Женственность: прошлое и настоящее | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Женственность: прошлое и настоящее

Будьте счастливы, дорогие женщины!

В статье анализируются различные подходы к определению понятия женственность, подчеркивается необходимость многоаспектного подхода к проблеме, рассматривается перспектива развития женственности.

Философский анализ любого явления предполагает рассмотрение его с точки зрения объективности, развития и взаимосвязи с другими явлениями. Женственность или природа женщины не исключение. Интересный подход к этому вопросу содержится в работе выдающегося русского философа П. Флоренского «Имена».

Анализируя имя Елена, автор раскрывает различные аспекты женской природы. « Имя Елена знаменует женскую природу, но не в телесном моменте брака и рождения, как и не в духовном моменте вечной женственности: Елена – вечная женскость». [1] Под «вечной женскостью» автор понимает особенности душевной организации женщины, а именно преобладание эмоционального начала над рациональным.

С точкой зрения П.Флоренского можно соглашаться или не соглашаться. Вопрос в другом, а именно, в многоаспектности рассмотрения феномена женственности. Как минимум можно выделить три момента, характерных для данного автора, это тело, душа, дух. Телесный аспект это, прежде всего, материнство.

Душевный аспект это особенности эмоционального склада женщины. Духовный аспект связан с высокими сферами бытия человека, а именно, с религией, философией. В начале ХХ века идея «вечной женственности» была очень популярна в интеллектуальной среде Серебряного века. Достаточно вспомнить мистическую Софию В.Соловьева или Прекрасную Даму А.Блока, прообразами которых были Беатриче Данте и Вечная женственность Гёте.

Из этого следует, что анализ феномена женственности предполагает биологический, физиологический, психологический, психоаналитический, социологический, исторический, культурологический, философский, этический, эстетический подходы. Определение женственности во многих словарях, как правило, сводится к перечислению этических и эстетических характеристик, которые хотело бы видеть общество у представительниц прекрасной половины человечества.

Однако, понятие женственности сродни сущностным характеристикам женщины, которые не должны сводиться к внешним проявлениям этой сущности. Определив многоаспектность проблемы, необходимо сделать акцент на том, что биологическое, как бы значимо оно не было при анализе женской природы, находится в подчиненном положении по отношению к социальному. Нет единой женской природы на все времена. Любые нравственные и эстетические характеристики, в конечном счете, определяются эпохой и теми отношениями, в которые включен человек.

Отсюда, даже внешний идеал женской красоты был различен в разные эпохи и в разных культурах. Если бросить беглый взгляд на историю человечества, то увидим существенные различия между мужчиной и женщиной с точки зрения их положения в обществе. Человеческое достоинство женщины закончилось с матриархатом. Несмотря на то, что матриархат как организационная структура первобытного общества сегодня вызывает споры и дискуссии, все-таки его существование остается логично обоснованной научной гипотезой. Признание матриархата является серьёзным основанием для внимания к исследованиям представителей психоанализа юнгианского толка.

Речь идет, прежде всего, о фундаментальном исследовании женского архетипа К. Эстес. [2] К. Эстес утверждает, что в глубине психики каждой женщины живет дикарка, которая долгие тысячелетия первобытного общества занимала достойное уважения и почитания положение. Автор предлагает отыскать в современной женщине «Первозданную женщину», связь с которой она утратила за многовековую историю своего униженного положения во времена патриархата. К. Эстес уверена, что если произвести «психоархеологические раскопки», то каждая женщина сможет наладить связь со своей дикой половинкой и возродить свою жизненную силу.

Сказки и мифы, по мнению автора, и есть те сокровища, которые пробуждают в душе женщины глубинные инстинкты, которые веками вытравляло общество для того, чтобы успешнее эксплуатировать женщину. Психоанализ женского архетипа представляет огромный интерес, но нельзя забывать и о других важнейших факторах формирования женственности, таких как общественное устройство, эпоха, культура.

Как было отмечено выше, в определении женственности многие авторы идут по пути перечисления качеств, традиционно ожидаемых обществом от женщин, а именно, эмоциональность, нежность, скромность, верность, жертвенность, сострадательность, милосердие, поглощенность материнством и т.д. Безусловно, качества замечательные! Но возникает вопрос, а почему бы им не быть общечеловеческими, так как они украшают не только женщину, но и мужчину, однако их соотносят преимущественно с женщиной. Возможно, эти качества общество культивировало не столько во благо самих женщин, сколько во благо тех, кто долгие столетия эксплуатировал эти и не только эти замечательные черты женского характера.

К сожалению, подавляющее большинство религиозных конфессий закрепило эксплуатируемое положение женщины в обществе. Вспомним строчки А.Вознесенского: «Бьют женщину. Веками бьют. Но чист её высокий свет, отважный и божественный, религий – нет, знамений – нет, есть – Женщина!». [3] Необходимо всеми возможными средствами вернуть женщине достойное место в обществе. Матриархат и патриархат в равной степени являются пережитками прошлого. В войне полов не бывает победителей. Женственность и мужественность как квинтэссенции женского и мужского гендерного стереотипа в перспективе должны терять свои четкие характеристики.

Можно предположить, что понятия идеальная женщина и идеальный мужчина начнут отмирать, а на смену им придет понятие идеальный человек. Действительно, каждый из нас в первую очередь человек, а затем уже мужчина или женщина. Биологические различия никто не отменяет и они останутся с нами навсегда, но они не являются доминантой в социуме. Социальные же различия имеют тенденцию к стиранию. Главным фактором в этом направлении является исчезновение чисто мужских и чисто женских профессий, чисто мужских и чисто женских социальных ролей.

Унифицирование одежды, образа жизни также свидетельствуют об этом процессе. Хорошо это или плохо? Скорее всего, ни то и ни другое, а просто объективный процесс, который необходимо принимать как данность. На этом примере прослеживается действие закона диалектики – закона двойного отрицания. Матриархат – это тезис, патриархат – это антитезис, социальное равенство мужчины и женщины в обществе – это синтез. Таким образом, каждая эпоха вносит свое понимание в толкование женственности и мужественности, как сущностных характеристик человека.

Библиографический список 1. Флоренский П.А. Имена. Социологические исследования. 1989.№ 3, стр.115. 2. Эстес К.П. «Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях» М., 2002. 3. Вознесенский А. Лирика. М. 2003.с.62.

Саитова Т.П


Комментировать


− три = 2

Яндекс.Метрика