Гуманитарное строительство, или к вопросу о «деградации» народонаселения России | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Гуманитарное строительство, или к вопросу о «деградации» народонаселения России

Аннотация: Рассматриваются проблемы в сфере образования и науки, ведущие к обесцениванию человеческого потенциала современной России, подрыву государственности и качества народонаселения. Предпринята попытка научно обосновать необходимость принятия комплекса мер государственного воздействия по оздоровлению системы образования и науки с целью остановить деградацию системы образования в нашей стране и начать строить просвещённое общество.

Ключевые слова: Россия, человеческий капитал, образование, наука, социализация, ценностные ориентиры. Abstract: The problems in the sphere of education and science, leading to a depreciation of human capital of modern Russia, undermining the state and quality of the population are considered. An attempt to found scientifically the need for a complex of measures of state influence on the improvement of education and science in order to stop the degradation of the educational system in our country and begin to build enlightened society is taken. Keywords: Russia, human capital, education, science, socialization, values.

На данный момент в России уделяется недостаточное внимание такой необходимой составляющей благосостояния нации, как человеческий капитал. Под человеческим капиталом мы будем понимать совокупность различных умений, навыков, а также физических показателей, духовных основ и моральных устоев народонаселения, по которым можно судить о ценности человеческих ресурсов конкретной страны. В настоящее время в России, по сравнению с развитыми странами Запада, уровень человеческого капитала значительно ниже, что несомненно является проблемой, ведущей к деградации народонаселения.

Именно поэтому данный вопрос является актуальным и требует огромного внимания. Сферы образования и науки оказывают важнейшее воздействие на жизнеспособность страны. Резкое ухудшение качества образования или падение качественных показателей науки ведут к подрыву государственности и качества народонаселения в целом, уменьшает ценность человеческого капитала страны, ведет к «деградации» народонаселения.

Сегодня в Российской Федерации существует целый ряд проблем в сферах образования и науки, которые влияют на обесценивание человеческого капитала Российского государства. Одной из ключевых ценностей, провозглашенных Национальной доктриной образования РФ, является непрерывность образования, возможность повышения образовательного уровня в течение всей жизни [1].

Но, к сожалению, на данный момент ситуация с доступностью дошкольного и послевузовского образования оставляет желать лучшего. Законодательно также не установлена обязательность послевузовского обучения, она возлагается Трудовым Кодексом на непосредственно работодателей. К тому же, и сама доктрина 29 марта 2014 г. утратила свою силу, а новая пока что не принята [2]. Ни для кого не секрет, что образование является базой в социализации и становлении личности человека. Посредством воспитания и образования происходит формирование мировоззрения учащегося, воспитание в нем личности, приверженности к основным традиционным цивилизационно-идентичным ценностям общества. Данная функция в России практически утрачивается в результате навязывания иной модели образования.

Опираясь на результаты опроса о ценностных ориентирах студентов 4-го курса крупных вузов различных регионов России, можно сделать вывод, что начальная, средняя и высшая школы прививают в настоящее время лишь личные, потребительские ценности. Общественные ценности, которые исконно присущи именно русскому народу (служение обществу, труд, долг), школа — являющаяся основным институтом формирования национальной идеи — уже не прививает.

Подобные тенденции являются последствиями так называемой «вестернизации», которая выражается в переходе к западным ценностным ориентирам. Это сопряжено с такими чертами поведения, как эгоизм, прагматизм, стремление к материальному благополучию любыми средствами. Общественнополезная деятельность, повышение квалификации и расширение кругозора – все это вытесняется стремлением к удовлетворению базовых потребностей. Большую роль в реформировании системы образования современной России сыграла Болонская реформа.

В 2003 г. Россия присоединилась к конвенции об унификации системы высшего образования в Европе. Стоит отметить, что ЕС ничего от российской системы не перенимает, а мы соглашаемся с их стандартами, предавая Российскую систему высшего образования, которая складывалась практически 300 лет и являлась не только нашей культурной ценностью, но и ценностным ориентиром для формирования Российского менталитета. Как следствие подмены изначального фундамента, происходит разрушение всей системы культурного развития страны. Следующим сдвигом российской системы образования стал переход к новому методологическому принципу школьных экзаменов. Привычный для нас устный способ сдачи был заменен на чуждый для Российской системы метод формальных тестов – ЕГЭ. Этот шаг отучил российского школьника рассуждать, анализировать, мыслить логически. ЕГЭ ориентирован на знание массы разрозненных фактов и не требует систематизированных знаний в изучаемых областях, что несомненно отразится на качестве получаемого образования.

