Денежное обращение при царизме | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Денежное обращение при царизме

Денежное обращение при царизме

Денежное обращение при царизме

История денежного обращения в России представляет собой постоянную борьбу твердой валюты с бумажно-денежным хаосом. Еще в те времена, когда до бумажных денег еще не додумались, ухитрялись добывать средства для войны путем, так называемой, порчи монеты. Если во Франции один из королей получил прозвище «фальшивомонетчика», то и Россия в этом отношении не была отсталой страной.

Еще «тишайший царь» Алексей Михайлович хорошо умел подделывать монету, уменьшая количество содержащегося в ней металла в несколько раз, но пуская ее в обращение по прежней цене. Это было так выгодно, что у него сейчас же нашлись подражатели из частных лиц, за что правительство заливало им горло расплавленным металлом, но от этого количество металла, содержащегося в монете, не увеличивалось, и деньги обесценивались в несколько раз. Только, с чрезвычайно большим трудом, возвращались к нормальной монетной системе с тем, чтобы при первом серьезном кризисе, при первой войне вновь приняться за то же самое.

Со времени печатания бумажных денег, соблазн собирать налог без сборщиков и чиновников был так велик, что вся наша история полна злоупотреблениями бумажно-денежной эмиссией. Екатерина II несколько раз давала обещание за себя и за своих потомков никогда более не возвращаться к этому средству, но при всякой войне так усердно разрешала печатание бумажных денег, что эта болезнь сделалась у нас с этих пор хронической, постоянной.

В то же время постоянно делались попытки к возвращению к твердой валюте. При Александре I в 1810 году валютной единицей был объявлен серебряный рубль, но «Отечественная» война 1812 года (в эту войну Россия получала прямые денежные субсидии [помощь] от Англии, так что Наполеон не без основания называл русских «наемниками Англии»), эта страшно разорительная война смела всякие попытки денежных реформ и оставила в наследство чрезвычайно расстроенное денежное обращение.

Более серьезная попытка денежной реформы была проведена при Николае I в 1839—1843 г.г. Это—так называемая реформа Канкрина. Здесь попытались стабилизовать, т. е. сделать неподвижной, твердой, прежнюю колеблющуюся валюту и затем провести размен на основании установившейся ценности. Такого рода реформу называют девальвацией, обесценением, так как она исходит из вновь установившейся ценности денег, а не из той, которая была дана им при их выпуске.

Некоторые финансисты считают такие реформы частичным государственным банкротством, так как здесь государство не выполняет своих обещаний и нарушает доверие своих граждан. В истории других стран известны примеры денежных реформ на основе полного восстановления ценности денег и, наоборот, известны примеры полного аннулирования, уничтожения в конец обесценившихся денег и замена их новыми, полноценными деньгами. Подробности этих реформ можно найти в книге М. И. Боголепова «Бумажные деньги».

Автор, рассмотрев целый ряд типичных денежных реформ, приходит к выводу, что в более богатых странах обычно прибегают к восстановлению ценности денег при полном сокращении их выпуска, накоплении золотого фонда для размена и др. мер, в более же бедных странах — обычным типом, обычной денежной реформой является девальвация.

Здесь нужно помнить, что восстановление ценности денег имеет в виду интересы денежных капиталистов, держателей ценных бумаг и, с точки зрения рабочего класса, также во всех странах заинтересованного в твердой валюте, почти всегда предпочтительной является девальвация, как более дешевый тип реформы, хотя бы он и был связан с нарушением интересов некоторых групп, с их частичной экспроприацией.

Выпуск бумажных денег сам по себе представляет такую значительную экспроприацию, которая всей своей тяжестью ложится на неимущие классы, что последним нет нужды еще платить налоги для вознаграждения денежных капиталистов, в то время как собственные убытки неимущих классов в этих случаях остаются невозмещенными. Однако, девальвация Канкрина скоро была сорвана новыми войнами, и Россия снова стала на продолжительное время страной бумажно-денежного обращения, страной без твердой валюты. Был снова произведен целый ряд попыток реформы, накапливался золотой фонд, стремились и уменьшили дефициты ‘ в государственном бюджете, но очень долгое время все попытки оказывались безуспешными.

Только после турецкой войны, сорвавшей одну из очередных попыток, в наступивший период более мирного времени, было можно думать о серьезной реформе, нужда в которой была особенно велика, так как Россия, бывшая в первой половине XIX века весьма отсталой страной, во второй половине этого столетия все более и более втягивалась в общеевропейскую жизнь, становилась все более капиталистической страной.

Для того, чтобы капитализм мог успешно развиваться, необходимо было как можно скорее провести денежную реформу и установить нормальное для всех капиталистических стран денежное обращение, т.-е. золотое обращение. В это время были попытки даже уравнять бумажный рубль в ценности с золотым рублем, в чем не было, однако, необходимости не только с экономической стороны, так как-такого рода реформа стоила бы очень дорого, но и с юридической, с правовой стороны, так как прежней монетной единицей был не золотой, а серебряный рубль, ценность же серебра в сравнении с золотом за это время сильно упала. Денежная реформа подготовлялась долго.

В министерстве Бунге был произведен целый ряд налоговых реформ, и были сделаны серьезные попытки к уменьшению бюджетных дефицитов. На самом деле, если в государственном бюджете доходы не покрывают расходов, то трудно говорить о твердой денежной единице, так как эти бюджетные дефициты нередко покрывались при помощи той же самой эмиссии, которая, в случае проведения реформы, не может уже быть источником государственных доходов. С другой стороны, необходимо было иметь, так наз., активный платежный баланс, т.-е. нужно было, чтобы наш ввоз из-за границы и другие платежи покрывались нашим вывозом. Для этого необходимо было иметь активный торговый баланс, т.-е. иметь вывоз больше ввоза, так как других источников для покрытия заграничных платежей у нас почти не было.

На эту сторону дела обратил особенное внимание министр финансов Вышнеградский, которому приписывали знаменитое изречение: «Не доедим, а вывезем». Вышнеградский хотел провести денежную реформу на основе восстановления ценности бумажного рубля до уровня рубля металлического, но это ему не удалось. По этому поводу много острили; известный клоун Дуров заставлял в своем цирке свинью поднимать рубль, и, когда она не могла этого сделать, говорил зрителям, «что и Вышнеградский не может поднять рубля».

Преемником Вышнеградского был знаменитый Витте, которому и удалось, наконец, провести денежную реформу, и у нас установилось золотое обращение вплоть до взрыва мировой войны. После того, как Бунге и Вышнеградский в значительной степени подготовили основы реформы: 1) бездефицитный бюджет, 2) активный торговый баланс и крупный золотой фонд, Витте нужно было только продолжить работу своих предшественников и провести технически самую реформу, установив размен на золото. В отношении бюджета Витте пошел еще дальше своих предшественников. Он ввел систему, так наз., преуменьшенного исчисления доходов, которая заключалась в том, что доходов в действительности поступало больше, чем их было исчислено по государственной росписи. Получались остатки, которые поступали в разменный фонд.

Политика вывоза заграницу также продолжалась с неменьшим успехом. Был накоплен крупный разменный фонд в несколько сот миллионов рублей золотом, и можно было приступить к осуществлению так долго подготовляемой денежной реформы. За основу реформы был избран принцип девальвации, как более дешевый и практичный. Но установление размена -требовало установления предварительной стабилизации (утверждения) рубля, так как ценность нашего бумажного рубля все время колебалась. Витте удалось, при помощи различных технических мер, стабилизовать его на уровне 66 коп. золотом. В 1896 роду были разрешены сделки на золото, при чем курс прежней золотой монеты, империала, номинальная ценность которого была в 10 руб., установился в 15 рублей.

В 1897 году Витте, вместо прежних золотых монет, выпустил новые, в которых количество золота было меньше на одну треть. Таким образом, три новых империала (монета в 10 руб.) были равны двум старым, кроме того, было выпущено в обращение серебро в качестве разменной валюты. Реформа технически была проведена так ловко, что на практике не вызвала никакой ломки и никаких неудобств, и население очень быстро привыкло к новому счету. Размен кредитных билетов на золото был обеспечен следующим образом: первые 600 миллионов были обеспечены наполовину, остальные должны были быть обеспечены полностью, рубль за рубль. И эта система в действительности строго проводилась в жизнь, так что обеспечение было даже с излишком, по крайней мере, если верить оффициальным отчетам. Во всяком случае, если и были кое какие злоупотребления в этой области, то размен неуклонно продолжался вплоть до мировой войны. Японская война и 1905 год прошли для золотого обращения сравнительно благополучно.

