Золушка становится принцессой

Золушка становится принцессой

Золушка становится принцессой

Ты слыхал когда-нибудь, как разговаривают вещи? Они разговаривают совсем не так, как придумывают в сказках писатели. Там вещи говорят на языке людей, а у них есть свой собственный. И они постоянно на своем особом языке беседуют с человеком.

Одни вещи вызывают ощущение удобства, покоя, уюта, другие — неудобства и неловкости. Одни делают комнату веселой и праздничной, другие — мрачной и неприветливой. Вещи действуют на чувства человека, вызывая у него разные ощущения и настроения. Все это ты можешь проверить у себя дома. Но не думай, что я буду давать тебе советы, какие вещи куда нужно ставить. Об этом пишется в специальных книгах для взрослых. А тебе это ни к чему: не ты обставляешь комнату, не ты покупаешь вещи.

Ты еще только пользуешься тем, что для тебя сделали взрослые. И не для того пишется эта книжка, чтобы, прочитав ее, ты стал поучать родителей и давал им авторитетные советы. А совсем для другого. Я хочу рассказать тебе, почему нужно, чтобы человека дома окружали красивые вещи, почему этими вопросами стали заниматься сравнительно недавно, почему такое простое и обычное дело, как обстановка комнаты, становится сейчас общественно важным и им занимаются многие и, наконец, какие изменения в развитие искусства быта внесла наша жизнь. Ты уже знаешь, что важная отличительная черта декоративно-прикладного искусства состоит в том, что оно прямо и открыто служит человеку. А что делает человек? Он работает или учится, отдыхает и развлекается, спит и ест.

Для работы ему служат заводы, фабрики и учреждения, для учебы — школы и институты, для отдыха — кино и театры. Но живет человек дома. И каждая комната, в которой он находится, заполнена вещами. Обстановка комнаты, расположение в ней вещей называется интерьером. И вот сюда, в жилой интерьер, в дом каждого из нас, приходит искусство. Люди давно заметили, что среди красивых вещей жить не только приятнее, но и удобнее. «Среди украшенных тел жить удобнее, чем среди неукрашенных», — говорил теоретик искусства эпохи Возрождения Альберти. А почему, ты уже теперь сам знаешь, если внимательно читал написанное в предыдущих главах. Только та вещь красива, которая образно, даже поэтически выражает свое назначение. Вот почему такая вещь удобна.

И, кроме того, она доставляет человеку радость своим совершенством. Вещи существуют для человека, поэтому они не должны вытеснять его, мешать ему, быть назойливыми. Они, если можно так сказать, должны быть скромными. Обстановка квартиры хороша тогда, когда находящиеся в ней вещи просты, удобны и неназойливы. Такая обстановка создает ощущение уюта, и быть в ней приятно. Но в современной квартире находится не только мебель, но и машины. Холодильники, телевизоры, вентиляторы, радиолы, магнитофоны, пылесосы и другие машины вошли в наш быт, и без них уже трудно обходиться. Польза их несомненна.

И к ним тоже предъявляются эстетические требования: они должны быть красивыми. А для этого их стараются делать не очень большими, чтобы не занимали много места, не вытесняли из комнат людей. Стараются найти их «отношение» друг к другу. Ведь часто в комнате находится не одна, а несколько разных машин — например, холодильник и телевизор или пылесос и радиола. Иногда и то, и другое, и третье. Вот и должны они подходить друг к другу, к комнате и никогда не стеснять. Одним словом, все без исключения предметы, окружающие человека, должны стать красивыми. Однако думать об этом стали сравнительно недавно. И это, конечно, не случайно. Не потому, что не знали о благотворном влиянии художественного окружения или забыли об этом. Объясняется это разными причинами.

Прежде всего экономическими. Дело в том, что наша страна долгое время отставала в своем развитии от высокоразвитых капиталистических стран, и надо было их скорее догонять. Не до красоты тогда было, только бы успевать производить самое необходимое и побольше. И еще была одна причина, из-за которой не обращали внимания на красоту жилищ и одежды. Разрушая старый мир, мир стяжателей и собственников, пресыщенных своим богатством, революционеры отказались от уюта, удобства и от красоты.

В тот период революционно настроенные люди подчеркивали свое пренебрежение к вещам, к частной собственности, думали только об общем: строили коммунальные дома, клубы, создавали студенческие коммуны. Постепенно, когда наша страна стала догонять другие страны, стали задумываться над тем, чтобы внести красоту в быт и жизнь человека. И даже кое-что начали делать. Но развить все эти хорошие начинания не пришлось: помешала война. А после ее окончания по требовались годы для восстановления разрушенного.

И только сравнительно недавно забота о красоте быта и повседневного окружения человека стала целой системой и обрела четкие организационные формы. Созданы специальные исследовательские институты, на многих крупных предприятиях возникли художественные конструкторские бюро, в легкой и некоторых других отраслях промышленности к выпускаемой продукции предъявляются эстетические требования. У нас в стране главное внимание уделено человеку, улучшению его жизни, быта, условий труда, созданию лучших материальных условий. Советские люди стали жить лучше. Отсюда и возникла потребность не только обставить свою квартиру, но и обставить хорошо, со вкусом, не только одеться, но и одеться красиво. И вполне понятно, почему в нашей стране декоративно-прикладное искусство расцветает так пышно. Наше общество строится на принципе: все для человека, все во имя человека.

Поэтому искусство, которое прямо и непосредственно служит людям, оказалось очень нужным и своевременным. Большой спрос на предметы прикладного искусства помог его быстрому развитию и поставил перед художниками новые проблемы. Обстановка комнаты зависит от архитектуры. Иногда даже говорят, что интерьер — это внутренняя архитектура. Естественно, что архитектура всего здания не только влияет, но и определяет все внутреннее убранство комнат.

Она диктует, какой должна быть мебель, посуда, светильники. Одно время дома у нас строили с очень низкими потолками. Да и сейчас в новых домах не очень они высоки. Высокие потолки, в основном, остались в старых зданиях, а если потолок низкий, люстра на длинной штанге не годится. И все светильники — плафоны, настенные бра, торшеры и люстры — стали делать с короткой штангой.

Комнаты маленькие — значит, вещи нужны легкие и небольшие по размеру. По.этому необходимы яркие лампы, позволяющие уменьшить размеры светильников. А если комната небольшая и потолок низкий, подвешенная в центре комнаты на длинном креплении люстра вообще может оказаться лишней. Сейчас иногда строятся дома с раздвижными стенками, так называемой гибкой планировкой. Нужно сделать комнату большой — раздвинули стены, как дверцы в шкафу. Нужны обычные комнаты — вновь водворили стены на место.

И здесь люстра будет мешать: то она находится в центре комнаты, а изменилась планировка—и она очутится где-то сбоку, поэтому ь таких домах редко вешают люстры. А вот настенные бра, торшеры, настольные лампы нужны всегда. Из современных квартир почти исчезла крупная мебель со сложными резными или металлическими украшениями. Слишком много места она занимает, и от нее комната будет казаться меньше. Новая архитектура потребовала «легкой», простой мебели, в которой много стекла и нет украшений.

В такой мебели, например в креслах и стульях, деревянные части почти не видны, а чтобы они не казались «скучными», их обивают красивой декоративной тканью. А в застекленные шкафы ставится красивая посуда или книги. Каждая вещь в доме должна быть нужной и полезной и, если можно, выполнять не одну, а несколько функций. Вот секретер — книжный шкаф и он же письменный стол. Откинул вниз одну из сторон шкафа — перед тобой стол. Садись и работай. И книги под рукой. Кончил занятия, убрал тетради, поднял доску — опять шкаф, и место лишнее он не занимает. Из этих же соображений экономии площади в жилом помещении делаются раздвижные диваны, спинка которых, откидываясь на ночь, превращает диван в широкую кровать, или из-под сиденья выдвигается дополнительная сетка. Мебель делают секционную, такую, чтобы ее можно было разбирать или складывать по необходимости.

Секционная мебель строится на основе одинаковых повторяющихся деталей. Их называют типовыми. Книжный шкаф, например, состоит из отдельных полок. Стало больше книг — приставил еще одну полку, стало меньше — полку можно снять или использовать для других целей. Часто в стенах делают шкафы и ниши. Тогда часть вещей уходит в стенной шкаф и в комнате освобождается место. В новых домах в большинстве случаев в каждой квартире поселяется одна семья. Вполне понятно, что в таких условиях кухня используется как столовая. Поставят сюда обеденный стол и будут завтракать и обедать.

Столы сейчас делают небольшими — значит, не годятся большие тарелки. А для того чтобы есть на кухне было приятно, и она сама и вещи, находящиеся в ней, должны быть красивыми. Кухонная мебель окрашивается в светлые цвета — белый, голубой, розовый, желтый. И даже специально для кухни делают целый комплект мебели — гарнитур. Художники думают над новой конструкцией плит, холодильников и других хозяйственных вещей. Ведь на них придется смотреть во время еды. Значит, они должны быть красивыми, веселыми, вызывать ощущение чистоты и возбуждать аппетит. Прежде кухонную посуду делали коричневой, синей или зеленой, так называемых немарких цветов. Теперь, как и кухонную мебель, посуду делают светлых тонов и особенно часто белую.

Ведь ничего чище белого цвета нет. А где пища, там чистота прежде всего. Но если на кухне собирается вся семья, то здесь становится тесно, ведь кухни большими не делают. Надо часть шкафов сделать подвесными, в других соединить их назначение: хранение продуктов — с кухонным столом, на котором приготовляют пищу. Появились подвесные холодильники. Есть холодильники, соединенные с кухонным столом, и многое другое, и все для того, чтобы людям было хорошо и удобно. С изменением архитектуры жилого дома изменилась и посуда. Когда пища готовилась в кухне и не в очень красивой посуде, а потом ее приносили в столовую, нужны были суповые миски, компотницы и другие «промежуточные» предметы. В них не готовят, из них не едят, а пользуются ими только для того, чтобы переложить пищу из кухонной посуды и поставить на стол. А теперь нужда в этом отпала. Если, красива посуда, в которой готовят пищу, то не надо пищу перекладывать. И из сервизов стали исчезать оказавшиеся лишними предметы.

Прежде был обычай пить чай из блюдечек. Выливался чай из чашки или стакана на блюдце, потом блюдце бралось за донышко и вся эта сложная конструкция подносилась ко рту. Да, может, ты видел. Есть такие куклы, их надевают на чайник, чтобы он не остывал. Часто таких кукольных баб, одетых в ватные юбки, делают с блюдечком в руках и надутыми щеками. Впрочем, и кукол этих сейчас выпускают все меньше и меньше. Они хотя и забавные, но не нужны в современных условиях. Кипяток проще налить в термос, да и разогреть его на газовой плите или в электрическом чайнике дело одной минуты. Так вот, теперь с блюдечек не пьют. Пьют из чашек и стаканов. Значит, не нужны глубокие блюдца. Ведь они играют только роль подставки, подноса для чашки. И блюдца стали делать почти плоскими, а некоторые даже не круглыми, а другой формы. Уже есть чайный сервиз с четырехугольными блюдечками.

С непривычки несколько странно смотреть на такие блюдца, но они по-своему красивы. Крикливая и пестрая посуда, которой еще недавно пользовались, постепенно вытесняется простой, изысканной по форме, четкой по силуэту и красивой по цвету. Прежде на форму посуды у нас мало обращали внимания, рассматривая ее только как фон для росписи. Многоцветная роспись не позволяла ставить посуду рядом с другими предметами, они мешали друг другу. Теперь художники больше работают над формой, цветом, рисунком. Решают все вместе: силуэт, объем, цвет. Мы говорили о посуде и о кухне, но вернемся опять в комнаты. Комната малогабаритная, мебель тоже. Значит, каждая вещь, необходимая в жилой комнате, должна быть не только удобной, но и красивой, выполнять не только утилитарные, но и декоративные функции. Современная мебель проста, лишена внешних украшений. Ее красота — в продуманности каждого предмета, утилитарности формы, простоте объемов, в строгой разумности. Но вместе с тем именно это делает ее «холодной», лишает ощущения тепла и уюта.

В ней нет индивидуальности. И невольно возникает потребность в «утеплении». Эту теплоту создают предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, скульптура, графика. В каждом таком произведении есть своя, только ему присущая прелесть, неповторимая индивидуальность. В них чувствуется рука сделавшего их мастера.

Вот почему такое распространение за последние годы получила керамика, в этом причина огромного успеха эстампа, скульптуры малых форм или мелкой пластики, как ее еще называют. Они придают обстановке одухотворенность, вносят тепло и уют. Особенно к месту в современном жилище оказалась керамика. Керамика — это изделия из глины, различающиеся в зависимости от технологии производства. Сюда относится фарфор, фаянс, майолика, терракота (обожженная глина), грубая керамика.

Изделия из керамики просты, дешевы и удобны. Они как бы хранят тепло рук мастера, создавшего их. Строгая, «разумная» мебель делает многие квартиры похожими одна на другую. Изобразительное искусство придает им индивидуальность и неповторимость. Но так ли уж важно, красиво или некрасиво обставлена комната, украшают ли ее действительно прекрасные вещи или те, которые только кажутся такими? Оказывается, очень важно. Вещи влияют на человека, даже если он думает, что свободен от этого воздействия и независим от них. Среда навязывает образ жизни, вкусы, привычки. Глаза, которые постоянно видят вещи безвкусные, отучаются воспринимать настоящую красоту, и не только в произведениях искусства, но и в жизни. Умение видеть и понимать прекрасное способствует всестороннему развитию человека. А воспитание человека гармонически развитого — одна из задач построения коммунистического общества.

И в решении ее искусству, особенно декоративно-прикладному, окружающему человека в повседневной жизни, безусловно, принадлежит большое место. Массовое создание художественно-утилитарных вещей ставит декоративно-прикладное искусство в один ряд с другими. Золушка становится принцессой, а став хозяйкой положения, она начинает диктовать свои условия. Все мы хотим каждый день есть из красивой посуды, каждый день любоваться рисунком ткани. Но это не всегда удается.

Почему? Потому что посуда дорогая, а разбить ее легко. Ткань быстро грязнится, а стирать или заменить ее сложно и дорого. Но в последнее время появляются красивые и дешевые, а следовательно, доступные многим вещи. Здесь большую роль играют искусственные материалы.

Эти материалы, особенно синтетические, помогают создавать новые, красивые, дешевые вещи. Еще совсем недавно слово «заменитель» было синонимом плохой вещи, теперь многие заменители натуральных материалов не только спорят с ними по качеству, но и нередко превосходят их. У пластмасс, которые прежде применялись только в некоторых видах посуды, обнаружились прекрасные пластические и декоративные свойства, богатая красочная палитра. Пластмассы применяются и в строительстве, особенно как отделочные материалы.

Плитка для отделки ванной и кухни часто делается из пластмасс. Кухня, выложенная красивой разноцветной плиткой, становится веселой и приятной. А как красива ванная комната из белой или черной или другой одноцветной плитки с красной подставкой для мыла, с красивыми полочками для вещей, вешалкой! Да из такой ванной комнаты уходить не захочется даже тем, кто не любит мыться. Из пластмассы делаются различные предметы домашнего обихода: наборы детской посуды, дорожные сервизы, удобные тем, что пластмасса менее бьющийся, чем стекло и керамика, материал, подставки и вазы для цветов, предметы для ванной и кухни, мебель, люстры, торшеры, флаконы и пуговицы и многое другое. Изделия из пластмассы просты по своим пропорциям и очертаниям, в них отсутствует вычурность. Прежде в изделиях из пластмассы старались повторять формы и фактуру других материалов.

Делали из прозрачной пластмассы вазу «под хрусталь», плитку «под мрамор», чашки «под стекло». Нелепая страсть подделки одного материала под другой сейчас ушла в прошлое. У каждого материала есть свои художественные возможности, и у пластмассы тоже. И художники выявляют их. Они используют легкость этого материала, его богатые декоративные возможности и находят такие формы предметов, которые лучшим образом выделяют красоту этого материала.

Открывается красота и других материалов, которые прежде всячески украшались: натурального дерева, чистого фарфора, неграненого стекла, необработанного камня. Находят новые эстетические качества в бумаге, соломе, в грубой ткани, проволоке. Мир прекрасного становится все шире. Прикладное искусство связано с развитием промышленности.

В декоративные ткани вводят синтетические волокна, что значительно их удешевляет и делает более практичными. Почти все синтетические ткани хорошо моются. Да и сам процесс стирки стал проще. Различные химические порошки позволяют легко и быстро, без большой затраты энергии выстирать любую вещь. Значит, не так уж страшно, если она загрязнится,— можно помыть, и она снова станет как новенькая. Но не только новые материалы входят в наш быт. Возникают новые способы обработки старых материалов. К стеклу добавляют некоторые химические элементы, и обычное прозрачное, бесцветное стекло приобретает красивый цвет.

Оно становится красноватым, коричневым, дымчатым, черным, синим, желтым. Из него можно сделать много простых, красивых и дешевых вещей. Силикатные краски позволяют делать изящную роспись на гладком стекле. Посуда из керамики с присущей этому материалу своеобразной красотой, ковры из синтетики красивой расцветки, декоративные ткани, применение синтетических материалов для осветительной аппаратуры делают все эти вещи красивыми и дешевыми.

Многие предметы обихода меняют свою форму. Для освещения давно уже были изобретены электрические лампочки. Но прямой электрический свет вреден для глаз. Чтобы свет от лампочки не был очень ярким, его прикрывают. Долгие годы для этой цели служили шелковые и бумажные абажуры. Их теперь насмешливо зовут пылесобирателями. И действительно, пыль на них садится, стирать натянутый на проволочную основу шелк неудобно. Проволока не всегда была обработана и после стирки нередко ржавела. Теперь абажуры заменены люстрами. Их делают из пластиков, стекла, металла, которые легко мыть.

Начали усовершенствовать и форму лампочки. Новые люминесцентные лампы потребовали совсем иных форм светильников: кольцевые, гнутые, похожие на букву «У». В Финляндии создали лампочку в виде двухстороннего усеченного конуса из матового стекла. Такая лампочка заменяет абажур. Вместо двух вещей получается одна.

На улицах, в парках, на скверах появились лампы новой оригинальной формы. Они сделали наши города наряднее, красивее. Но все это только начало. Не только лампочки, — много новых красивых вещей приходит в дома и на улицы. Приходят и вытесняют дорогие, не всегда хорошего вкуса предметы, а вместе с ними и культ вещи, когда человек был рабом приобретенных им вещей и не они служили ему, а он подчинялся и приспосабливался к ним. Рабская привязанность к вещам — один из пороков мещанства. Значит, проникновение искусства в быт не только способствует формированию высоких художественных вкусов, но наносит удар мещанской морали, обывательскому отношению к жизни. Очень сложно определить, что такое художественный вкус. Мы часто говорим о каком-нибудь человеке: «У него хороший вкус», о другом: «У него дурной вкус», но точно сказать, что это значит, очень трудно.

Вкус — это правильная непосредственная реакция на прекрасное и безобразное. И не только в искусстве, но и в жизни. Вкус развивает природа, среда, в которой живет человек, культура народа. Хорошая среда способствует появлению хорошего вкуса. Вот поэтому декоративное искусство, пронизывающее всю жизнь человека, искусство, с которым он все время соприкасается, приобретает такую важность. Сформировать художественный вкус значительно легче, когда человека на каждом шагу будут окружать подлинно прекрасные вещи. Вот почему вопрос о создании современного жилого интерьера в соответствии с требованиями новой архитектуры и характером новой мебели решается в государственном масштабе. Им занимаются специальные проектно-конструкторские бюро.

Невольно возникла проблема комплексного проектирования, а это меняет характер работы художников — постепенно исчезает узкая обособленность профессий. Художники создают декоративные ткани и ковры «не сами по себе», а в соответствии с мебелью, для которой они предназначены, посуду — в сочетании с другими предметами обстановки. Работа над отдельными нещами заменяется работой над комплексами вещей, в которой принимают участие художники, инженеры, проектировщики мебели, архитекторы, конструкторы светотехнических приборов. Меняется отношение к оценке труда художника.

Если прежде его работу ценили по количеству созданных им уникальных вещей для музеев, то теперь главное — создание красивых вещей для быта, для повседневной жизни, для народного потребления. Гордостью художника постепенно становится не только то, что его работы показали в музее, но и то, что они широко вошли в жизнь. Это не значит, что уникальные, музейные произведения теперь не нужны и художники не работают над ними, но в первую очередь они создают вещи, рассчитанные на массовое производство. Изменения, происходящие в жизни, и особенно общественные преобразования влияют на взгляды и вкусы. Многое изменяется и в декоративно-прикладном искусстве. Художники всегда стремились к созданию таких произведений, которые отвечают духу времени.

Еще сравнительно недавно в декоративно-прикладном искусстве старались подражать природе. Вазы, кувшины, светильники напоминали бутоны цветов, фигуры животных. И сейчас еще иногда в магазинах продают ночные светильники в виде букета тюльпанов или раскрывшегося цветка. Но их становится все меньше и меньше, образ создается не на подражании природе, а на тонких ассоциациях. Прежде художники делали украшения из материала и на материале. Может быть, ты слыхал об известном французском писателе Ромене Роллане? Есть у него одно замечательное произведение — «Кола Брюньон», о народном мастере, умельце-весельчаке и мудреце Кола. Кола — резчик по дереву. Вершиной своего творчества он считал мебель, созданную для соседнего поместья.

Превосходный мастер не только сделал шкафы, буфеты, кресла и стулья, но и украсил их художественной резьбой. В ней-то он особенно показал свое искусство. Вырезанные из дерева виноградные гроздья и листья, фигурки людей, стилизованные образы животных делали ее необыкновенно красивой. И Роллан пишет, какое горе пережил Кола Брюньон, когда оказалось, что помещик изрезал, изуродовал, попортил мебель. Но, восхищаясь этим искусством, любуясь им в музее, мы бы такую мебель сегодня себе в комнату не поставили.

Она бы нам не подошла, «не ужилась» с нашей архитектурой. Сейчас на смену украшениям в мебели пришли рациональная конструкция, пропорциональность, выразительный силуэт, красота материала, из которого сделана мебель, гармоничность расцветки обивочных тканей. Свои законы диктуют и новые материалы, которые применяются теперь в любой, в том числе и в мебельной, промышленности: полимеры, анодированные металлы, прессованные древесные листы. Они делают современную мебель легкой, подвижной, экономичной.

Одно время внутренние стены комнат украшались лепным орнаментом или рельефами. Но оказалось, что это не столько украшает помещение, сколько удорожает его стоимость. И от него отказались. Теперь одним из главных выразительных средств стал цвет. В современном интерьере цвет имеет особенно большое значение.

Цвет полов, стен, потолков решается по-разному, в зависимости от назначения помещения и его освещения. Цвет помогает обобщать и членить пространство, «подымать» пото лок и «раздвигать» стены. Появилось понятие «цветовой климат» комнаты. Он включает окраску стен и потолка, цветовое сочетание предметов между собой и с архитектурой. Прежде над цветом стен задумывались очень мало. А сейчас продумывают такие цвета, чтобы они не утомляли, не надоедали и создавали определенное настроение. Обращают особое внимание на цвет пола и потолка. Оказывается, потолок совсем не обязательно делать белым. В некоторых квартирах с низкими потолками попробовали красить потолки в темный и даже в черный цвет.

Черный цвет создавал ощущение глубины, и потолок не казался низким. Иногда в комнате стены красят в разные цвета, разумеется гармонические. Активное применение цвета в жилом доме связано с новыми синтетическими материалами. Для настилки полов часто используются полимеры в виде плиток, рулонов, из них же делаются обои. Это дешево, удобно, экономно. Разумеется, в комнате не нужна пестрота. Если потолок цветной, то пол и стены делают спокойных тонов. Если цветной пол, то все остальное подчинено его цвету. Большое цветовое пятно в комнате «организует», собирает все остальные части обстановки. Продуманный «цветовой климат» придает праздничность всему помещению.

Большие изменения произошли во всех видах декоративно-прикладного искусства. Средства художественной выразительности все время расширяются, становятся богаче, а решения разнообразнее. При всем том слагаются общие черты, характерные для современного советского декоративно-прикладного искусства: простота, благородство, лаконизм. Декоративно-прикладное искусство рассчитано на удовлетворение утилитарных и эстетических требований большого количества людей.

Отсюда простота вещей, отказ от дорогостоящих украшений, излишних деталей. Чтобы все могли покупать красивые вещи, они должны быть дешевы, а для этого процесс их производства не должен быть слишком сложным. Прежде предметы декоративно-прикладного искусства создавались вручную. Ручной труд очень дорог, слишком много времени и энергии тратит мастер на создание каждой вещи. Для того чтобы сделать их дешевле и быстрее, потребовались машины и такие образцы, которые хорошо сохраняли бы свои художественные качества при их воспроизведении. Вот и отпал сложный рисунок, вычурность форм, излишество деталей, потому что все это машина воспроизвести не может. Но ручной труд не может быть совершенно упразднен.

Создание образца, завершение художественного решения — все это делается вручную. При производстве изделий из фаянса, фарфора, стекла вручную делается художественная роспись и даже обводки — полосочки на чашке или блюдце. В миниатюре и росписи деревянной посуды полностью сохраняется ручной труд. И работа одного художника всегда отличается от работы другого. Во многих видах декоративно-прикладного искусства ручной труд сочетается с машинным. Машинное производство предметов декоративно-прикладного искусства удешев\яет их, но создает опасность стандарта, одинаковости. Если похожие или точно такие же вещи будут у многих, то они потеряют новизну, быстро наскучат и станут утомлять. Чтобы избежать этого, стараются выпускать вещи в небольшом количестве и разнообразные.

Художники пытаются преодолеть одинаковость, неизбежную при механической обработке материала, разнообразя покраску, сознательно оставляя следы обработки материала.

Меняется жизнь — меняются задачи искусства. Не сложная замысловатость формы, не украшения, а простота и ясность теперь считаются красивыми.

Но вкус людей нередко отстает от того, что рационально и эстетически продумано.

Человек привык к определенной системе изобразительных приемов, свыкся с ней и именно в ней видит красивое. Предметы, новые по своему композиционному решению, по форме по цвету, по своему назначению, по своей технологии, входят в быт не сразу.

Нужно какое-то время, чтобы люди увидели их красоту и оценили целесообразность, привыкли, прониклись новыми представлениями. А это очень важно, потому что через культуру быта прежде всего можно преодолеть дурной вкус, бороться с мещанством. Сегодня искусство само приходит к людям, входит в их дом, проникает во все нужные им предметы и вещи, чтобы сделать жизнь красивой и радостной.

Б. Эренгросс


Комментировать


× 9 = пятьдесят четыре

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru