Журналистам приходится постоянно защищаться от тех, кто стремится ограничить их издательскую свободу под предлогом оскорбления религиозных или культурных чувств. Как оскорбление могут быть расценены комментарии по поводу физического увечья человека, его расовой принадлежности, возраста, пола, финансового статуса и пр.
Будь предельно внимательным к любым попыткам использовать религиозные или политические мотивы для ограничения журналистских возможностей. Не бойся оскорбить то, что думают люди, но уважай то, что они есть. Расовую принадлежность, вероисповедание, сексуальную ориентацию, семейное положение можно упоминать лишь в том случае, если в сообщении изложена важная информация на этот счет.
Телевидение придерживается четко установленных правил относительно защиты детей. На всех каналах установлено определенное время, до наступления которого запрещен показ материалов, не предназначенных для детей. Из опыта стран региона Пример из Хорватии: В 2004 году были обнародованы фотографии известной певицы в интимной обстановке.
Снимки и клипы для повышения ее рейтинга опубликовал один из порталов. Через несколько часов все снимки были отозваны, но зло уже свершилось: сейчас этот видеоматериал «гуляет» по всему интернету. После этого случая появились и другие непристойные видеосъемки некоторых звезд. Вместе с тем, материал предназначался для приватного использования и никакого «общественного интереса» в его публикации не было. Пусть эти люди и знамениты, они тем не менее имеют полное право на неприкосновенность частной жизни.
Рекомендации: Если в твои руки попал видео-, фото- или другой материал, который мог бы вызвать большой интерес аудитории, надо связаться с причастными к нему людьми и получить согласие на публикацию. Если согласие не получено, ты в любое время можешь об этом написать, но ничего не показывать.
Главное – чтобы материал был общественно значимым. В противном случае его публикация не оправдана.
Пример из Венгрии: Журналист подверг критике предложения и мнения одного из политиков, а заодно поиздевался над его именем и внешним видом. Политик привлек к суду информационное агентство и потребовал 8000 евро в порядке компенсации за клевету. Суд решил, что агентство действительно оскорбило политика, позволив себе комментарии насчет его внешнего вида и имени.
Агентству пришлось компенсировать нанесенный ущерб. Рекомендации: Можно критиковать политика за его взгляды и идеалы, но шутить относительно его имени и внешнего вида рискованно. Нужно всегда учитывать, что представляет общественный интерес, а что – нет. Пример из Македонии: Веб-сайт опубликовал вызывающую фотографию 15-летней девочки. Администрация сайта не стала брать на себя ответственность за публикацию, уточнив, что снимок сделан неким агентством и опубликован с согласия матери. Другой сайт подверг критике этот факт сам по себе, но, в свою очередь, опубликовал видеокадр на home page.
Рекомендации: Журналист должен предлагать вниманию читателей только те иллюстрации, которые дополняют материал и являются правдивыми, а не гнаться за сенсацией. Еще и еще раз взвесь, служит ли общественному интересу то, что ты хочешь опубликовать. Пример из Молдовы: 19 января 2011 года известный информационный портал выложил новость „ATENŢIE! IMAGINI ŞOCANTE: Un politician şi-a zburat creierii în direct” (ВНИМАНИЕ! ШОКИРУЮЩИЕ КАДРЫ: политик разнес себе мозги в прямом эфире), которая сопровождалась видеосъемкой публичного самоубийства, совершенного много лет назад во время пресс-конференции.
Запись была воспроизведена с зарубежного сайта, специализирующегося на показе шокирующих кадров о преступлениях, авариях и инцидентах. Совет прессы Молдовы (национальный орган по журналистскому саморегулированию) по собственной инициативе рассмотрел этот случай и констатировал, что размещение видеокадров с подробностями совершенного самоубийства нарушает положительную практику ответственной журналистики и нормы профессиональной этики, не допускающие распространение нездоровых подробностей преступлений, аварий, стихийных бедствий либо детального описания приемов совершения самоубийства.
В ходе рассмотрения вопроса на заседании Совета прессы, которое передавалось онлайн, портал стер видеокадры, сопровождавшие новость. Рекомендации: Избегай, насколько это возможно, распространения шокирующих подробностей трагедий и других событий негативного характера. Конкуренция и стремление расширить свою аудиторию не оправдывают присутствие кадров с разложившимися трупами и подробностями самоубийств, независимо от того, сопровождает их редакционное предупреждение или нет.
Публикацию подобных материалов нельзя объяснить общественным интересом, так как его нет; напротив, подобные действия противоречат нормам здравого смысла и являются посягательством на достоинство погибших и их родственников. Пример из Болгарии: В апреле 2000 года Национальное телевидение Болгарии прокрутило в прайм-тайме кадры, запечатлевшие обезглавливание российского солдата чеченцами.
Многие родители выразили протест, заявив, что эти съемки травмировали их детей. Все журналистское сообщество выразило возмущение по этому поводу, а печатные СМИ и остальные телеканалы подвергли критике решение о показе, заявив, что все это нелепо и неэтично, и что кто-то должен понести наказание. Рекомендации: Никогда не забывай о временном промежутке, когда можно показывать передачи для взрослых.
Помни, что дети – уязвимая категория граждан – в любой момент могут оказаться перед экраном. Используй сцены насилия только в том случае, если это показательно для материала и несет в себе элемент общественной значимости. Болгарское национальное телевидение могло защитить детей различными способами, например, предупредив родителей, что последующие кадры – не для детских глаз и ушей.
Петру Маковей