Несомненно, однако, что в этот момент, золотому обращению грозила довольно большая опасность. Дорого стоящая война, революция 1905 года, в частности манифест петербургского Совета Рабочих Депутатов о выемке денег из сберегательных касс и о требовании уплаты жалования золотом, не могли не отразиться на золотом обращении и едва не привели к его срыву. Как в 1911 году признался министр финансов Коковцов, был уже заготовлен манифест о прекращении размена, но затем дело обошлось. Для нас в данный момент довольно интересна система обеспечения золотом ввиду того, что в данный момент мы также переходим к твердой валюте после 10-ти-летнего перерыва, в течение которого мы пережили так много, как прежде не переживали и за 10 десятилетий. Наши червонцы, о которых подробно много еще придется говорить дальше, также обеспечены золотом и также выпускаются с очень большим обеспечением. Хватит ли золота для обеспечения новой твердой валюты и какова, вообще, в подобных случаях роль золотого обеспечения, по этому поводу мнения экономистов и финансистов расходятся.

В то время как одни стоят за чрезвычайно строгую систему золотого обеспечения, другие придают гораздо более важное значение обеспечению товарным оборотом, и в частности векселям, как наиболее ярким представителям этого товарного оборота. В Германии в прежнее время банковые билеты были обеспечены золотом на одну треть, другая треть была обеспечена другими ценными бумагами, а третья векселями. Проф. М. В. Бернацкий, бывший министром финансов при Керенском и у Врангеля, считает теоретически неправильным доводить золотое обеспечение до степени покрытия чуть ли не всей суммы выпускаемых банковых билетов. Приводя в защиту своего мнения целый ряд суждений по этому по

воду лучших иностранных экономистов, он приходит к выводу, что, по существу, самое важное значение имеет вексельное обеспечение. В государственном банке — говорит он — скопляется масса векселей, вместо которых через некоторое время поступят деньги. С своей стороны, гос. банк, взамен этих векселей, выписанных на самые разнообразные суммы и потому неспособных к широкому обращению, выпускает банковые билеты в купюрах х на крупную сумму, удобных для оборота.

Правда, часть этих векселей может оказаться фиктивной, по ним платежей не поступит, а потому в руках банка должен быть известный запас золота. Но это вовсе не значит, что все векселя должны быть обеспечены золотом, так как подавляющее количество их является полноценными, заслуживающими доверия, и платеж по ним непременно последует. Громадное же обеспечение золотом, какое существовало в большинстве капиталистических стран, несомненно, имеет другие причины, из них можем указать, как на одну из основных—подготовка к войне. Финансовая мобилизация до начала европейской войны производилась во всех странах, в том числе и в России.

Начиная с 1913 года правительство, которое вскоре после денежной реформы усердно предлагало населению золото, хотя многие предпочитали кредитные билеты, все равно разменные на золото, вдруг стало стягивать золотые запасы к себе и очень осторожно выпускало золото. Перед войной у нас находилось в обращении около 600 миллионов золота и серебра, около 1.600 милл. кредитных билетов, а золотой запас составлял около 1.200 миллионов. Интересно отметить громадное значение так называемой валютной политики. Правительство или центральный банк при помощи всякого рода мер может так регулировать денежное обращение, что в некоторых случаях золотое фактически обращение поддерживается без выпуска золота в оборот. Для этого нужно, чтобы количество выпускаемых банковых билетов не превышало того количества, которое потребно для обращения и, с другой стороны, чтобы потребность в орудиях расплаты по иностранным платежам также удовлетворялась в достаточной мере.

На этих принципах была основана денежная политика Австро-Венгрии, страны, которая, не в меньшей степени чем Россия, являлась классической страной постоянных колебаний валюты, Австро-Венгерский банк скупал иностранные векселя и ценности, так называемые девизы, и регулировал их курс, в то же время выпуская для внутреннего рынка банковые билеты, неразменные на золото, но в таком количестве, чтобы их курс постоянно поддерживался на уровне золотой валюты. Эта политика в данный момент привлекает особенное внимание, и нам еще придется о ней говорить, когда мы перейдем к выяснению основ предстоящей у нас денежной реформы.

Д.П. Боголепов


Комментировать


8 − = три

Яндекс.Метрика