Детские и молодежные организации в советском и современном обществе

Специфика российского молодежного движения

Специфика российского молодежного движения

Понятие «детская организация» обозначает особый тип детских общественных объединений. Детская организация – это «самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, определенную структуру и фиксированное членство» [8, с. 30]. Одной из главнейших целей партии большевиков была борьба за молодое поколение, его воспитание в духе определенной идеологии, политических установок, нравов и ценностей. Детские и молодежные организации являлись средством манипуляции, способом привлечения на свою сторону как можно большего количества молодых людей.

Работа по организации союзов молодежи началась еще в конце XIX века. В условиях революции, когда необходимы были новые силы для борьбы, В.И. Ленин требовал привлекать молодежь. В «Письме А.А. Богданову и С.И. Гусеву» он пишет: «Нужны молодые силы. Я бы советовал прямо расстреливать на месте тех, кто позволяет себе говорить, что людей нет. В России людей тьма, надо только шире и смелее, смелее и шире, еще раз шире и еще раз смелее вербовать молодежь, не боясь ее. Время военное. Молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая и еще больше рабочая молодежь.… Основывайте из молодежи сотни кружков впередовцев и поощряйте их работать вовсю» [5, c. 247]. Активная работа среди молодежи была важна для проведения революции.

Постепенно детские и молодежные движения, сформировавшиеся в начале XX века, стали вытесняться организациями с идеологией коммунизма. Царские и советские движения сосуществовали примерно до середины 1920-х годов, но со временем советские организации полностью заменили все противостоящие. «В новых исторических условиях В.И. Ленин развил и обогатил принципы марксистской политики в отношении молодежи, четко определил ее роль, в том числе и юношеских организаций, в революции, сформулировал ряд основополагающих принципов их построения и деятельности. Большевистская партия выступила воспитателем и организатором широких масс трудящейся молодежи, активно вовлекая ее в борьбу против самодержавия и капитализма в России» [9, с. 26]. Ленин особое внимание обращал на сплочение молодежи. В молодежных организациях он видел мощное средство идейно-политического воспитания. Слова В.И.Ленина звучали призывом: «Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка. Без привлечения всей массы рабочей и крестьянской молодежи к этому строительству коммунизма вы коммунистического общества не построите» [2].

Многие свои труды В.И. Ленин посвятил вопросам идейного объединения, организационному единству и самостоятельности. О главной цели организаций Ленин пишет так: «Старайтесь сделать главной целью своей организации самообразование, выработку из себя убежденных, стойких и выдержанных социал-демократов» [4]. Таким образом, ко времени установления советской власти партия большевиков имела богатейший опыт работы среди молодежи. Ленин еще в годы борьбы с самодержавием сформулировал главные принципы юношеских организаций. В дальнейшей работе большевики опирались на этот опыт революционного движения. Необходимо было найти формы и методы руководства, способ присвоения социалистического сознания. И заданные цели были достигнуты. Был создан многоступенчатый институт, состоящий из огромного количества организаций. Их главной особенностью стала четкая идеология. Существовало огромное количество всевозможных спортивных клубов, кружков, станций. Основным принципом каждой организации был принцип коммунистического воспитания.

«В советской учебно-педагогической литературе подчеркивалось, что деятельность образовательных учреждений (в том числе и внешкольных) должна быть направлена на создание у ребенка модели поведения на основе норм и правил общественной коммунистической морали» [6, с. 50–51]. В этом количестве различных организаций выделяется центральная линия – октябрята, пионерия и комсомол. Прохождение каждой из этих ступенек было обязательным. Также вхождение в состав этих организаций открывало дорогу для участия в других общественных объединениях. Например, октябренок получал право сталь членом таких сообществ, как – «Друзья птиц», «Зеленый патруль» и т.д. Четко выстроенная иерархия: октябренок – пионер – комсомолец способствовала формированию у детей и подростков внутренней идеологии, способствовала созданию нового мировоззрения советского человека, удерживая его в четко заданных социальных рамках. Рассмотрим более подробно каждую из этих ступенек. Комсомольская организация была создана в 1918. В 1926 г. она получил название – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). В комсомольцы могли вступить от 14 до 28 лет.

Партия регулировала работу организации. Комитеты партии и собрания коммунистов систематически заслушивали отчеты комсомола, определяли его задачи, часто проводились партийнокомсомольские собрания. Комсомольцы принимали участие во всех сторонах жизни СССР, воплощали планы партии, были везде первыми, вели за собой народ. Главная задача организации – строительство коммунистического общества. Комсомольская организация с первых же дней своей деятельности выполняла две социальные функции, определяющие его роль в системе политической организации советского общества: – комсомол оказывает помощь партии в деле воспитании детей в духе коммунизма, нового – советского общества; – комсомол пополняет ряды партии, а также работников в сфере государственного управления, общественных, хозяйственных организаций.

