Жанр «лонгрид» в системе новых медиа

1

В настоящей статье жанр «лонгрид» описывается с точки зрения его взаимодействия с другими жанрами электронных медиа, а также приводятся характеристики понятий «жанр» и «формат» в журналистике. Ключевые слова: лонгрид, новые медиа, журналистский жанр, журналистский формат, вэб-док, цифровой сторителлинг. В научной литературе «лонгрид» нередко рассматривается как жанр или формат современных интернет-медиа. В теории журналистики понятия «жанр» и «формат» не имеют строгого разграничения. Традиционно жанр определяется как «понятие теории творчества, передающее специфику определенного вида творчества» [Лазутина 2010; 16], который «связан с родовыми, исторически сложившимися, смысловыми характеристиками» [Качкаева 2010; 42]; формат же – «понятие коммуникативистики, характеризующее место предмета коммуникации в информационных потоках, адресуемых обществу» [Лазутина 2010; 16], он связан с «индустриальными характеристиками – "упаковкой" содержания, унификацией, адаптацией, способом распространения, стоимостью и пр.» [Качкаева 2010; 42].

В данной работе лонгрид рассматривается как жанр новых медиа, т.к. помимо «внешних» характеристик лонгрида, связанных с большим объёмом текста и мультимедийностью, необходимо учитывать также такие факторы, как глубину и проработанность темы, которые выходят за рамки понятия «формат». Однако существуют и иные точки зрения. Л.В. Иванова в статье «Использование теории связей с общественностью в учебном процессе подготовки журналистов (на примере освоения формата «Спецпроект»)» относит лонгрид к разновидности формата спецпроект (другие – презентация, мультимедийная статья и веб-док) линейного типа мультимедийного форматирования на отдельной платформе [Иванова 2016; 78-86]. М.Н. Булаева в работе «Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат» высказывает мнение, что в качестве текстовой основы лонгрида могут выступать традиционные журналистские жанры: репортаж, статья, очерк, обозрение, журналистское расследование и т.д.

От других жанров его отличают не содержательные, а структурные характеристики, связанные с его мультимедийностью. Она считает, что это позволяет охарактеризовать лонгрид как «формат универсальной журналистики», а не как отдельный жанр [Булаева 2015; 121]. Необходимо упомянуть и о проблеме определения жанровых границ термина «лонгрид». По мнению исследователей интернет-журналистики А.А. Калмыкова и Л.А. Кохановой, «журналистский жанр – это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация и дешифруется аудиторией» [Калмыков, Коханова 2005; 8]. Они отмечают, что для современной веб

журналистики характерна жанровая диффузия: журналистские жанры взаимопроникают и трансформируют друг друга, стирая жанровые границы. О.Н. Копытов также считает, что «первичные жанры сегодня дополняются, видоизменяются, преображаются, скрещиваются, креализуются, искажаются, порой до неузнаваемости» [Копытов 2015; 95]. Рассмотрим жанр «лонгрид» с точки зрения его взаимодействия с другими жанрами электронных медиа. А.В. Колесниченко включает его в группу аналитических жанров. Исследователь считает наиболее близким к лонгриду жанр аналитической статьи: «Их объединяет глубокое проникновение в тему, представление в материале разных точек зрения и достижение читателем нового понимания предмета после прочтения текста». Однако также их отличает подача материала и целевая аудитория: аналитическая статья строится по принципу научного исследования и предназначена в большей мере для интеллектуальной элиты, лонгрид же имеет большую наглядность и рассчитан на более широкую читательскую аудиторию. [Колесниченко 2015]. Казахская журналистка и редактор Г. Амирханова относит лонгриды к отдельному жанру интернет-медиа. В своей статье «25 сервисов, которые помогут создать мультимедийный лонгрид» она приводит следующую классификацию «длинных текстов»:1) лонгформы (от англ. longform – длинная форма) – проекты, в которых много графических элементов, визуализации данных, текст спрятан в графике, коротких видео (используется как часть истории или вспомогательный элемент) или фото; 2) веб-документари («веб-доки») – проекты, в которых мало текста и основной упор сделан на видео, которое визуально упаковано в общую графическую обертку. Они отличаются от лонгрида структурой, построением истории, навигацией, малым количеством или отсутствием текста.

Лонгриды – всегда линейные проекты, «веб-доки» могут иметь рваную структуру; 3) собственно лонгриды. Она отмечает, что у всех этих форм нет обобщающего названия, но в русскоязычных медиа их чаще всего называют «спецпроектами». Журналистка однозначно относит все вышеприведённые формы к «сторителлингу» – маркетинговому приёму, использующему медиа-потенциал с целью передачи информации и транслирование смыслов посредством рассказывания историй [Амирханова 2015]. А.В. Антонова в статье «Социальная сущность вебдокументалистики в рамках теории новых медиа» не разграничивает понятия «вэб-док» и «лонгрид» и относит известные лонгриды «Snowfall» и «Out My Window» к вебдокументалистике. Она включает вэб-доки и лонгриды в свойственные Интернету «новые формы повествования», которым присущи черты процесса конвергенции – размытые границы между киноискусством, документалистикой и журналистикой. Она указывает, что «веб-документальные проекты подчинены драме и логике кино» [Антонова 2016; 186-190]. А.М. Анюхина в работе «Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа» считает, что истоки возникновения лонгридов лежат в явлении storytelling.

Она даёт термину «сторителлинг» следующее определение: «Сторителлинг (от англ. Storytelling – «рассказывание историй») – это метод последовательного изложения истории, создающий в итоге эффект вовлечённости, сиюминутности и причастности к описываемому событию у читателя/зрителя. С этой позиции к сторителлингу относится всё, что обладает сюжетом (истории из жизни, интересные случаи, сказки и т.д.). Кроме того, этим термином можно обозначить неформальный способ передачи опыта, знания, инсайдерской информации». В наши дни на смену сторителлингу пришёл digital storytelling – «метод последовательного изложения истории в интернет-пространстве с использованием всех современных типов медиа». Исследовательница не разграничивает понятия «лонгрид» и «digital storytelling», в тексте статьи они употребляются как синонимы. Она даёт толкование термина «лонгрид» как «большого сложного материала, репортажа, исследования или эссе», а мультимедийного лонгрида» – как «истории, рассказанной при помощи нескольких мультимедийных средств, а именно графиков, гиперссылок, видео, аудио, слайдшоу, слайдкастов». Среди главных характеристик мультимедийного лонгрида она указывает: 1) качество (сам текст, подобранная фактура, структура и композиция, вёрстка и дизайн); 2) уровень взаимодействия с читателем; 3) выбор платформы [Анюхина 2017; 146-150]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной теории журналистики не существует однозначного мнения о том, является ли лонгрид жанром или форматом новых медиа, а также отсутствуют чёткие границы между понятиями «лонгрид», «вэб-док» и «digital storytelling».

Литература 1. Амирханова Г. 25 сервисов, которые помогут создать мультимедийный лонгрид. – Режим доступа к работе: http://bestapp.menu/25-servisov-kotorye-pomogut-sozdat-longrid/. 2. Антонова А.В. Социальная сущность вебдокументалистики в рамках теории новых медиа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. №2. – Саратов, 2016. 3. Анюхина А.М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. №2 (24). – Челябинск, 2017. 4. Булаева М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник, №4. – Томск, 2015. 5. Иванова Л.В. Использование теории связей с общественностью в учебном процессе подготовки журналистов (на примере освоения формата «Спецпроект») // Вестник ЧелГУ, №9 (391). – Челябинск, 2016. 6. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика – М., 2005. 7. Качкаева А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 10. – М, 2010. 8. Колесниченко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиаскоп. – Режим доступа к работе: http://www.mediascope.ru/1691. 9. Копытов О.Н. Факт – жанр – формат (проблема медиажанров: взгляд со стороны «первичных» жанров и формата) // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научнопрактической конференции. – М., 2015. 10. Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 6. – М, 2010.

 

Е.О. Котова


Комментировать


4 + = пять

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru