Государственная политика США в области труда и занятости

Становление американского трудового законодательства имеет длительную историю. В научной литературе отмечается, что на начальном этапе для США было характерно заимствование норм, регулирующих трудовые отношения, из английских статутов.

Однако с течением времени, с появлением первых американских теоретиков в области юриспруденции и возникновением нормативно-правовых предписаний, законодательство о труде принимает более обособленный и самостоятельный характер [1]. Одна из особенностей американского законодательства о труде заключается в том, что в США отсутствует единый кодифицированный акт, соответственно, нет как таковой отрасли трудового права, причём вопрос о кодификации трудового законодательства в принципе не обсуждался ни теоретиками, ни практиками.

Российские специалисты в области американского права выделяют индивидуальное трудовое право и коллективное трудовое право, которые в свою очередь являются подотраслями предпринимательского права. Указанная специфическая черта связана с тем, что в западных капиталистических государствах предпринимательское право содержит в себе нормы, направленные на регулирование экономических отношений, поэтому труд в первую очередь рассматривается как экономическая категория, а не правовая. Р.Р. Назметдинов отмечает, что индивидуальное трудовое право включает в себя нормативно-правовые предписания, касающиеся заключения, изменения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда; коллективное трудовое право предусматривает вопросы отношений между субъектами социального партнёрства (работник, работодатель, профсоюзные организации), заключения, изменения и расторжения коллективных договоров, разрешения коллективных трудовых споров [2]. Также существенным отличием американского законодательства о труде выступает то, что США относятся к тем странам, в которых основной закон государства вообще не содержит предписаний, относящихся к труду.

Конституция США, датированная 1787 годом, прямо не касается вопросов труда, однако признаётся исходной точкой правового регулирования труда в связи с внесёнными в неё поправками. В частности, первая поправка к Конституции США содержит запрет на издание законов, ограничивающих свободу слова и собраний. Тринадцатая поправка к Конституции США запрещает рабство и подневольное услужение [3].

Большой массив нормативного регулирования труда в США приходится на федеральные законы, принимаемые Конгрессом, начиная с 1930х годов. По мнению профессора права Лоуренса М. Фридмэна, указанная активная деятельность законодательного органа США объясняется существовавшими в тот период времени социальными условиями, когда инициатива закрепления гарантий трудовых прав исходила не от государства, а от общества [4]. Одним из первых федеральных законов, положивших начало формированию американского законодательства о труде, является Закон против судебных приказов, касающихся профсоюзов (Закон Норриса-Ла Гардии) 1932 года, которым ограничивалось право судов вмешиваться в трудовые конфликты. Целью данного нормативно-правового акта провозглашена «свобода работника от вмешательства, давления или принуждения со стороны работодателя при заключении коллективных договоров или создании других форм коллективной помощи или защиты». В 1933 году среди мероприятий по оздоровлению экономической ситуации в США принят Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности, зафиксировавший «минимум заработной платы в 12 долларов в неделю в южном поясе и 13 долларов в неделю в северном поясе за 40 часов работы», а также «время их работы в 40 часов в неделю [5]». 1935 год ознаменован принятием Закона Вагнера, который установил права рабочих: на создание профессиональных союзов; на стачку; на заключение, изменение и расторжение коллективных договоров.

В 1936 году Закон Уолша-Хили установил максимальную продолжительность рабочей недели – 40 часов – при восьмичасовом рабочем дне; определил минимальный возрастной порог для приёма на работу – 16 лет. В 1938 году Конгрессом одобрен Закон о справедливых трудовых стандартах, регламентирующий федеральный минимум заработной платы, рабочей недели, предусматривающий использование труда подростков и детей. С 1947 в США действует Закон о трудовых отношениях (Закон ТафтаХартли), задачей которого выступал охват максимального количества нюансов в сфере труда и занятости американских граждан и деятельности профессиональных союзов. Законом об отчётности и раскрытии фактов в трудовых отношениях (Законом Лэндрама-Гриффина) 1959 года продолжилась тенденция государственного регулирования деятельности профессиональных союзов. В частности, нормативно-правовой акт определил значение принципа гласности при взаимоотношениях профессиональных союзов и нанимателей; охарактеризовал процедурные вопросы, касающиеся выборов должностных лиц и финансовой деятельности профессиональных союзов; разрешил государству вмешиваться в проводимую профессиональными союзами внутреннюю политику [6].

Среди федеральных законодательных актов, затрагивающих область трудовых отношений, отмечаются также Закон о равной оплате труда 1963 года, Закон о гражданских правах 1964 года, Законы о недопущении дискриминации в сфере занятости по возрасту 1967 года и 1975 года, Закон о гигиене и безопасности труда на рабочем месте 1970 года, Закон об охране прав личности 1974 года, Закон об инвалидах 1990 года, Закон об отпуске по семейным и медицинским обстоятельствам 1993 года, Закон об отпуске по уходу за больными членами семьи 1993 года, Закон об инвестициях в рабочую силу 1998 года. Основным источником американского законодательства о труде признаётся коллективный договор, так как именно в нём конкретизируются условия труда, а также прописывается большая часть нормативно-правовых предписаний, касающихся индивидуального найма труда работника. Законодательством США устанавливается минимальный срок действия коллективного договора, который составляет 3 года.

На практике срок соглашения социального партнёрства варьируется от 3 до 6 лет [7]. В XXI веке в США содержание законов о труде и занятости по-прежнему зависит от экономических целей, преследуемых государством, от возможностей бюджета. Законодательное закрепление здесь выступает только для придания положениям определённой формы. В литературе отмечается, что во многом на успешное построение профессиональной карьеры и, соответственно, на трудоустройство влияет образовательная подготовка работника, поэтому ещё с 2009 года в США действует Закон о реинвестировании и восстановлении американской экономики, который определил одной из приоритетных задач страны – повышение качества высшего образования [8].

Кроме того, в 2015 году в одном из своих выступлений Президент США Барак Обама подчёркивал, что необходимо расширить доступ к образованию для различных категорий граждан, в частности, продолжилась практика предоставления государственных грантов и займов для получения высшего образования, так как именно с этим фактором связан высокий уровень квалификации рабочей силы [9].

Обратим внимание, что схожая государственная политика в сфере занятости и развития трудовых ресурсов проводилась в начале существования США как государства, когда в 1790 году Конгресс выделял субсидии для развития государственного среднего образования. Также в 1862 году в соответствии с Законом Моррилла американское федеральное правительство определило каждому штату территории для создания сельскохозяйственных колледжей, впоследствии ставших базой для современных высших учебных заведений [6].

Проведённые российскими учёными-экономистами исследования демонстрируют, что с 1970 года по 2016 год требования к образованию возросли в информационной, медицинской и финансовой сферах с 26% до 44%. В то же время установлено, что уровень безработицы среди лиц, имеющих высшее образование, в 3 раза ниже, чем у лиц, закончивших школу или среднее профессиональное образовательное учебное заведение [10]. Помимо перечисленного, государственная политика США в сфере труда и занятости направлена на поддержание существующих систем пенсионного страхования, которая предусматривает определённые денежные выплаты, причитающиеся вследствие утраты трудового дохода, систем медицинского обслуживания пенсионеров, требующей всё больше затрат. В бюджетную и экономическую составляющие включаются и направления поддержки ветеранов, в частности, возможность получения ими образования, осуществление профессиональной переподготовки, содействие при трудоустройстве и создание собственного бизнеса.

Например, Закон о реабилитации инвалидов 1973 года, Закон о помощи ветеранам по вопросам образования и трудоустройства 1976 года и Закон о реформе государственной службы 1978 года предоставляют ветеранам конкретные привилегии при поступлении на государственную службу, при найме на работу в правительственные учреждения. Отметим, что к ветеранам по соответствующему американскому законодательству относятся участники Второй мировой войны, Корейской войны, войны во Вьетнаме, первой и второй войн в Персидском заливе.

Таким образом, американское законодательство о труде имеет длительную историю. Несмотря на отсутствие федерального кодифицированного акта и на то, что непосредственно в Конституции США не содержится упоминаний о труде, правовое регулирование занятости населения с её взаимосвязью с экономикой осуществляется законами, действующими на уровне федерации и закрепляющими ключевые положения в отношениях между работником и предпринимателем (работодателем). Немаловажную роль здесь так же играют коллективные договоры. Современное американское государство продолжает осуществлять политику, направленную на получение высококвалифированных кадров, могущих составить здоровую конкуренцию на рынке труда, поддерживает граждан, заинтересованных в получении выплат в связи с потерей трудового дохода, и предоставляет определённые гарантии трудоустройства ветеранам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Лебедев В. М. Трудовое право: опыт сравнительного правового исследования : монография [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2. Назметдинов Р. Р. Система трудового права Соединённых Штатов Америки // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – С. 99-100 3. Киселёв И. Я. Зарубежное трудовое право : учебник для вузов. — М. : Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. – 263 с. 4. Фридмэн Л. Введение в американское право. – М. : Издательская группа «Прогресс» «УНИВЕРС», 1992. – 286 с. 5. Кубичек А. В. Развитие трудового права США в XX веке //Актуальные проблемы современных общественных наук: диалог общества и власти : материалы IV Международной научно-практической интернет-конференции. – Уфа : БАГСУ, 2014. – 295 с. 6. Экономика США: ресурсы, структура и динамика : учебник / под ред. проф. В. Б. Супяна. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2014. – 480 с. 7. Филипова И. А. Международное и национальное трудовое право : учебное пособие [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 8. США: экономика и бюджетная политика / [Л. Ф. Лебедева, В. С. Васильев, С. В. Емельянов и др.]; отв. ред. Л. Ф. Лебедева; Федер-ное гос. бюджетное учреждение науки Инст-т Соед. Штатов Америкии и Канады Росс-кой академии наук. – М. : Весь мир, 2017. – 112 с. 9. Экономика арктических стран : учебное пособие / Н. П. Залывский, И. В. Смирнова, М. В. Гамлешко, Т. В. Голубцова; под ред. Н. П. Залывского. – Архангельск : Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова : ИПЦ САФУ, 2012. – 90 c. 10. Экономика США в XXI веке. Вызовы и тенденции развития / С.А. Ермаков. – М. : Весь Мир, 2018. – 424 с.

Шарикова В. С.


Комментировать


три − 1 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru