Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках эстетического цикла | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках эстетического цикла

Письмо от московской школьницы

Вопрос кто должен воспитывать детей: семья или школа время от времени поднимается в средствах массовой информации и социальных сетях. Казалось бы, ответ очевиден и давно известен – основа закладывается в семье. Именно родители, в первую очередь, на личном примере учат детей различать добро и зло и соблюдать основные этические нормы. Ну, а в школе происходит всестороннее развитие, дополнение и иногда корректировка заложенной в семье нравственной базы. И тем не менее, нередко можно услышать мнение учителей о том, что воспитание – это функция семьи, а в школе дети должны получать знания.

Спорить на эту тему можно сколько угодно, но то, что школа обладает колоссальными воспитательными возможностями, это несомненно. Каждый учитель, планируя урок, включает задачи по достижению личностных результатов, в том числе и духовно-нравственного направления. Пожалуй, легче всего это сделать на уроках гуманитарного цикла. Учителя литературы, истории, ОРКСЭ, мировой художественной культуры имеют возможность на каждом уроке выделить нишу, которую можно будет заполнить беседой нравственного содержания, напрямую связанную с темой урока. На уроках эстетического цикла – ИЗО, музыка, МХК – практически каждая тема затрагивает вопросы нравственности. К примеру, курс изобразительного искусства в 5 классе посвящен декоративноприкладному искусству.

Темы «Внутренний мир русской избы», «Русская народная вышивка», «Народный праздничный костюм», тема народных промыслов напрямую связаны с традициями. Особое место в культурных традициях занимают морально-этические нормы, которые основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие [1, c. 5]. В теме «Древние образы в народном искусстве» выясняем, почему наши предки взывали о помощи и просили защиты у солнца, воды, матери-сырой земли. Здесь представляется возможность поговорить с детьми о языческих корнях русского народа, о крещении Руси и о элементах язычества – приметах и гаданиях, сохранившихся по сей день.

Самый большой раздел курса ИЗО в 6 классе посвящен изображению человека. Уроки «Образ человека – главная тема в искусстве», «Сатирические образы человека», «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века» дают возможность учащимся попытаться проникнуть во внутренний мир изображенного на портрете человека, определить его эмоциональное состояние [3, c. 47]. В процессе рассуждения о таких человеческих качествах, как доброта, благородство, злобность, властолюбие, подростки делают шаги в определении для себя жизненно важных нравственных приоритетов. Курс «Искусство» в 8-9 классах дает возможность ставить перед детьми более серьезные духовные и этические вопросы. Возможна ли связь искусства и религии?

Найти ответ на этот вопрос помогает урок «Храмовый синтез искусств». Учащиеся знакомятся с традиционными религиями, существующими на территории Российской Федерации, проводят анализ видов искусства, представленных в храмах. Духовная суть русской культуры –в православной религии. Купола православных храмов являются неотъемлемой частью русского пейзажа на протяжении уже многих столетий. Чувство любви к Родине, уважение к своим корням – те нравственные понятия, о которых мы говорим в рамках данного урока. Нередко учащиеся спрашивают: а как же другие религии? Вокруг нас живут люди разного вероисповедания.

Ответ на этот вопрос дает возможность учителю раскрыть тему миролюбия. Нравственный человек не может быть агрессивным. Более того, моральноэтические нормы наиболее распространенных религиозных культур основаны на таких вечных ценностях, как добро, справедливость, милосердие. Поэтому, всегда можно найти пути для установления доброжелательных, миролюбивых отношений с людьми другой веры [4, c. 65]. Урок «Портреты наших великих соотечественников» в 8 классе углубляет тему «Портрет», начатую в 6 классе. Учащимся предлагается проанализировать изображения известных людей, определить особенности их личности (облик, черты характера, увлечения, социальную принадлежность). Здесь же, говоря о судьбах великих художников и музыкантов, поднимаем тему меценатства в русской культуре и рассуждаем о том, какие человеческие качества должны быть присущи меценату.

Существует ли такое явление в современной культуре? И что заставляет сегодняшних состоятельных людей помогать творческим людям? Курс «Искусство» в 9 классе начинается с раздела «Искусство и власть». Как могут складываться отношения у художника и власти? Возможно ли сотрудничество политики и искусства? Известно, что музыканты, поэты, скульпторы обладают особой интуицией и остротой восприятия. Это позволяет им тоньше других чувствовать несправедливость в окружающем мире, в том числе и бесчеловечность власти. Должен ли художник говорить об этом в своих произведениях? Ведь любая власть от Бога. Так говорит христианство. А если художник всетаки вступил в противостояние с властью, что может ожидать его впоследствии? На эти и многие другие вопросы старшеклассники ищут ответы в рамках данных уроков, приобретая при этом немалый опыт расстановки нравственных приоритетов.

Нельзя не коснуться одной из самых ярких и непривычных тем в курсе 9 класса – «Искусство предвосхищает будущее». Известен факт, что произведения поэтов, живописцев, скульпторов нередко оказываются пророческими. Художники удивительным образом предсказывают в своих произведениях будущие политические события и научные открытия [4, c. 126]. Возможно, хорошо развитое воображение и особая наблюдательность позволяют им делать это. Анализируя произведения Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Б.М. Кустодиева, ребята убеждаются в удивительной способности гениальных художников предвидеть события. Но урок интересен еще и с точки зрения возможности поговорить о магии и колдовстве. Как правило, ребята сами поднимают этот вопрос. Важно объяснить детям, что обращение к магам, ворожеям и колдунам во всех мировых религиях и культурах всегда считалось опасной практикой.

Так, из урока в урок, от темы к теме учитель имеет возможность говорить с детьми о нравственности, стремясь развивать лучшее, что заложено в детей в семье, и очищать их головы и сердца от духовной грязи, которая льется на них рекой из средств массовой информации и социальных сетей.

Литература

1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4–5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2014. 3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. 4. Сергеева Г.П. Искусство. 8–9 классы: учеб. для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.

Наталья Викторовна Курьякова


Комментировать


− 2 = четыре

Яндекс.Метрика