Значение и влияние «жилищной кампании» во второй половине 1950-х – нач. 1960-х гг. на повседневную культуру советских людей | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Значение и влияние «жилищной кампании» во второй половине 1950-х – нач. 1960-х гг. на повседневную культуру советских людей

В период хрущевской «оттепели» (1953-1964 гг.) довольно существенно поменялись реалии жизни и повседневной культуры советских людей посредством трансформации их материального уровня и быта, культуры еды и питья, модели поведения среди трудового коллектива; однако, важнейшим и самым значимым фактором, изменившим повседневную культуру людей в послевоенное время, стало строительство нового, типового и отдельного жилья – «хрущевок». «Жилищная кампания», начавшаяся после знаменитого ХХ съезда КПСС и продолжившаяся до нач. 1960-х гг. – это комплекс государственных мер по улучшению социокультурных характеристик жизни советского общества, попытка изменить сложившуюся жилищную ситуацию после Великой Отечественной войны и решить проблему перенаселенности коммуналок и бараков.

Несомненно, что самая первая ассоциация с переменами времён Н.С. Хрущёва – это прорыв в жилищной сфере. В послевоенное время большое число населения оказалось в подвалах, землянках и бараках, и в связи с этим у правительства стояла задача «перевести» народ из таких условий в более комфортабельные. Основной целью советского государства в этом векторе развития было строительство доступного, простого и улучшенного жилья. Официально новшества вводились ещё в 1954 г. под знаком борьбы с «имперским наследием» И. Сталина в области строительства и архитектуры. Лозунги хрущевского времени нацеливали на искоренение излишеств в городском строительстве и выстраивали новую логику государственной политики в области жилищной политики. Так, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» указывается, что «значительная часть жилых, гражданских зданий и большая часть промышленных зданий строятся все еще по индивидуальным проектам, что является одной из главных причин, порождающих излишества» [14]. Уже в 1956 гг. советские органы власти приняли серию решений, которые были направлены на внедрение типового строительства домов: «В целях осуществления жилищно-гражданского строительства по высококачественным типовым проектам, обеспечивающим резкое удешевление строительства и улучшение бытовых условий населения, считать необходимым разработать к 1 сентября 1956 года новые типовые проекты жилых домов в 2, 3, 4 и 5 этажей» [14].

Основная идея состояла в постройке жилищных комплексов по единому типу со стандартной планировкой, а дополнительные помещения, такие как кухня, коридор и ванные комнаты, сократили до физиологического минимума человека. Удорожающие факторы – мусоропроводы, кладовки и лифты полностью ликвидировали. После принятия таких мер трудоемкость строительства снизилась в 4 раза, его стоимость упала на 25%, а сроки сдачи били рекорды – 1 месяц! [6]. Хрущёв в своих воспоминаниях писал о том, что в то время была «невероятная нужда в жилье» из-за чего «вынуждены были … выжимать всё лишнее. Возник вопрос этажности и высоты комнат в ущерб некоторым удобствам» [17].

После ХХ съезда КПСС (1956 г.) началась «жилищная кампания», приведшая к буму строек по всей стране. В большом количестве по всему СССР начали строить типовые дома и возводить жилищные комплексы, которые изменяли ландшафт города, его архитектурный облик и восприятие собственными жителями. В 1956 г. и на протяжении последующих 8 лет (вплоть до 1965 г.) в 2 раза увеличился жилищный фонд РСФСР (с 640 млн м2 до 1184), новоселье отпраздновала каждая четвертая семья страны, свыше 50 млн человек. Только в г. Москве было в 1961 г. построено свыше 3,5 тысяч м2 жилья, против 500 тысяч м2 за предыдущие годы [3]. Статистический материал, содержащийся в хрестоматиях по истории СССР, свидетельствует о ежегодном количественном росте квадратных метров на душу населения. РСФСР по темпу строительства и масштабу возводимой жилплощади вышла в мире на первое место [16]. Но, несмотря на это, жилищный кризис преодолеть не удалось – даже к концу хрущевской «оттепели» остались пережитки 1920-х – 1940-х гг. – коммуналки, ветхие послевоенные здания, бараки. Но в советском обществе уже сформировалось устойчивое мнение об успехах коммунистического строительства, ведь теперь советские люди видели плоды своей трудовой деятельности – отдельные квартиры. «Жилищная кампания» выразилась в переезде из тесных коммунальных квартир или бараков в новые отдельные квартиры. Однако государство давало квартиры в порядке «живой очереди» и при этом учитывало качества советского гражданина: общественное поведение, профессиональный стаж и в целом его послужной список.

Но стоило совершить маленькое действие, которое не вписывалось в нормы общества, очередник мог в момент лишиться не только занимаемого места и отправиться в конец списка, но и вовсе потерять шанс на получение жилья от государства [7]. Были учреждены с нач. 1960-х г. спецслужбы для проверки распределения жилья, а в 1963 г. было обнародовано постановление Совета Министров РСФСР «Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье», данное постановление предполагало проверку распределённого жилья [5]. За почти десять лет массового жилищного строительства в городах удалось практически на 100% отказаться от возведения коммуналок, а также расселить горожан в бараках. Но в этой спешке пришлось пожертвовать качеством новостроек. Во-первых, из-за экономии на стенах увеличилась затрата электроэнергии на отопление, во-вторых, была минимальна звукоизоляция. Также из-за незамысловатого дизайна построек новые жилищные комплексы стали носить прозвище «хрущобы». Но люди, не зная до этого такого спектра удобств, как горячая и холодная вода, центральное отопление, канализация и электрические или газовая плиты, были удовлетворены и тем, что «подарило» и дало им государство.

Профессор Гарвардского университета, американский славист Светлана Бойм пришла к такому выводу: в конце 1950-х г. «произошла новая революция в советской повседневной жизни, заключавшаяся в переселении из коммунальных квартир в отдельные, принадлежащие государству, квартиры» [2]. В 1950-е – 60-е гг. под влиянием «десталинизации» шел процесс перестройки общественного сознания [10, с. 213–214], в рамках социальной политики это выразилось в переходе от коллективной формы жизни в коммунальных квартирах к индивидуализации, независимости от жизни, привычек и настроений соседей. Происходившие изменения в новых, но неудобных и маленьких квартирках, позволили повышать уровень значимости личной жизни советских людей. «Жилищная кампания», полностью инициированная и проведенная «сверху» советским государством и КПСС, кардинально изменила представление людей о комфорте и о жизненных ценностях, сменила в целом эстетические и моральные идеалы советских людей.

Также постепенно стала преобладать личностная ориентация активности, ориентация на самореализацию в частной жизни. Культуролог Брусиловская Л.Б. считает, что «именно «хрущёвки» стали рассадниками диссидентства, потому что «у людей появилась возможность вести разговоры на любую тему с людьми, которых они сами хотели видеть у себя в доме» [4]. Социокультурные перемены отразились на существовавшей повседневности, в развитии особых бережливых отношений к своим вещам и жилью, которые должны были сделать жизнь человека в период «оттепели» более простой, комфортной. Решение проблем с жильем усиливало тягу у людей к семейному досугу, к сплочению членов семьи, способствовало повышению её авторитета среди соседей. Значимость семьи, как общественной ячейки, повышало и проживание в изолированных квартирах, ведь выполнялось демографическая функция с учетом интересов семьи и общества в целом.

Иначе говоря, страна постепенно переходила на заселение поквартирное, и это дало качественный скачок в нормализации демографии. В 1950-х г. отмечалось увеличение продолжительности жизни: на один год за год. Если в 1920-х гг. в среднем советский человек проживал 44 года, то уже в 1960-х – 70 лет, что говорит о повышении индекса развития человеческого потенциала. К концу 1960-х гг. смертность населения в СССР достигла низких показателей – меньше 7 единиц на 1000 человек [13]. На всё это повлияли следующие факторы: 1. Улучшение жилищных условий; 2. Возрастная структура населения; 3. Повышение уровня культуры населения; 4. Повышение уровня гигиены населения в целом и пр. Всё это гораздо лучше сказывалось на поведении человека в семье, чем расширение товарного рада в магазинах, развитие инфраструктуры или же повышение заработной платы. Важным и приоритетным вопросом в социальной политике оставалось улучшение жилищных условий советских людей. Пространство квартиры постепенно трансформировалось в своеобразный «полюс» деятельности в сфере досуга посредством фактора технизации, что способствовало увеличению функциональной нагрузки жилья и его социальной значимости. Жилище становилось одним из важнейших информационных центров в жизни человека в связи с тем, что нарастал все больше и больше поток информации. Также квартиры стали источником получения культурных благ. Советские люди свои новые квартиры теперь старались облагородить, в комнатах появлялись тумбочки, книжные шкафы, навесные или напольные стеллажами, которые вмещали в себя книги, энциклопедии, газеты и журналы.

Пространство комнат «хрущевок» позволяло иметь теперь индивидуальные музыкальные проигрыватели, телевизор и радио, музыкальные инструменты. А это напрямую отражалось на повседневной культуре советских людей, которая явно расширялась в обиходных предметах, которые теперь имели большую практическую значимость. В целом, именно с к. 1950-х гг. будет изменяться социокультурная среда как развития советского общества, так и отдельно взятого его члена [11, с. 73–74, 86–88]. К 1964 г. в СССР были скорректированы проектные нормы, разработаны строительные проекты «второго поколения», в которых была предусмотрена улучшенная планировка квартир. Вопервых, увеличили общую площадь жилища, во-вторых, добавили «роскошные», по тем временам, кладовые и разделенный санузел, и, в-третьих, стали появляться непроходные комнаты. Разработали в общей сложности шесть новых типов в планировке квартир [8]. Такими темпами к концу 1970-х г. около 80% семей в городах СССР были обеспечены отдельными квартирами [12]. Также одним из проявлений в то время «демократизации» в жилищном вопросе в 1950-х – 60-х гг. было возобновление кооперативного строительства. В это же время стали появляться кредиты за-

стройщикам индивидуальных домов, при этом нужно было внести сумму, составлявшую от 15% до 30% стоимости жилища, а после вселения люди выплачивали оставшуюся часть при ставке в 0,5%. Благодаря кооперативным застройкам удалось улучшить жилищное положение даже в сельской местности. С 1960-х г. государство активно решало жилищный вопрос за счет средств населения. Уже в середине 1960-х гг. из каждых 100 новых квартир 1/3 строилась кооперативами [1]. Подводя итог, можно сказать, «жилищная кампания», которая представляется как комплекс государственно-практических мер, кардинально повлиявших на социально-бытовые условия и качество жизни советских граждан, является важной вехой во всем хрущевском десятилетии.

А строительство нового жилья позволило людям перестроить свою жизнь, отречься от обременительных практик и высвободить больше времени на удовлетворение своих личных потребностей и интересов, что в итоге повысило качество жизни людей. Расширение личного пространства дало толчок для повышения культурно-образовательного уровня советских людей. Так, теперь через появившиеся в квартирах телевидение, радио, музыкальные проигрыватели повседневность стала играть более яркими красками, люди свободно, в удобное для себя время и в зависимости от возможностей могли просмотреть ту иную передачу, прочитать в удовольствие популярную книгу, прослушать мелодию из полюбившегося кинофильма.

Поэтому, можно заключить, что «жилищная кампания» в конце 1950-х – начале 1960-х гг. привела к формированию индивидуалистических начал при коллективно-уравнительном распределении материальных и культурных благ в советском обществе, к раскрепощению психологии советского человека и изменению модели его поведения.

Литература 1. Арбузов В.А. Как осуществляется право граждан на жилище. Л.: Лениздат, 1987. 190 с. 2. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 320 с. 3. Бромлей Н.Я. Уровень жизни в СССР (1950-1965). URL: http://library.by/portalus/modules/beleconomics/readme.php?subaction=showfull&id=1474107127&archive=&start_fro m=&ucat=& (дата обращения: 13.02.2018). 4. Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. 2000. № 1. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/879/561/1216/017bRUSILOWSKAQ.pdf (дата обращения: 12.02.2018.) 5. Верт Н. История советского государства. 1990-1991. М, 1995. URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist192.htm (дата обращения: 13.02.2018). 6. Горлов В.Н. Жилищное строительство в СССР: достижение советского народа исторического масштаба // Марксизм и современность. 2009. № 1 (45). URL: http://engels.bezformata.ru/listnews/zhilishnoe-stroitelstvo-vsssr-dostizhenie/1007793/ (дата обращения: 13.02.2018). 7. Григорьева А.Г. Решение жилищной проблемы советских граждан в годы «оттепели» // Теория и практика общественного развития. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-zhilischnoy-problemy-sovetskihgrazhdan-v-gody-ottepeli (дата обращения: 14.02.2018). 8. Курбатов В.В. Советская архитектура: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 203 с. 9. Лебина Н.Б. Повседневность эпохи космоса и кукурузы: деструкция большого стиля. Ленинград, 1950– 1960-е годы. СПб.: Крига; Победа, 2015. 484 с. 10.Липатов А.В. Сталинград-Волгоград: история переименования города-героя 10 ноября 1961 года // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 10 (123). 11.Липатов А.В. Деятельность учреждений культуры Сталинградской (Волгоградской) области в 1953-1964 гг.: дис. … канд. ист. наук. Волгоград, 2012. 275 с. 12. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. М.: Норма, 1997. 592 с. 13. Народное хозяйство СССР в 1964 году (Статистический ежегодник). URL: http://istmat.info/node/26740 (дата обращения: 18.02.2018.) 14. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». URL: http://www.sovarch.ru/postanovlenie55/ (дата обращения: 17.02.2018.) 15. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1957 №931 «О развитии жилищного строительства в СССР». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5213.htm (дата обращения: 18.02.2018.) 16.Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории, 1941-1991. URL: http://window.edu.ru/resource/219/42219/files/index.html (дата обращения: 15.02.2018). 17. Хрущев Н.С. Воспоминания: Избранные фрагменты. М.: Вагриус, 1997. 509 с.

С.А. Беккер


Комментировать


9 − два =

Яндекс.Метрика