Уже сейчас многие учителя школ и преподаватели вузов говорят о снижении качества подготовки подрастающего поколения. Так же на это указывают и международные исследования образовательных достижений учащихся (PISA) [4]. Однако число выпускников с «отличным» аттестатом растет из года в год, ими преследуется сугубо обещанный бонус для поступления в вуз, а не сами знания. Вместе с этим перекликается проблема дальнейшего трудоустройства: все чаще выпускники находят работу не по полученной специальности, зачастую вообще не могут долгое время обеспечить свою занятость. Благодаря таким тенденциям государство меняет курс образования в коммерческую сторону, в то время как ряд других высокоразвитых стран делают обратное. По некоторым прогнозам, к 2020 г. в России платное образование составит приблизительно 90% [5]. Все это приводит к снижению статуса учителя. В навязанной Западом системе учитель становится продавцом на рынке знаний, предоставляющим услуги.

Образ учителя утрачивает уважение, перестает быть авторитетным. Вместе с тем, можно говорить и об отсутствии целостной государственной политики в сфере образования, направленной на улучшение качественных показателей. Платное образование лишь расширяет зону распространения коррупции – еще одну существенную проблему, требующую решения. Она встречается на всех уровнях образования, что подрывает его суть и является угрозой для формирования необходимого человеческого капитала.

В результате реализации Национального проекта «Образование» был проведен ряд изменений (интернетизация, создание национальных университетов, выплата премий 10 тыс. учителям), однако они носили локальный характер и не смогли исправить всех проблем данной сферы. Следует процитировать заявление участников Первого Всероссийского педагогического форума (2009 г.): «В настоящее время российское образование находится в крайне тяжелом положении, которое обусловлено не мировыми финансовыми потрясениями, а неразумной и недальновидной политикой, реализуемой Министерством образования и науки РФ на протяжении последнего десятилетия.

Не менее пагубной для российского образования стратегической ошибкой мы считаем попытку перенесения на реалии российской традиционной системы воспитания и обучения отдельно взятых моделей образовательных технологий, принятых на Западе. Бесконечная череда «экспериментов», захлестнувшая систему образования России в последнее время, привела к почти полному развалу выстраивавшейся десятилетиями системы просвещения» [6]. В последнее время государство в лице Министерства образования и науки ставит в приоритет сектор образования, сокращая сектор науки. Это обусловлено отсутствием стратегии и государственного контроля в области науки. Собственно, для создания эффективной государственной политики необходима научная составляющая – кадры, ученые. Так, только специалисты могут отличить перспективные исследования от пустых, определить направления государственной политики.

Но возникает вопрос о наличии квалифицированных ученых, заинтересованных в процессе выработки данной политики. Отсутствие научной составляющей в принятии государственных решений является причиной многих проблем в сфере науки. Как следствие непродуманной политики, были уничтожены системные принципы советской науки, снижена доля научного вклада России в мировые открытия. Российскими и зарубежными экспертами отмечено существенное отставание российской современной науки от мировых показателей.

Одной из особенностей развития науки нашей страны является курс на коммерциализацию получаемых результатов, что неизбежно приводит к резкому замедлению прогресса в прорывных направлениях науки. Что касается финансирования науки государством, была замечена тенденция сокращения выделяемых бюджетных средств. Так, например, бюджетные ассигнования на науку за последние 20 лет сократились более чем в 10 раз.

В сравнении с западными державами Россия по расходам отстает от Европейского Союза в 12 раз, а от США в 17 [7]. Следствием подобных мер является сокращение оплаты труда научных работников, что не может способствовать повышению престижа этого направления. Вероятность того, что количество молодых ученых в будущем будет расти, теряет свое обоснование и стремится к нулю. Одним из ключевых факторов расширения научного потенциала нации являются научные работники, в непосредственной численности которых на данный момент наблюдается количественный спад.

В результате малого финансирования и снижения престижа профессии на Родине, за рубеж эмигрировало более 100 тыс. научных кадров России. Помимо оттока, наблюдается также увеличение среднего возраста ученых, последствием чего может стать утрата среднего звена. Россия занимает скромное 8-е место по общему числу научных публикаций (2,9% всех работ), уступая всем странам «Большой восьмерки». По удельной же активности (0,15 публикации на 1000 жителей) Россия уступает практически всем развитым странам, отставая от них по данному показателю в несколько раз [8]. Дороговизна научной литературы, сокращение тиражей делает ее недоступной для общих масс. Таким образом, необходимо популяризировать науку и ее достижения всеми возможными способами, включая СМИ.

В целях ликвидации существующих недостатков в сферах образования и науки необходима модернизация системы законодательства, важно более четкое и «жесткое» закрепление требований, определяемых существующими проблемами. В законодательстве об образовании любого уровня должно быть закреплено, что обучение – процесс, не прекращающийся на протяжении всей жизни, а также, что долгом государства является предоставление условий осуществления бесплатного, доступного и качественного образования. Законодательство в научной сфере должно закрепить за научными организациями различных уровней следующие функции: формирование приоритетов развития экономики на основе прогнозов научно-технического развития страны; научная экспертиза проектов, проведенная компетентными учеными, направленная на реализацию инновационного развития.

Введение ЕГЭ являлось одной из мер, направленных на борьбу с коррупцией. Полностью решить такую глобальную проблему, как коррупция, данная мера не смогла. Одной из целесообразных мер по борьбе с коррупцией может стать минимизирование набора студентов на заочные отделения обучения, т.к. это одна из основных зон распространения коррупции в вузовской системе. Системе государственной поддержки студентов не уделяется должное внимание, она остается довольно упрощенной и малоэффективной. По существу, она сводится только к стипендиям. Не используются широко применяемые на Западе иные финансовые механизмы содействия студенческой молодежи (студенческие ссуды).

По-прежнему в российском законодательстве не находит свое место механизм трудоустройства выпускников, большинство трудоустраивается не по полученной специальности. Переход к восстановлению системы государственного распределения выпускников вузов и развитие целевого обучения должны сократить число подобных случаев. Находит свою актуальность и вопрос о создании Образовательного кодекса РФ, т.к. действующее законодательство в данной сфере очень громоздкое и противоречивое.

В свою очередь, для совершенствования научной системы большую роль может сыграть создание механизма государственного заказа на научно-техническую продукцию. В основу должны войти программы фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок и, несомненно, важнейшие инновационные проекты, направленные на достижение стратегических целей развития государства.

Требуется создать благоприятный климат для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий. В целях повышения производственной эффективности научных достижений требуется обеспечить взаимосвязь между подготовкой научных кадров высшей квалификации с потребностями реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, важнейших инновационных проектов государственного значения.

Все меры государственной политики должны нацелить свой вектор на повышение престижности профессий ученого и учителя: формирование в сознании граждан высокого статуса представителей этих профессий при помощи средств массовой информации, предоставления социальных гарантий, повышения заработной платы научным работникам. По нашему мнению, только скорейшее принятие органами государственной власти необходимых мер оздоровления и стабилизации сложившейся в современных российских реалиях ситуации в области образования и науки может остановить нарастающую «деградацию» населения и послужить отправной точкой на пути перехода российского общества к гуманитарному строительству.

Литература

1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/.

2. О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29.03.2014 г. №245. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161188/.

3. Национальная идея России. В 6 т., т.3: Монография / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2012. 704 с.

4. Индикаторы образования. Статистический сборник / М.: ГУ–ВШЭ, 2014. 141 с.

5. Арнольд В.И. О состоянии образования в различных странах мира / В.И. Арнольд // Исторический вестник. 2013. №7.

6. Прусс И. Безграмотность времен интеллектуальных технологий / И. Прусс // Знание-сила. 2009. №3. С. 62.

7. Невостребованность науки – угроза безопасности страны // Независимая газета, 2010. URL: http://www.ng.ru/ideas/2010-02-08/9_science.html. 8. Модернизация и наука / Бытие науки. 2010. №50. С. 8

Киричек А. И., Кононков В. А.


Комментировать


7 + = десять

Яндекс.Метрика