Дилемма современной моды: массовость и индивидуальность

Говоря о моде, многие люди видят в ней «пустяк», о котором «вообще не стоит задумываться» [1, c. 7]. Однако на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что мода постепенно перестает быть чем- то связанным с понятием «массы».

В XX веке всё началось с ухода от корсетов и длинных юбок к более прямым и укороченным «мальчишеским» платьям, затем плавно перетекло к более аскетичным и минималистичным образам шестидесятых.

Чёткие линии и строгий силуэт вскоре сменились фольклорным и этническим стилями, позже – спортивным. В моду вошли брюки у женщин, и к 90-м годам появились унисекс и гранж. В истории моды мы видим определенную направленность, то, как менялась мода от десятилетия к десятилетию. Эта тенденция сегодня изменилась: новый век принёс в мир тотальную свободу выбора.

Теперь мода – это нечто индивидуализированное, быстротечное; она стремится к новизне и при этом консервативна. Помимо этого, мода не просто отражает потребность человека в новизне и красоте, но и выступает «как одна из форм, один из механизмов социальной регуляции и самореализации человеческого поведения» [1, c. 12].

Феномен моды не ограничен конкретными реалиями. Она бесконечно велика и основывается на человеческой психологии. Часто можно наблюдать, как абсолютно немодные вещи, течения, идеи в одночасье становятся актуальными. Так, например, из многих эпатажных или агрессивных антимодных субкультур заимствуются аксессуары или яркие цвета для создания модных, претенциозных образов. Из этого сложилось мнение, что «модности» всегда предшествует «немодность» [2, c. 259]. Таким образом, любая мода берёт своё начало в антимассовой культуре.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Как же мода влияет на психологию и социальное поведение людей? Отношение к моде начинает складываться с самых ранних этапов формирования личности. В результате воспитания, условий жизни, индивидуальных особенностей характера личности складываются вкусовые предпочтения человека. С возрастом меняется и формируется отношение индивидуума к обществу, окружающему миру и самому себе. Во многом на выбор человека влияет социальная идентификация.

Стремление к самореализации, поиск собственной индивидуальности влечёт человека к активной, динамической потребительской задаче. Он адаптируется под модные новинки, интеллектуально развивается, наращивает культурный потенциал, следит за модными журналами и т.д. Человек, свободный от стереотипов, как правило, не интересуется модой; он игнорирует её, считаясь со своими предпочтениями и желаниями, благодаря которым создаёт свою собственную моду. Помимо того, что многие люди стремятся следовать модным тенденциям, мода сама эволюционирует. Любое модное течение рано или поздно становится рутинным, а «модным быстро становится нечто совсем иное», «уникальное» [2, c. 257].

Следуя своим потребностям, люди хватаются за новшество, чтобы реализовать свои стремления и выделиться на общем фоне. Мода способствует самоутверждению, но парадоксален тот факт, что чем выше интерес к моде, тем больше у человека проявляется неуверенность в себе, поскольку «в массе индивидуальная сознательная личность исчезает» [2, c. 258]. На сегодняшний день, по моему мнению, мода не имеет определенных границ и функций. Она может служить как способ демонстрации социального статуса, быть формой самореализации, творческим «выбросом энергии» или просто психотерапевтическим средством. Часто одежда обеспечивает, помимо прочего, психологический комфорт, что особенно востребовано в современном обществе.

Когда серость и однообразие города создаёт атмосферу монотонности, мода способна привнести яркость в окружающую среду. Однако мода, к сожалению, зачастую является лишь подражанием, следованием общепринятым стереотипам, в идеале же она должна отражать некие идеи и концепции стиля конкретных индивидуальностей или отдельных социальных групп.

Следование моде должно быть не просто умением красиво одеваться и украшаться, но также умением выбрать образ и подать себя в нем. Как сказал Оноре де Бальзак, «Глуп тот, кто видит в моде только моду».

Список использованных источников:

1. Гофман А. Б.Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. 208 с. 2. Ольшанский Д. Психология масс. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с 3. Петрова Е.А. Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. Луганск: Изд. Глобус, 1999.

©Васильева Н.А., 2017


Комментировать


7 + = тринадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru