Деньги, согласно общепринятому определению, это все то, что служит как платежное средство (при обмене, так или иначе), средство сбережения и расчетная единица. В учебниках по макроэкономике предполагается, что деньги выступают во всех перечисленных функциях, но, поскольку экономисты больше всего интересуются рынком, они обычно придают особое значение функции обмена.
Таким образом, «отличительной чертой денег среди других ресурсов… считается их роль средства обмена» (С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи); деньги являются «запасом ценностей, которые можно без труда использовать при совершении сделки» (Н.Г.Манкью); это «все, что служит общепринятым средством обмена или средством оплаты» (П.Самуэльсон и У.Нордхаус). В современной экономике денежная масса не ограничена объемом наличных денег, выпущенных центральным банком, или тем же объемом наличных денег в сочетании с облигациями (долговыми обязательствами, долговыми расписками), выпущенных правительством. Вся система представляется более сложной, поскольку существует умноженное воздействие, создаваемое займами.
Поскольку финансовая система Древнего Рима в функциональном и институциональном аспектах не имела аналога центрального банка, пытающегося контролировать объем денежной массы, величину резервов и масштаб заемных средств, генерируемых кредитными организациями, то первичным критерием в отношении того, что именно следует считать античными деньгами будет являться характер использования данного ресурса в качестве средства платежа. Как известно, римляне различали понятие «nummi» для обозначения металлических денег типа монет, и термин «pecunia», который служил для обозначения всего, чем можно платить. Не случайно, древнеримские юристы в определении термина «pecunia» исходили из того, что он может обладать весьма широким значением. Гай в своих комментариях к «Lex Cornelia de sponsu» (Закон о поручительстве 81 г. до н. э.) Суллы утверждал, что «термином pecunia обозначаются в этом законе все предметы <…> если мы стипулируем вино, хлеб или землю, или раба, то следует обратить внимание на этот закон». По словам Ульпиана, «понятие pecunia включает в себя не только монеты, но и любой другой вид денег, т. е. любые предметы (omnia corpora), поскольку предметы, несомненно, также входят в состав понятия денег».
В том же плане высказывается Гермогениан: «В понятие pecuniae (деньги) включаются не только наличные денежные средства, но все вещи, как недвижимые, так и движимые, как телесные вещи, так и права». Последнее разъяснение особенно важно, т. к. свидетельствует о теоретическом осмыслении римскими юристами того факта, что на практике долговые обязательства были разновидностью «pecunia» и служили в качестве денег. Отмеченная связь имущественных притязаний и денег не исключает существование документарного оборота взаимных обязательств и требований, в том числе кредитного характера. Если рассматривать оборот таких активов как составную часть совокупной денежной массы, то степень монетизации древнеримской экономики окажется значительно выше уровня, измеряемого количеством находящихся в обращении монет.
Валеров А.В