Под руководством ВЛКСМ создавалась пионерская организация. Ее создание происходило на фоне борьбы со скаутами. При этом некоторые скаутские символы превратились в пионерские: зеленый галстук в красный, зеленая рубашка в белую, и девиз «Будь готов!» трансформировался во «Всегда готов». Иннокентий Жуков (скаутский лидер РСФСР и Дальневосточной республики, бывший секретарь общества «Русский скаут»), предложил новой организации название «пионеры» (заимствование из скаутской практики) [1, с. 26].

Труды Н.К. Крупской, написанные в 1921–1922 гг. заложили основу теории и методики воспитательной работы пионерской организации. Н.К. Крупская раскрыла воспитательное назначение детских коммунистических групп, призванных готовить под руководством РКСМ его смену, обосновала цель, принципы деятельности: воспитание преданной партии будущей смены, использование доступных возрасту методов и форм работы, постоянная связь с практикой социалистического строительства.

В начале 1922 г. ЦК РКСМ приступил к организации первых детских коммунистических групп. Среди ярких комсомольских активистов, участвовавших в создании таких групп, необходимо отметить Валерьяна Зорина (впоследствии заместитель председателя Центрального бюро пионерской организации) и Михаила Стремякова (впоследствии первый редактор «Пионерской правды»). Пионерская организация окончательно сформировалась 19 мая 1922 г. на Всероссийской конференции РКСМ. Организация получила название »Юные пионеры имени Спартака», В 1924 г., после смерти В.И. Ленина, ей было присвоено его имя. В 1926 г. установлено название – Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина, которое сохранилось до ухода организации. Главная цель организации заключалась в воспитании детей в советском духе, руководствуясь коммунистическими идеалами.

В детях воспитывался патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионерами становились в третьем классе в 9-10 лет. Ребята участвовали в таких важных делах как борьба с неграмотностью, сбор денег для строительства фабрик, заводов, транспорта, агитация за создание колхозов. Деятельность пионеров широко освещалась в газетах. Например, в газете «Пионерская правда» от 14 марта 1938 помещена заметка «Учим неграмотных». «Мы, пионеры, узнали, что в нашем селе есть 10 взрослых людей, которые не умеют еще ни читать, ни писать. И мы взялись научить их грамоте». В заметке «Юные геологи – участники экспедиции» газеты «Пионерская правда» от 22 мая 1939 сообщается о проведении экспедиции, в которой принимали участие члены кружка при Центральном геологоразведочном музее имени Чернышева. Ребята вместе с взрослыми поехали на Урал, Кавказ, в Крым и в Карелию, и производили раскопки, занимались исследованием полезных ископаемых. Прежде чем стать пионером, ребенок должен был пройти еще одну ступеньку – движение октябрят.

В октябрята принимали в первом классе, в 7 лет. Как комсомол руководил пионерами, так и пионеры руководили октябрятами. Группы октябрят создавались в первых классах школ и существовали до вступления в пионеры. В каждой звездочке было пять человек. Из звездочек создавался отряд – школьный класс. С октябрятами работали учителя или вожатые-пионеры. Октябрята помогали старшим, участвовали в общественно значимых делах, готовились стать пионерами [1]. На груди носили значок – пятиконечную звезду с портретом Ленина в детстве. Деятельность организации октябрят носила игровую форму. При этом у них был свод правил, разработанный ЦК ВЛКСМ, который необходимо было знать и соблюдать.

Н.К. Крупская указывала на необходимость объединять всех детей организацией октябрят, так как «ребята возраста 7–11 лет – самый благодарный материал для организации. В этом возрасте особенно важно привить ребятам навыки коллективиста» Благодаря этому в школе не будет второгодников, решится проблема с беспризорностью» [3, с. 368]. Все три организации прекратили свою деятельность в сентябре 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ, прошедшем после запрета КПСС, объявили об исчерпанной исторической роли комсомола. Так как исчез ВЛКСМ, организации пионеров и октябрят тоже перестали действовать. В современной России деятельность детских и молодежных организаций стала немонополизированной, вариативной по направленности деятельности, разнообразной по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Численный состав общественных объединений не велик: от нескольких сот до нескольких сот тысяч человек [1, с. 5].

Сами же организации очень многочисленны и разнообразны по целям, направлениям деятельности, своей структуре, форме. По территориальному признаку можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные, местные организации. Широко распространены детские и молодежные организации на базе школ, университетов и т.д. Молодежные организации можно разделить по целям: политические объединения и неполитические объединения. Среди политических широко известны, например, такие: «Молодая Гвардия Единой России», «Ассоциация Молодежных правительств», Молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ и др.

Целями этих организаций являются привлечение молодежи к участию в политической жизни страны, на сторону своей партии, учет интересов молодого поколения. К неполитическим организациям относятся: объединения людей с ограниченными возможностями здоровья, правозащитные объединения, экологические объединения, студенческие объединения, религиозные объединения и т.д. Среди детских организаций можно выделить следующие направления: пионерское движение, скаутское движение, историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения, военно-патриотические движения, экологические, социально-реабилитационные и волонтѐрские организации, объединения профессиональной подготовки, религиозные, спортивные. Итак, детские и молодежные движения и организации включают огромное количество направлений деятельности, проводят тысячи мероприятий, воплощают массу удивительных идей, полезных и содержательных инициатив. Объединения занимаются организацией активного отдыха, полезного досуга, помогают самоопределиться в жизни, с профессией, привлекают к участию в политике, в волонтерской деятельности и т.д.

Благодаря многообразию организаций и объединений, дети могут сделать собственный выбор. Это, конечно же, несомненная польза современных организаций, но всетаки, есть существенный минус. Между организациями нет активного взаимодействия, отсутствуют общие цели. Должен существовать определенный координирующий центр, регулирующий деятельность детских и молодежных организаций, должны прививаться правильные ценности, соответствующие российскому обществу. Такая ситуация сложилась потому, что с распадом Советского Союза вопрос создания и поддержки детских и молодежных организаций был оставлен без внимания. Государство лишь совсем недавно вновь стало заниматься этим вопрос. В 2015 г. указом президента в России была создана организация под названием «Российское движение школьников».

Деятельность организации целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. Но участниками РДШ могут стать любой человек, достигший 8-летнего возраста, законно находящийся на территории Российской Федерации. Целями Организации являются: – содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения; – содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей [10, с. 3] Реализуются следующие направления: Личностное развитие: творческое развитие, популяризация здорового образа жизни и спорта, выбор будущей профессии. Военно-патриотическое направление: юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юный спецназ Росгвардии, юные друзья полиции, юные инспектора движения. Информационно-медийное направление: большая детская редакция, создание школьных газет, радио и телевидения, работа с социальными сетями подготовка информационного контента, дискуссионные площадки.

Гражданская активность: добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев [7]. К идее создания организации очень положительно отнеслись в педагогической среде. Так, учитель русского языка и литературы лицея № 1581 Оксана Ганабова заметила, что за два десятилетия в России выросло целое поколение, которое ориентировано только лишь на свои потребности. «Это то, что принято называть отсутствием коллективного сознания», – говорит она. По мнению педагога, это молодежное движение поможет вытащить школьников из виртуальной реальности, в которой сейчас практически каждый из них живет, и научит жить в реальном мире [2]. Таким образом, детские и молодежные организации играют большую роль в жизни общества – они формируют подрастающее поколение. От развития молодого поколения зависит будущее страны, общества.

В советское время существовала четкая и отлаженная система воспитания, но все-таки главная цель – политическая, создание того человека, который необходим государству, организации являлись средством манипуляции. В современное время необходимо возрождать организации, занимающиеся воспитанием детей, но уже без того идеологического элемента. Государственная политика должна создавать наиболее благоприятные условия для подрастающего поколения, обеспечивая всестороннее развитие личности ребенка, при этом учитывая его потребности и интересы, активно привлекать молодежь к участию в жизни страны.

Литература

1. Астафьев, Д.А. Молодежные движения России: история и современность: учебное пособие. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012. – С. 176.

2. История детских и молодежных движений в России [Электронный ресурс] // Интернет-газета Дни.ру. Режим доступа: http://story.dni.ru/?p=1645

3. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: в 10 томах. Том 5. – М.: Издательство академии педагогических наук, 1959. – С. 688.

4. Ленин, В.И. К учащимся средних школ [Электронный ресурс] // Полное собрание сочинений. Том 7. – Режим доступа: http://leninism.su/works/45-tom-7/815-k-uchashhimsya-srednix-shkol.html

5. Ленин, В.И. Письмо А.А. Богданову и С.И. Гусеву [Электронный ресурс] // Полное собрание сочинений. Том 9. – Режим доступа: http://leninism.su/works/47-tom-9/3235-pismo-a-a-bogdanovu-i-s-i-gusevu.html

6. Лобанов, В.В. От системы внешкольного образования к системе дополнительного образования // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 2 (80). – С. 50–52.

7. Российское движение школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn—d1axz.xn—p1ai

8. Семенов, Г. Как создать детское общественное объединение [Текст] / Г. Семенов // Воспитание школьников. – 2004. – № 5. – С. 30–38.

9. Сулемов, В.А. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «История и педагогика» [Текст] / В.А. Сулемов, Л.Н. Кононенко, Д.И. Полякова, В.В. Лебединский; под ред. В.А. Сулемова. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 1983. – 368 с.

10. Устав общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docplayer.ru/26919373-Ustav-obshcherossiyskoy-obshchestvennogosudarstvennoy-detsko-yunosheskoy-organizacii-rossiyskoe-dvizhenie-shkolnikov.html

В.П. Сазонова, Л.П. Малахова


Комментировать


девять + 4 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru