В определенном аспекте художественная правда — как акт обобщения жизни в свете эстетического идеала — и есть не что иное, как идейнаи концепция произведения в своем объективном, так сказать, «материальном», т. е. образном выражении.
Поэтическая или конкретная идея получает жизнь в художественной структуре, развивается и выговаривается через логику образов, через систему характеров, через отношение их с типическими обстоятельствами, а значит через сюжет и композицию, стиль к язык. Будучи сведенной к своему логическому эквиваленту, художественная идея теряет эстетическое содержание и в силу такой операции лишается подлинного содержания, благодаря которому оно только и существует. Не случайно и Гете, и JI. Толстой, отказывались сформулировать «идею» своих произведений в виде сентенции или логического постулата.
Отсюда не следует, что художественная.идея противостоит понятийному мышлению, что мышлепие образами — явление в чем-то иррациональное. Речь идет совершенно о другом. Отражение реальности во всех своих формах подчинено общим гносеологическим законам. Но если бы наука и искусство, а точнее, понятийное и образное мышление, были идентичны и по характеру, и по тем результатам, которые они в состоянии дать, то самостоятельное существование того и другого — явление необъяснимое и в свою очередь иррациональное. Искусство равноправная и особая форма мышления. И если эстетическое познание пе может дать того, что дает наука, теория, то и понятийное познание не в состоянии заменить собой образного мышления. Художественный образ прорастает смысловыми побегами в разные стороны.
Он — «многомерен» в своем единстве, тогда как понятие, при всем богатстве стоящего за ппм рсальпого содержания,— пе может быть многозначным, если оставаться на прочных логических основаниях. Более того. Гегель отмечал: чем универсальнее закон природы, установленный наукой, тем беднее в понятийном выражении наличное в нем конкретное содержание. Универсальные законы математики потому и применимы к любой сфере бытия, что опи абстрагированы от всякого определенного качества и материала, с которым приходится иметь дело на практике. В искусстве, наоборот, смысловая н эстетическая емкость образа тем больше, чем богаче его жизненное содержание, его конкретное наполнение.
Свет на эту трудную проблему проливает мысль К. Маркса: «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс сиптеза, как результат, а пе как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления».