Игра как метод обучения | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Игра как метод обучения

Слово игра имеет множество дефиниций. Дать определение этому понятию пытались многие ученые. Первым, кто внес ясность в этот вопрос, был Гросс. Он говорит: Игра объективно — первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Обучение через игру

Более подробно об этом говорит Л.С. Выготский. Он утверждает, что не всякий вид деятельность называется игрой, также как лепет нельзя назвать речью. Ира предполагает создание мнимой ситуации. Наличие сюжета, разных ролей, перенос свойств одних предметов на другие. Игра направлена на окружающую действительность, жизнь взрослых, их отношения, трудовую деятельность. Содержание и характер игры соответствуют культурной и социальной действительности ребенка. Несовпадение мнимого и реального стимулирует мыслительные процессы. В игре всегда присутствует выбор что сказать, как поступить и т.д. В процессе игры ребенок развивает, память, восприятие, образное мышление, внимание овладевает знаниями, речевые навыки родного языка. Овладения навыками родного языка схоже с овладениями навыками иностранного языка. На основе игры развивается новый вид деятельности – учение.

Поэтому игровой метод широко применяется на уроках иностранного языка Успешное обучение иностранному языку зависит от мотивации. Участники игры условно воспроизводят ситуации из реальной жизни. Это повышает их интерес к изучению иностранного языка а, следовательно, игра является наиболее мотивирующим упражнением. Успешность обучения также от возраста и индивидуальных особенностей детей. Интересы школьников должны учитываться на разных ступенях обучения. Рассмотрим возрастные особенности учащихся подробнее: Младший школьный возраст (I —IV классы) характеризуется наиболее развитой механической памятью, стремлением все заучивать и воспроизводить близко к оригиналу. Знания и представления школьников разнообразны, но не совсем осознаны, мышление преимущественно конкретное и образное с яркой эмоциональной окрашенностью. При проведении игр необходимо применять различные наглядности, которые помогут детям подражать сценам из реальной жизни и взаимоотношениям людей, поставить себя на место взрослого, усваивать нормы поведения, в том числе и речевого.

Для младших школьников прекрасно подойдут инсценировки, игра в театр. На среднем этапе обучения школьники становятся более самостоятельными, чаще отказываются от помощи. Изменяется процесс развития памяти. Она становится опосредованной, приобретает логический характер. При изучении материала и развитии речевых умений уделяется большое внимание целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение. Дети данного возраста очень общительные, поэтому при проведении коммуникативных игр следует отдать предпочтение организации группового и парного общения. Школьники этой группы могут строить картину мира, высказывать свое мнение на разные темы, много рассуждают, эмоциональны и впечатлительны, осознают себя как личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному сообществу.

Круг интересов подростков становится более устойчивым. Именно с этого возраста формируется профессиональная ориентация, которая окончательно определяется в старших классах. Мышление детей старшего возраста с одной стороны становится, конкретизирующим, а с другой стороны обобщающим. Старшеклассник имеет довольно высокий культурный уровень, обладает широким кругозором, самостоятельностью, сформировавшимися интересами, отрицательным отношением к заучиванию. Нередко информация воспроизводится с полным преобразованием. Интересы старшеклассников меняются. Большее внимание привлекает культура и история страны изучаемого языка. Наиболее интересными темами являются взаимоотношения людей, нравственные ценности, темы требующие обсуждения, вопросы, которые позволяли высказывать собственное мнение, спорить и дискутировать.

Некоторые педагоги полагают, что учащиеся часто не знают, о чем говорить, что говорить и как говорить. Решить эти проблемы помогут визуальные материалы, такие как текст, картина, серии рисунков, диафильмы, таблицы и аудиовизуальные — это звуковое кино, телевидение, компьютер, и их совместное использования. Картины и рисунки помогают запомнить последовательность событий. Кино и телевидение лучший вид наглядности. Показ на экране жизненных ситуаций, которые понятны учащимся, стимулируют общения на изучаемом языке. Игра как особый вид упражнений рассматривается в социальном контексте.

В игре учитывается отношения между партерами по общению, их социальные роли, места и временя действия. Поэтому преимущество игр заключается в том, что они максимально приближают процесс обучения к реальной жизни. Игры имеют большое значение в процессе обучения. С их помощью улучшаются отношения между учащимися и учителем, создаются условия для творческого развития, поддерживается живой интерес, увеличивается речевая активность, учащиеся высказывают собственное мнение, выражают чувства и мысли персонажей, которых они играют. Игра расширяет рамки ограниченного общения в классе, учащиеся представляют себя в разных ролях, приобретают опыт совместной практической и творческой деятельности, расширяют свой кругозор, знакомятся с историей, культурой, традициями и персоналиями стран изучаемого языка.

Нужно помнить, что игра, в первую очередь, это обучение через действие, только потом развлечение. При проведении любой игры необходимо правильно отобранный материал, учитывать возрастные особенности детей, тщательно подготовить методическую базу. Игры подразделяются на языковые, коммуникативные, ролевые и деловые. Языковые игры, как следует из названия, предназначаются для развития умений и навыков на материале разных знаков языка — от слогов до микротекстов. К играм такого характера относятся лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов/предложений и др. Игра как вид упражнения имеет ряд отличительных особенностей.

Это имитативно- репродуктивная деятельность, статична, проводится в форме соревнования, имеет однозначность или ограниченность решений. Языковые игры больше подходят для начального этапа и и предназначены для работы в парах или группе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям. Коммуникативные игры обучают общению в форме репродуктивных и продуктивных упражнений.

Они ситуативно обусловлены и связаны с реализацией одного-двух речевых намерений. Наличие ролей в этих играх необязательно, хотя они и не исключаются. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые в англоязычной методической литературе принято называть симуляциями. Для игры характерны следующие признаки: проблема или тема игры, персонажи, проблемная ситуация, условия. Ролевая игра предполагает наличие трех этапов: подготовительного, проведения игры, контроля.

Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся. На данном этапе учителю необходимо выбирать тему и сформулировать проблему, отбирать необходимые языковые средства, задать параметры ситуации (время, место, количество участников, личностные характеристики персонажей; речевые намерения), подготовить атрибуты игры: наглядные пособия, карточки. В свою очередь учащиеся знакомятся с раздаточным материалом, ищут и изучают дополнительную информацию, повторяют лексику по теме. Проведение игры. В зависимости от количества участников все дети могут играть в одну игру либо разделится на группы из трех-четырех человек. Успешное проведение игры зависит от того, насколько удачно сможет учитель подготовить учащихся к данной форме занятий.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на статью Шиффлера, в которой даются следующие рекомендации: а) учитель создает непринужденную обстановку, где отсутствует страх перед высказыванием; б) учитель принимает участие в игре, является активным наблюдателем, но не вмешивается в ход игры. в) учитель ведет себя корректно и сдержанно особенно в конфликтных ситуациях г) учитель дает индивидуальные задания, доверяет учащимся проведение форм или фрагментов игры, тем самым показывая, что он ценит и уважает своих подопечных. д) учитель организовывает работу интересно и разнообразно. В случае выполнения этих условий между учителем и учащимися возникают отношения партнерства и сотрудничества, которые являются необходимыми условиями для достижения намеченной цели.

Малюга Татьяна Сергеевна


Комментировать


9 × четыре =

Яндекс.Метрика