Идеал красоты в традициях народов мира | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Идеал красоты в традициях народов мира

Будьте счастливы, дорогие женщины!

Актуальность изучения идеала женской красоты обусловлена повышенным интересом общества и представительниц женского пола к внешности. На сегодняшний день распространены взгляды на то, что успешная реализация женщины в профессиональной и личной сфере напрямую зависят от ее внешней привлекательности. Понятие «красота» необходимо рассматривать в соотношении с понятиями «эстетика», «эстетичность», «прекрасное». Эстетика представляет собой философскую, общетеоретическую область знания, которая обращает свое внимание на такие оппозиционные категории как «прекрасное-безобразное», «возвышенное-низменное», «трагическое- комическое». Эстетика определяется как «наука о чувственном познании красоты в действительности, искусстве, природе, физическом и духовном состоянии человека» [4, c. 92].

Эта область знания, направленная на рассмотрение выразительных свойств и форм окружающего мира, закономерности чувственного освоения действительности, включающая, Ю.Б. Борев в работе «Эстетика» дает следующее определение эстетике: «философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о творении, о сущности, законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства» [3, с. 11]. Природа эстетики и эстетичности заключается в созидательности бытия, в рассмотрении мира через призму оценки прекрасного. Поэтому практически ничем не отличаются эстетические свойства в природе от эстетики искусства или общественной жизни.

Эстетика отождествляется не только со сферой искусства, но и с материальной, производственной сферой, трудом и бытовой жизнью человека. Стоит отметить, что эстетика искусства, бытовой сферы, природы, понимание немыслима без противопоставления прекрасного и безобразного. Теодор В. Адорно в работе «Эстетическая теория» отмечает, что прекрасное нуждается в безобразном. «Красота – это не платонически чистое начало, а результат отторжения того, что некогда внушало страх, что лишь ретроспективно, исходя из телоса этого начала, становится безобразным, как бы отвергая его» [1, с. 73]. Таким образом, категория красоты может рассматриваться как понятие субъективное. То, что может казаться безобразным одному человеку/одной группе людей, предстает в форме прекрасного для другого человека/другой группы людей. Прекрасное – «это эстетическая категория, позволяющая оценивать высшие проявления красоты в природе, человеческом существе, творениях разума и рук человека, включая произведения искусства» [2, с. 193]. У многих народов понятие красоты имеет практический и прагматический аспект. К примеру, с древних времен у некоторых народов женская полнота связывалась со способностью женщины к деторождению и вынашиванию детей. Материнство символически связывалось с изобилием Матери- Природы. К примеру, в Африке все еще существуют племена, где ценится женская полнота.

Девочек насильно откармливают, чтобы при наклоне вперед у представительниц было не менее двенадцати жировых складок. Только в этом случае девушка сможет удачно выйти замуж и продолжить род. Однако в нашем современном обществе, где почти не осталось места культу материнства, к полноте многодетной матери относятся с равнодушием или осуждением, провозглашая моду на стройных манекенщиц и актрис. Этот интерес вызван, прежде всего, к голливудским звездам, начиная с Джейн Мэнсфилд и заканчивая Мэрилин Монро. Женская красота в любое время в любом месте является ценностью. Только у разных народов в разную эпоху эталон женской красоты отличается. Одни народы особо подчеркивают фигуру женщины, другие – глаза, третьи – губы и т.д. У одних народов красивым считается полное тело, у других – худое. Те народы, которые жили в условиях недостатка еды, идеальным считали полное тело. Те народы, которые жили в достатке, полноту воспринимали за уродство.

Понятие женской красоты в каждой стране мира отличается. Журналистка из США Эстер Хониг попросила знакомого фотографа сделать ее портретные снимки, которые потом она разослала двадцати семи фрилансерам-специалистам по фоторедактированию из разных стран. Журналистка попросила оформить ее внешний вид так, чтобы было красиво. Результат данного фотопроекта показал, что у представителей разных культур совершенно отличные друг от друга представления о красоте. В современном мире в культуре некоторых народов сохраняются традиционные для них и необычные для всего остального мира представления об эстетичной внешности. К примеру, женщины племени падаунгов, проживающие на территории Мьянмы и Таиланда, добиваются эффекта «вытягивания» шеи. Для этого девочкам с раннего возраста надевают металлические кольца и добавляют их с каждым годом, пока к достижению половозрелого возраста деформируется плечевая зона, и шея визуально становится очень длинной. Данная традиция выступает в племени падаунгов способом культурной идентификации.

Подобная практика вытягивания шеи существует на африканском континенте, в частности женщины племени ндебеле (ЮАР) также с детства носят кольца на шее и перестают их добавлять только после замужества. Длинная шея в данном племени считается предметом эстетической красоты. Следующим объектом тела для определения женской красоты являются губы. Их прокалывали, выворачивали, сшивали, на них вешали кольца и колокольчики. Женщины племени бонго в разрезанную нижнюю губу вставляют деревянные пробки, от которых она увеличивалась в 5-6 раз. А женщины племени мурси в Эфиопии прорезают нижнюю губу и вставляют в разрез деревянные круглые дощечки, диаметр которых со временем увеличивается. В день свадьбы в увеличенную нижнюю губу помещают тарелку из обожженной глины с диаметром, который может превышать тридцать сантиметров. Подобные тарелки у племен масаи, проживающих на территориях Кении и Танзании, используются в качестве увеличения мочки уха.

Девочкам в проколотую мочку с детства вставляют различные предметы из дерева, а также цепляют груз, которые оттягивает кожу на ухе и способствует увеличению отверстия. Считается, что женщина с длинным ухом выглядит привлекательнее для мужского пола. Представители таких народов как боди и сури надрезают кожу железными крючьями либо лезвиями бритвы и шипами, затем посыпают раны пеплом, чтобы процесс заживления шел медленнее.

В итоге на теле появляются шрамы-наросты, которые считаются эталоном красоты. Процесс является болезненным для представительниц этих племен, однако выражать свои чувства нельзя. Защищает от солнца и придает красоты женщинам народа химба смесь из пепла, охры и жира, которой покрывают все тело и волосы каждый день. Отличительной особенностью данной смеси является ярко-красный цвет. У проживающих на северо-востоке Индии народа апатани критерием женской красоты являются вставленные в ноздри пробки и нарисованная по середине лица линия.

Подобная традиция появилась, потому что женщины хотели привлечь внимание мужчин из других племен. Для представителей племени ментаваи (Индонезия) критерием красоты лица являются зубы по форме напоминающие акулью пасть. В ходе обряда инициации женщинам отпиливают зубы камнями. Нетрадиционные идеалы красоты существуют не только у различных племен и малых народов, но и у целых наций. В частности, в Японии среди молодых девушек популярна процедура искривления зубов. Специальная услуга стоматолога называется «Yaeba» и подразумевает, что в результате девушки получат оттопыренный и кривой клык. Кривизна зубов ассоциируется у японских мужчин с молодостью и юностью.

Таким образом, у разных народов имеют различные представления об идеале женской красоты. Эстетическая привлекательность женщины в большинстве случаев напрямую связана с телом, части которого в той или иной степени изменяются в соответствии с традициями культурных общностей.

Литература 1. Адорно В. Теодор Эстетическая теория [Текст] / В. Адорно // пер. с нем. А.В. Дранова. – М.: Республика, 2001. – (Философия искусства). – 527 с. 2. Бачинин В.А. Эстетика: Энциклопедический словарь [Текст] / В.А.Бачинин– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с. 3. Борев Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829 с. 4. Егоров П.А. Основы этики и эстетики: учебное пособие [Текст] / П.А. Егоров, В.Н. Руднев. – М.: КНОРУС, 2010. – 200с.

А.Х. Тузбекова, Я.В. Зинатуллина


Комментировать


два + = 10

Яндекс.Метрика