог). На протяжении XIX века возрастает степень достоверности (научности) текста о путешествии, происходит транспортная революция, поездки становятся безопаснее и комфортнее. Усиливается социальная основа — класс путешественников, а во второй половине XIX формируется туристическая индустрия (гостиницы, рестораны, музеи, регулярные пароходные и железнодорожные маршруты). В России открываются туристические общества, а в начале XX века наблюдается пик популярности туристических журналов, которые подразделяются на журналы внутреннего, выездного и въездного туризма, а также общетуристические. В этих изданиях публикуется трэвел-медиатекст, отличающийся от других типов текста о путешествии наличием пяти обозначенных критериев и двух дополнительным (организаторская функция и поликодовость).

Сюжетное развертывание редуцируется, главный герой уже не проходит архетипическое становление, второстепенные персонажи выполняют функцию представления слота «народ» (население) во фрейме «другая страна». Образ автора не является уникальным и приближен к аудитории. Обязательно учитываются ее стереотипы (они могут быть обыграны, подтверждены или разрушены). Строится реалистичный маршрут поездки, который может и должен воспроизвести читатель. За счет воплощения в тексте лингвокогнитивного концепта «путешествие» привлекается и закрепляется внимание читающего. Однако поликодовость как один из семи атрибутов трэвел-медиатекста в это время является факультативной.

Иллюстрации сопровождают не каждый трэвел-медиатекст. В советский период основные элементы трэвел-медиатекста переживают идеологическое воздействие. Организаторская функция уступает место просветительской, а журналистское внимание уделяется преимущественно путевому очерку и проблемно- политическому тексту о другой стране (территории). В 1990-е годы возрастает роль туристической индустрии — маркетинговой основы трэвел-медиатекста. Постепенно к середине 2000-х годов восстанавливаются основные атрибуты трэвел-медиатекста. Так, в туристическом глянцевом журнале (например «National Geographic Traveller») реализуется концепт «путешествие» и преобладает организаторская функция, главными рекламодателями являются страны-экспортеры туристических услуг и хозяйствующие субъекты сферы туризма.

В самом тексте присутствуют информационные блоки, актуализируются стереотипы аудитории. Четко представлен маршрут, главной смысловой рамкой которого является фрейм «другая страна». В трэвел-медиатексте сохраняется роль сюжета и нарративная структура (что отличает его от других форм текста о путешествии). Обязательным элементом является иллюстрация, что делает текст поликодовым. Таким образом, сформировавшие в начале XX века элементы трэвел-медиатекста присутствуют на качественно новом уровне в современных публикациях глянцевого журнала

И. В. Калинин


Комментировать


8 + два =

Яндекс.Метрика