Задачи русской литературы | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Задачи русской литературы

Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский

Необычайная скорость движения русской народной жизни, передовой общественной мысли, а затем и все убыстрявшееся вовлечение в сознательное историческое творчество общественных низов, новых и новых масс — все это в течение XIX и в XX вв. ставило перед русской литературой некоторые основные задачи, которые, постоянно обновляясь, вновь и вновь поднимались перед нею на все более высоких уровнях, требуя соответствующих творческих, в частности стилевых, решений. Можно сказать — и именно в интересующем нас сейчас плане, что сама действительность поставила перед русской литературой две следующие основные задачи.

Это, во-первых, задача открытия, исследования и изображения (все новых и новых областей и сфер русской народной жизни, новых сторон и особенностей духовных исканий и внутреннего мира русского человека. И это — во-вторых, задача, тесно связанная и переплетавшаяся с первой, но все же отличная от нее и требовавшая иных художественных путей и средств, задача, которую можно условно назвать интеграцией всех вновь открытых и найденных сфер русской действительности в единый цельный мир.

Если решение первой задачи означало стремление выделить ту или иную мало известную область жизни, показать ее в максимальном приближении и известной обособленности, предоставить ей, так сказать, слово, то вторая задача обусловливала необходимость найти художественные принципы, дающие возможность обозреть и осмыслить самые различные явления и стороны действительности, создать цельную картину, вмещающую эти различные сферы и осмысляющую их в единстве.

Легко представить себе те потребности народной жизни, которые вызывали постановку этих двух задач. С одной стороны, различные области и сферы русской жизни — социальные и духовные, характеры и типы, их представлявшие, как бы требовали своего художественного отражения и объяснения; а с другой стороны, властно вставал вопрос об общем направлении, об общей цели, к которой стремятся все эти сферы, вопрос о том, кап подготавливается всеохватывающее движение, вовлекающее все эти силы в единое русло; постепенно вставал вопрос о том, в какой степени и как этот поток движется в сторону революции, социализма.

Мы вовсе не хотим притом сказать, что, исходя из исторических судеб этих двух задач и художественных решений их, возможно и необходимо разделить русских писателей XIX и. на две группы. Единство этих задач выступает в литературном развитии чем дальше, тем все более выпукло. Трудно поэтому указать на специфику художественных, стилевых путей и средств, служащих решению каждой из этих двух задач. Прямолинейной и механической была бы попытка «прикрепить» к решениям каждой из них определенные индивидуальные стили. Как мы отмечали выше, именно и только через неповторимые индивидуальные литературные творения и индивидуальные стили кристаллизовались художественные результаты действия общих тенденций, сил и закономерностей. Мы же стремимся сейчас не к характеристике тех или иных индивидуальных стилей в конкретности каждого из них, а к тому, чтобы показать, как известные закономерности, о которых мы говорили выше, проявляются в разных стилях. Но мы пытаемся тем самым лишь определить некоторые общие тенденции, силы и закономерности, которые так или иначе оказывали свое влияние на развитие стилей. Наблюдения ряда наших ученых о вторжении в 30—40-х годах разного рода социальных, профессиональных и диалектных особенностей русской речи в художественную литературу могут быть, как нам представляется, правильно поняты именно с точки зрения вьппе охарактеризованных тенденций и сил.

Такое вторжение произошло и оказалось художественно плодотворным именно потому, что оно содействовало решению назревших идейно-эстетических задач. Но задачи эти вовсе не сводились к тому, что Гоголь и молодой Достоевский и ряд других следовавших за ними писателей сумели лепить характеры и типы при помощи новых еще не использованных языковых материалов.

Я.Е. Эльсберг


Комментировать


− три = 1

Яндекс.Метрика