Идеальная школа будущего

Тарусские дети и искусство

Современная система образования переживает непростые времена, что выражается в кризисе старых педагогических концепций, излишней теоретической направленности, низком уровне связи между этапами образования (Образование…, 2014). Очевидна необходимость в преобразовании, которое не может обойти стороной школу — одно из важнейших звеньев образовательной системы.

Какой мы видим идеальную школу будущего? Школа информационного общества, основанного на знаниях — это учебное заведение, базирующееся на субъектно-субъектных отношениях. Человек будущего осваивает знания в течение всей жизни, таким образом, учитель постигает в своей профессии всё новые и новые уровни и, соответственно, ведёт своих учеников по ступеням, поднимаясь с одной на другую. Любая информация, накопленная человечеством, является всеобщим достоянием.

Она доступна, бесплатна, систематизирована по предметным областям и уровням сложности. Учитель свободно ориентируется в море информации в рамках своего предмета и помогает ученикам осваивать базовые знания, учит автономному выполнению поставленных задач, способствует выявлению способностей и, в конечном итоге, раскрытию потенциала учеников. Для введения новых тем в образовании, тренировочных упражнений, проверки работ учащихся в новой школе есть виртуальные лаборатории.

Интерактивные программы решают механические задачи обучения. То есть учитель не должен тратить время на то, что может сделать машина. При этом высвобождается время для общения ученика и учителя. Они беседуют, вместе отбирают темы для усвоения, занимаются поиском необходимой информации, в том числе и на иностранных сайтах, разрабатывают проекты.

Учителя разных предметов согласовывают свои усилия в зависимости от склонностей и стремлений конкретного обучающегося для формирования у него единой картины мира. Междисциплинарное интегрированное обучение является нормой. Например, при изучении произведения М. Шолохова «Тихий Дон» учитель литературы анализирует с учениками текст и содержание произведения; учитель географии разрабатывает маршрут экскурсии в места, описанные в произведении (учащиеся изучают географические особенности местности, работают с картой, выявляют особенности компонентов природных комплексов); на уроках иностранного языка создаётся путеводитель для зарубежных гостей с комментариями и описанием русских казачьих традиций, упоминаемых в данном произведении; с учителем истории ученики подробнее рассматривают период развития нашей страны, представленный в романе;

учителя эстетического цикла помогают инсценировать отрывок авторского текста. Рамки проекта могут быть расширены в зависимости от профиля класса, интересов учащихся и изучаемых тем. Например, математики могут просчитать время экскурсии, стоимость поездки группы, протяженность маршрута для путешественников из разных стран. Биологов может заинтересовать флора и фауна региона. На обществознании обсуждаются социальные-политические проблемы этой части России в наши дни. Стив Джобс говорил: «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе, зачем мы здесь?». Цель проекта может быть именно в том, чтобы каждый ученик не только многое узнал, но и увидел, где себя применить, каким направлением следует и хочется заниматься для самореализации, которая является, как известно, потребностью высшей ступени для каждого человека. Абрахам Маслоу (эмигрант из России первой волны) создал ныне широко известную пирамиду потребностей:

Задача учителя – развивать у детей потребности более высокого уровня. В новой школе созданы все условия для реализации всех потребностей. Этапы восприятия информации, которым следуют и которые соблюдают учителя новой школы:

1. Чувственный этап

2. Символьный этап

3. Логический этап

4. Лингвистический этап

Новая идеальная школа основывается на том, что восприятие любой информации человеком проходит 4 ступени или этапа. Теория прохождения информации описана выдающимся психологом и педагогом Жаном Пиаже, и ей следуют и её соблюдают учителя новой школы:

1. Первый этап — сенсорно-моторный (чувственное восприятие). Даже в утробе матери ребенок проходит этот этап. Беременным женщинам с древних времен советовали смотреть на красивые вещи, испытывать положительные эмоции, слушая приятную музыку и т.д. 

 Второй этап — символьный (образное «свертывание» чувственно- логической информации). На этом этапе человек уже обладает определенным знанием. Например, когда маленького ребенка кормят вкусным яблочным пюре из ложечки, он постепенно привыкает, и ложечка у него ассоциируется с приятными вкусовыми ощущениями. Поэтому при виде ложечки он уже улыбается и открывает ротик. 

Третий этап — логический (дискурсивно-логическое осмысление информации). Например, мы видим яблоко. Мы знаем, как оно выглядит, как пахнет, какое оно вкусное, а теперь у нас возникает логичный вопрос о том, где оно растет, сколь оно полезно и т. п. 

 Четвертый этап — лингвистический (аккомодация информации в сознании через слово-образ, проработанный на 1 — 3 этапах). Можно уже не показывать яблоко. При одном слове «яблоко» возникает четкий, понятный, знакомый образ. Мы легко вспомним и представим его вкус, цвет, аромат и др. Таким образом, идёт адекватное, природосообразное восприятие новых знаний, равноценно работают оба полушария головного мозга ребенка, нет переутомления, отторжения, нежелания находиться в образовательном процессе.

Сам процесс идет со сменой фаз активности и отдыха (на основе REAL-методики академика Н.В. Масловой), что ведет к сохранению здоровья, развитию образного мышления, переводу информации в долговременную память. На основе имеющегося педагогического опыта нами определена тринитарность новейшей школы: все субъекты образовательного процесса, компоненты, ключевые понятия устойчиво объединяются в триединстве.

СЕМЬЯ – ШКОЛА – ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ — СМЫСЛЫ – ИДЕИ СПОСОБНОСТЬ – МОТИВАЦИЯ – ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТЫ – СРЕДА – СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ ШКОЛЬНАЯ – ДОМАШНЯЯ – ВОЗРАСТНАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА) ДОСТУПНОСТЬ – ОТКРЫТОСТЬ – БЕСПЛАТНОСТЬ (ОБРАЗОВАНИЯ) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – ЛИЧНОСТНЫЕ – ПРЕДМЕТНЫЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ) СОТРУДНИЧЕСТВО – СОТВОРЧЕСТВО – СОЗИДАНИЕ КОНТЕНТ – ТРАНСЛЯЦИЯ – СМЫСЛЫ ОБУЧЕНИЕ – ВОСПИТАНИЕ – РАЗВИТИЕ РАЗРАБОТКА – ОСВОЕНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ – ГУМАНИТАРНЫЕ – ТЕХНИЧЕСКИЕ (НАУКИ) НАЧАЛЬНАЯ – СРЕДНЯЯ – СТАРШАЯ (СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ) ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ – БАЗОВЫЙ – УГЛУБЛЕННЫЙ (УРОВЕНЬ) ОБЯЗАННОСТИ – ОТВЕСТВЕННОСТЬ — ПРАВА

Так, на смену устаревающим знаниям-умениям-навыкам приходят знания- смыслы-идеи. Образовательная среда состоит из взаимопроникающих домашней, школьной и возрастной составляющих. Учитель и ученик, стремясь к результату, неизменно движутся по пути сотворчества-соавторства-созидания. На этом пути педагог учит воспитанников разрабатывать-осваивать-применять новые знания. Идеальная школа будущего сотрудничает с родителями учащихся, но родители, доверяя своего ребенка учителям, не стоят в позиции критиков и ревизоров образовательного процесса. Честь и достоинство учителя не подвергаются нападкам ни со стороны общества, ни со стороны государства.

Профессиональный стандарт педагога выверен и четко представлен в документе, что позволяет работодателю грамотно выстраивать работу с кадрами и исключать любые дальнейшие спекуляции и необъективность в отношении профессионализма учителя. Только при таком условии учитель живет в стремлении к творчеству, гармонии, и никакие страхи и неуверенность в себе не блокируют этот процесс. Только счастливые, реализующие свой потенциал учителя воспитывают счастливых людей, способных к прогрессу. Каждый человек имеет обязанности, чувствует ответственность за их выполнение и поэтому обладает правами. Таким образом, идеальная школа, несомненно, опирается на богатейший опыт, веками накопленный педагогической мыслью великих учёных мира. Однако веяние времени диктует свои условия, адекватная и своевременная реакция на которые обеспечит не только стабилизацию высокого качества российского образования, но и позволит многократно повысить его, выведя на принципиально новый уровень.

Библиографический список:

Клышко Ж.М. Методическое пособие для учителей английского языка к учебнику «Древо английской грамматики» Н. В. Масловой / Ж.М. Клышко – Москва: Институт холодинамики» . 2000. – стр. 41.

Маслова Н.В. Ноосферное образование: Технология. Методология. Методика / Н.В. Маслова — Москва: Институт Холодинамики, 1998. С. 9-10, 43.

Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу — Санкт-Петербург: «Евразия», 1999.

Пиаже Ж. Логика и психология / Ж. Пиаже — стр. 595 — 606. Юсманов И. Проблемы современной российской системы образования / И. Юсманов // Образование и карьера — Москва, 2014. Maslow A.H. Toward a psychology of being / A.H. Maslow, New York: Harper & Row, 1962. www.adme.ru/tvorchestvo…/kultovye-citaty-stiva-dzhobsa-313255/

Диянова Ольга Павловна, канд. геогр. наук, председатель методического объединения учителей естественно-научного цикла ГБОУ МОК «Кузьминки»


Комментировать


8 × = семьдесят два

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru