Гуманистический идеал человека

Целью данной научной работы является выделение и анализ гуманистической категории человека как высшего идеала в развитии мировой философской мысли.

Ключевые слова: гуманизм, гуманистический идеал, высшая ценность, свобода, справедливость, нравственность.

Человек, его внутренняя гуманистическая сущность, место и роль в общественных процессах и явлениях – одна из вечных философских проблем. Сколько существует философская мысль, столько данная проблема своей таинственностью и глобальностью захватывает мыслителей, которые в самых различных философских аспектах исследуют ее. И хотя на протяжении тысячелетий сформировалось много философских течений, школ и направлений, в центре социально-философских поисков которых – гуманистическая ценность человека, все же данная проблема остается актуальной, поскольку постоянно меняется человеческое общество, условия, в которых оно функционирует, и, следовательно, меняется и сам человек, его ценностные ориентации, вкусы, идеалы и мировосприятия. Целью данной научной работы является выделение и анализ гуманистического идеала в социально-философском дискурсе.

Компаративистское сопоставление исследований, в которых проблема человека рассматривается с позиций теологии, онтологии, гносеологии, феноменологии и др. концепций, дает основания утверждать, что в аксиологическом аспекте она на сегодняшний момент исследована в недостаточной степени, хотя представления о человеке как наивысшем гуманистическом идеале высказали мыслители еще задолго до нашей эры. Человек становился в центр внимания философской науки, которая только отделилась от мифологии, поскольку стремилась объяснить природу человека, его сущность, социальную роль, выявить, что человека делает человеком. Например, считается, что Сократ был создателем первой философской концепции человека. Он, по утверждениям Ксенофонта, в отличие от своих предшественников и современников хотел не только объяснить природу, вселенную и космос, но в первую очередь человека. Античная философия сформулировала принцип, согласно которому «человек есть мера всех вещей».

Однако уже в то время этот принцип толковался по-разному. Так, по Сократу, человек – мера всех вещей как носитель божественного разума. Протагор полагал, что человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют. У Гераклита, Демокрита, Аристотеля данное положение приобрело материалистически-антропологическое значение, оказавшее значительное влияние на дальнейшее развитие материалистического направления в философии. Существовало и множество других толкований данного гуманистического положения о человеке [1]. Гуманистический смысл данной максимы состоит в том, что человек уже в то время рассматривался как высшая ценность, являющаяся критерием для оценки предметов и явлений окружающего мира, в том числе и тех, которых он сам создает в процессе своей творческой деятельности. Так, по мнению софистов, человек и его высшая гуманистическая сущность всегда имеют относительную и историческую ценность. Им также принадлежит идея равенства народов, поскольку, по их мнению, все имеют единую человеческую природу.

Однако взгляды софистов и представителей других философских школ во многом различались между собой. Если софисты считали, что человек является центром культуры, создателем культурных ценностей, во всех своих поступках он руководствуется волей, чувствами, то Сократ полагал, что человек прежде всего – творец добра и цель самопознания. Сократа больше всего интересовал внутренний мир человека, его душа, моральные ценности, а также ценность самого человека. Критерием гуманистической ценности человека, его поступков Сократ провозглашает его моральные добродетели, широту кругозора и способность к самопознанию. Только истинное познание сути вещей и познание самого себя делают человека наивысшей ценностью. Отсюда он заключает, что основная задача человека – «познай самого себя» [2]. В дальнейшем, на протяжении развития человеческого общества после античного периода многократно изменялись взгляды относительно гуманистического идеала как наивысшей ценности человека в зависимости от изменений социокультурного устройства общества, смены мировоззренческих систем, ценностных парадигм и множества других факторов. Каждая из философских концепций раскрывала эту проблему по-новому, но никогда мыслители не обходили ее своим вниманием. Особо выделяется своей глубиной проникновения в данную проблематику христианская философская концепция, утверждающая гуманистические идеалы смирения, кротости, надежды и человеческой веры к Богу.

Согласно христианскому гуманизму, ценность человека измеряется не тем, насколько он достиг своего совершенства, а тем, насколько в нем проявляется божественное начало, куда после смерти попадет его бессмертная душа. Представители христианской религиозной философии Августин Блаженный и Фома Аквинский, утверждая божественное начало в человеке, пытались обосновать идею гуманистической самоценности человеческой души, ее бессмертие. Вся философия Средневековья была ориентирована на религиозные аспекты жизни человека. Бог утверждался высшим идеалом, но человеку также отводилось ведущая роль и значение, поскольку его возвышенный духовный образ приравнивался к Богу. Вследствие этого человеческая душа возводилась в ранг наивысшего гуманистического идеала. Кроме того, антропологическая гуманистическая тематика христианской философии (А. Аврелий, Ф. Аквинский и др.) утвердила новые гуманистические идеалы: веру, надежду, любовь [3]. Эпоха Возрождения характеризовалась бурным и радикальным обновлением всей европейской культуры, подняла образ творческого и активного человека как наивысшего гуманистического идеала. Гуманизм стал главной философской проблематикой в тот период. Философию эпохи Возрождения прежде всего отличал ярко выраженный антропоцентризм. Проблема истины, добра и красоты в связи с гуманистической проблемой человека стала основой философских исканий мыслителей этого времени (Дж. Манетти, Фр. Петрарка, Л. Б. Альберти, Эразм Роттердамский, М. Монтень и др.). Бог философии Возрождения – не бог ортодоксальной религии, не бог схоластического богословия. Он лишается свободы, он не творит мир «из ничего», он «со-вечен» миру и сливается с законом естественной необходимости.

Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной и творческой личности. Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы и полноценная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусства, науки и становлению гуманистического мировоззрения [3]. В период Нового времени, когда в мире зарождались и утверждались новые капиталистические отношения, ценность человека вновь занимает центральное место в философских поисках, ведь именно в этот период начинает меняться социальная роль и функции человека. Становление науки как социального института и ее выдвижение на передний план в социокультурном развитии является ведущей характеристикой Нового времени. В Новое время и эпоху Просвещения проблеме человека и ее гуманистической ценности уделяли внимание такие выдающиеся представители мировой философии как Дж. Локк, Дж. Бруно, Ф. Бэкон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, М. Монтень, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Вольтер, Ж. Руссо, Ж. Дидро, К. Гельвеций и многие другие. В философском дискурсе XVII–XVIII вв. понимание гуманистического идеала как особого социально-этического феномена общественной жизни и личностного бытия человека в основном сводилось к научному познанию и механизмам психики. Так, у Р. Декарта совесть, раскаяние, любовь и уважение, стыд и гордость, мужество и трусость определяются как свойства и проявления всеобщей психической конституции человека, как выражение его изначальных душевных импульсов. Б. Спиноза сводит специфическое содержание гуманистических идеалов к тому, что составляет природу и разум человека, проявляя тем самым рационально-натуралистические воззрения относительно гуманистического идеала. Т. Гоббс и Дж. Локк развивали социальные концепции, связывая сущность и реализацию гуманистического идеала с правильным построением общественного устройства. Трактовка ими социального идеала имела в целом сословно-корпоративный характер, т. е. была ориентирована на осмысление локальных групп и их конкретное положение в системе социальной иерархии [1]. Кроме того, философы Нового времени пытались определить назначение человека во вселенной, его роль в общественном процессе, а, следовательно, и его ценность. В частности, И. Кант, протестуя против

феодального закрепощения человека, стремился научно обосновать гуманистическую идею самоценности человека и его активности. Обосновывая двойственный характер природы человека и мира, немецкий мыслитель полагал, что человек, с одной стороны, обладает разумом и выступает активным преобразователем подвластных ему мира вещей, с другой – является ноуменом, вбирающим в себя чистый разум, волю и априорные возможности, и вследствие этого открыт миру свободы, трансцендентальной нравственности и абсолютных ценностей. Только за пределами теоретического разума человек в силу своих особых интеллектуальных априорных способностей способен трансцендироваться в сверхчувственной мир «вещей в себе», к которому Кант относил и человека [1].

Утверждение капиталистических отношений в странах Европы еще больше концентрировало философское внимание на проблему человека и его высшей гуманистического ценности. В мировой философии возникают такие новые течения и направления, как неокантианство, прагматизм, неотомизм, экзистенциализм, прагматизм и др., представители которых рассматривали образ и ценность человека в тесной взаимосвязи с новыми общественными отношения и политическими событиями. В ХХ веке трагичность взаимосвязи личности и общества, осознание реальной гибели человечества в мировых войнах определили внимание к гуманистической проблематике человека как наивысшей ценности и к его социально-этическим условиям бытия. Это время бурных социальных и культурных событий, развития науки и техники, качественных изменений в способе производства, возникновения глобальных проблем. Общий кризис культуры, стремление гармонизировать и усовершенствовать человека, общество, мир отразились и в обоснованиях идеалов гуманизма.

Свою задачу социальная философия XXI века видит в том, чтобы примирить эти две стороны, показав, что социальное бытие человека – действительность – может быть рациональна осмыслена, гуманизируема и вместе с тем содержит необъективируемый иррациональный компонент. Плюрализм точек зрения в современной философии сохраняется и по отношению к гуманистическому идеалу. Произошедший в Европе в начале XX века мощный социокультурный сдвиг и резкий научно-технический скачок отрыли перед человеком и обществом новую ситуацию. В организации социальнополитического бытия на передний план выдвигаются высшие ценности общественного блага и личностной свободы.

Поэтому современные социально-философские концепции в толковании гуманистического идеала прежде обращают внимание на соотношение справедливости и свободы как главных регулятивов института социальных отношений. Современные философские теории обосновывают гуманистический идеал свободного человека, понимая свободу как право быть самим собой. Кроме того, концепция утилитаризма Дж. Роулза выдвигает гуманистический идеал справедливости, который также получил в современном философском дискурсе широкое распространение.

Литература

1. Квятковский Д. О. Социально-философский дискурс гуманистического идеала // Научное познание: методология и технология. – 2012. – № 1 (28). – C. 79–83.

2. Квятковский Д. О. Особенности гуманистического идеала в философии Древнего Мира // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2015. – № 3. – С. 73–81.

3. Квятковский Д. О. Гуманистический идеал: ценностный аспект (социальнофилософский анализ): монография. – М.: Логос, 2014. – 132 с.

Д. О. Квятковский


Комментировать


восемь − 6 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru