Иерархия профессиональных ценностей вузовских преподавателей | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Иерархия профессиональных ценностей вузовских преподавателей

Преподавателями не рождаются, преподавателями становятся

Преподавателями не рождаются, преподавателями становятся

Данная статья посвящена анализу результатов исследования профессиональных ценностей преподавателей вуза. В работе приводится авторская классификация профессиональных ценностей педагогов, и на ее основе выстраивается и анализируется современная иерархия ценностных ориентаций вузовских преподавателей. Ключевые слова: ценностные ориентации, социальная значимость.

Рассматривая образование с точки зрения реализации не только информационной, но и аксиологической функции, можно глубже оценить и раскрыть сущность профессионально-педагогической деятельности. Общественная функция педагогической деятельности в целом и преподавательской деятельности в частности особенно важна в связи с тем, что именно в рамках данной профессии происходит трансляция ценностных ориентаций будущим поколениям. Изучение системы ценностных ориентаций преподавателей вуза современного общества особо актуально и важно для социологической науки.

Важен и процесс субъективизации системы педагогических ценностей конкретным человеком, поскольку ее уровень является показателем личностнопрофессионального развития педагога. Для анализа ценностных ориентаций вузовских преподавателей было проведено социологическое исследование, выборка которого составила 545 человек, из них 47% мужчин 53% женщин. В опросе приняли участие преподаватели из Пензенской, Ульяновской, Саратовской областей, Республики Мордовия. Возрастная выборка выглядит следующим образом: до 30 лет – 25%, 31-40 лет – 25%, 41-50 лет – 20%, 51-60 лет17%, более 61 лет – 13%. При определении набора ценностных ориентаций, вошедших в анкету, были проанализированы и использованы несколько видов классификаций ценностей (на примере таких авторов как Б.Т.Лихачев, Г. И.Чижакова, В.Э.Тамарин, И.Ф. Исаев, С.Г. Вершловский и Дж. Хазард, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластелин, Н.Ю. Гузева). Однако в рамках данного исследования мы предлагаем проанализировать содержание ценностных ориентаций преподавателей на основании авторской классификации.

2017-02-10_16-30-35

Рассматривая профессиональную деятельность преподавателя в контексте исследования проблем интеллигенции, мы делаем особый акцент на общественную значимость его труда, считая, что данный вид деятельности предполагает высокую степень альтруизма – т.е. деятельности для других. С другой стороны, труд выступает ключевым источником реализации потребностей человека, предполагая высокую степень индивидуализма – т.е. деятельности для себя или своего ближайшего окружения. Таким образом, практически любая профессиональная деятельность находится на стыке индивидуалистических и альтруистических мотивов. Несомненно, что эти две категории (альтруизм и индивидуализм) отражаются в ценностных ориентациях личности. Предложенный нами принцип деления ценностей на группы предполагает разную степень направленности этих понятий в каждой группе ценностей. Если ценности условий профессиональной деятельности, самореализации и взаимоотношений с окружающей средой носят в большей степени индивидуалистическую направленность, то ценности научного познания и социальной значимости профессии – более альтруистическую окраску. Именно соотношение этих двух ценностных направленностей в современной структуре ценностных ори-ентаций вузовских преподавателей нам хотелось бы проанализировать в рамках данного научного исследования. Основываясь на приведенной классификации можно представить структуру ценностных ориентаций преподавателей вуза следующим образом (Таблица 1).

Анализируя полученные средние значения по каждой группе ценностей можно сделать следующие выводы.

1. Самый высокий ранг имеют ключевые ценности профессиональной группы преподавателей высшей школы – ценности научного познания. Мы считаем, что именно ценности данной группы являются ключевыми характеристиками, отличающими ее от других групп и интегрирующими ее членов. Кроме того, именно ценности научного познания отражают когнитивную и трансляционную функцию образования как социального института.

2. Второй ранг принадлежит ценностям самореализации в профессиональной деятельности. С точки зрения мотивационной теории А. Маслоу в профессиональной деятельности личность реализует не только свои первичные потребности, и особо ярко это выражается в педагогической профессии. Высокий уровень ценностей самореализации свидетельствует о желании преподавателей реализовать в профессиональной деятельности свои социальные и творческие потребности, которые А. Маслоу оценивал как наивысшие.

3. Достаточно высокий уровень значимости ценностей условий профессиональной деятельности (3 ранг) связан с тем, что преподавание – все же в первую очередь представляет собой профессиональную деятельность, которая является источником доходов людей. И именно этот факт неизбежно определяет персональное отношение личности к своей профессиональной деятельности с точки зрения условий труда, что и отражается в направленности ценностных ориентаций. 4. В среднем менее важными оказываются ценности социальной значимости образовательной деятельности (4 ранг). Именно эта группа ценностей характеризует преподавательскую деятельность как общественно важную. Недостаточно высокое место данной группы ценностей может свидетельствовать об уже наступивших последствиях переориентации вузовской системы на пресловутое «оказание образовательных услуг». Во всяком случае, полученные нами цифры позволяют говорить о наличии некоторых проблем в процессе воспроизводства вузовской интеллигенции в классическом смысле этого слова. 5. Группа ценностей взаимоотношений с окружающей средой оказалась наименее оцененной по сравнению с другими группами (ранг 5). Возможно,

низкое ранговое положение данной группы ценностей стоит объяснить тем, что свою профессиональную деятельность преподаватели предпочитают анализировать и оценивать только «изнутри». Этот феномен может свидетельствовать о некоторой замкнутости, закрытости данной профессиональной группы. Подводя итог, необходимо отметить, что изменения, происходящие в общественной, политической, экономической жизни общества неизбежно влияют на систему ценностных ориентаций, а также на распределение функций между элементами социальной структуры. В частности изменения, происходящие в образовательной политике, уже вносят изменения в социальную структуру. Реализация идеи предоставления «образовательных услуг» ведет за собой уменьшение роли педагогической деятельности преподавателя. Сегодня налицо тенденция «отоваривания» образовательной деятельности.

Плата за образование и другие траты и издержки, связанные с его получением, рассматривается как инвестиции, их эффективность сравнивается с эффективностью вложений в другие сферы. При таком подходе обесценивается социальная сущность образования – его трансляционная, аксиологическая, социализирующая функции постепенно размываются. Следует также отметить, что приведенные в данной статье результаты отражают оценку педагогической деятельности только «изнутри», т.е. самими преподавателями. Общие выводы о снижении социальной значимости вузовской деятельности необходимо подкреплять также и внешними оценочными данными. Это приводит нас к необходимости проведения дополнительных эмпирических исследований для выявления социальной роли преподавателя в современной социальной структуре.

Список литературы

1. Вершловский С.Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей// Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности. М., 1990

2. Гузева Н. Ю. Формирование профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педколледжа : дисс. к. пед. наук : 13.00.01. Оренбург, 1998

3. Исаев И.Ф. Теория и практика формирование профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. М., 1993

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 2001

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2006

6. Тамарин В. Э. Изучение ценностных ориентаций студентов в сфере знаний// Советская педагогика. 1976. №1

7. Чижакова Г. И. Лекции по педагогической аксиологии. Красноярск, 1999 8. Шиянов Е.И. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., 1991

А.А. Скворцова, В.П. Воробьев Пензенский государственный университет, г. Пенза


Комментировать


+ 5 = четырнадать

Яндекс.Метрика