Изменения правового регулирования туристской отрасли (на примере туроператорского бизнеса) | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Изменения правового регулирования туристской отрасли (на примере туроператорского бизнеса)

В статье рассмотрены основные тенденции развития туроператорского дела в России в период с 2000 г. по настоящее время. В ней приведены динамика изменения количества туроператоров в федеральном реестре по видам деятельности и изменения спроса на туристские услуги среди потребителей. Ключевые слова: туроператорский бизнес, финансовые гарантии, современное состояние.

С окончанием переходного периода (1990-2000-е гг.) в туристской отрасли наблюдался значительный рост числа фирм-туроператоров. Если перед кризисом 1998 г. их было зарегистрировано около 1 тыс., то уже к 2002 г. их количество достигло 4 тыс. При этом, большая часть туроператоров занималась развитием международного выездного туризма по причине высокого спроса на зарубежные туры среди туристов и, как следствие, имеют быструю окупаемость затрат на их составление. Для контроля над деятельностью туроператоров в начале современного этапа применялась практика лицензирования.

Она подразумевала получение разрешительного документа на ведение туристской деятельности на территории Российской Федерации, при выполнении туроператорами ряда требований: обязательное наличие офисного помещения, оснащенного оборудованием, в штате предприятия должен быть минимум один наемный работник с обязательным официальным трудоустройством, имеющий опыт работы в сфере туризма и имеющий диплом о высшем образовании и получении квалификации по данной специальности и т.д. Однако данный механизм контроля привел к увеличению коррупционных случаев и ухудшению бизнес-среды в туризме. По этой причине, в 2007 г. были предложены и одобрены поправки в Федеральный Закон №132 «Об основах туристской деятельности» (ФЗ №132), согласно которым для осуществления туроператорской деятельности необходимо поучить страховую или банковскую гарантию, а также внести данные о компании, в том числе и о размере гарантий, в федеральный реестр туроператоров.

Метод финансовых гарантий обязывает третьих лиц, заключивших договор о финансовом обеспечении с туроператором, возместить компенсацию туристам в случае некачественного оказания услуг. Размер финансового обеспечения зависит от вида деятельности туроператора и регламентируется ФЗ № 132 ст.17.2. Так, для туроператоров, занимающихся внутренним и въездным туризмом – не менее 500 тыс. рублей, для туроператоров по международному туризму – 30 млн рублей, если их доход от реализации турпродукта составляет не более 250 миллионов рублей, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма и применяющих упрощенную систему налогообложения; в случае, если доход превышает 250 млн рублей – 12% от объема денежных средств, полученных от реализации турпродукта [3]. После введения финансовых гарантий туристский рынок России характеризовался относительной стабильностью, несмотря на претензии со стороны туроператоров и страховых компании к данному механизму. Тем не менее, количество туроператоров с 2008 по 2012 гг. увеличилось на 4% с 4535 до 4685. При этом значительное увеличение наблюдалось в сфере международного туризма, где количество туроператоров выросло на 50%, в то время как в сфере внутреннего туризма всего на 5%, а в сфере въездного туризма наоборот произошло их сокращение на 48% [1]. Однако, первые признаки назревающего кризиса появились еще в середине 2008 г. Компания «Детур»установила размер финансового обеспечения в 10 млн рублей. Однако, в июле 2008 г. туроператор не смог выполнить свои обязательства перед туристами и объявила себя банкротом.

Страховая компания «РОСНО», которая предоставляла гарантии получила 228 заявлений на сумму 24,4 млн рублей, что в 2 раза превысило сумму страхового резерва Таким образом, в механизме банковских гарантий были выявлены существенные недостатки по обеспечению защиты прав туристов. Продолжение кризиса нашло отражение в событиях летнего туристского сезона 2014 г., когда туристский рынок покинуло около 30 крупных туроператоров, всего же за тот год прекратило деятельность 330 компаний-туроператоров. При этом количество туроператоров по выездному туризму сократилось практически на 40% и составило 899 фирм, а количество туроператоров с финансовым обеспечением 30 млн рублей и более составило всего 570, в то время как в 2012 г. их было более 2 000. После летнего сезона 2014 г. 162 туроператора переоформили финансовые гарантии на 500 – 550 тысяч рублей, и, следовательно, больше они не могут осуществлять деятельность по выездному туризму. Кроме того, правительство решило модернизировать механизмы защиты прав потребителей. После чего, осуществление деятельности туроператорам по выездному туризму необходимо быть участником организации «Турпомощь» — объединение туроператоров в сфере выездного туризма.

Это, наряду с финансовыми гарантиями, накладывало на компании дополнительные финансовые обязанности. А спрос на услуги в сфере выездного туризма среди туристских фирм за это время увеличился у 20,5% и сократился у 28,25% в 2014 г., и 17,5% и 47,25% соответственно в 2015 г [2]. В период 2012-2015 гг. количество туроператоров по въездному туризму сократилось в среднем на 60%. В 2012 г. в федеральном реестре было зарегистрировано 580 компаний, а в 2013 г. – 225, несмотря на то, что прирост иностранных туристов в Россию постоянно увеличивается. Так, например, по сравнению с 2014 г. поток туристов из зарубежа увеличился на 8%, хотя в абсолютных числах эти показатели до сих пор на низком уровне и составляет 20 млн человек.

Сокращается и спрос на услуги в сфере въездного туризма среди отечественных турфирм: так, в 2013 г. у 21,5% турфирм наблюдалось увеличение спроса на турпродукт по въездному туризму и у 24,5 – спад, а в 2015 г. только у 17,5% – увеличение спроса и у 43% — уменьшение спроса [5]. Однако, кризис в этой отрасли не проявился ни в снижении экономической эффективности работы фирм, ни в количестве обслуживаемых туристов. Но, стоит отметить, что серьезную конкуренцию российским компаниям создают крупные зарубежные турфирмы, что вынуждает более мелкие турфирмы переквалифицироваться на внутренний туризм или покинуть рынок. Количество туроператоров по внутреннему туризму на протяжении 2013-2015 гг. не превышало 2,6 тыс. фирм. Наблюдается тенденция по увеличению случаев обращения туристов в турагенства с целью приобрести тур по России, если в 2012 г. всего было продано 1,8 млн турпакетов, что составило 4% от всех туристов, то к 2014 г. эта доля приблизилось к 20%.

Однако, по данным госстатистики, в 2014 г. только у 22,5% туристских фирм по внутреннему туризму наблюдалось увеличение спроса по турам внутри России, у 28,5% произошел спад по продаже внутренних туров. В 2015 г. эти показатели оказались 22,5% и 38,75% соответственно [5]. Впрочем, случаи прекращения деятельности среди туроператоров по внутреннему туризму имеют место. Так, в 2013 г. начала процедуру банкротства компания «Раена», специализирующаяся на курортах Кавказа, в и августе того же года «Роскурорт», а в 2015 г. прекратил свою деятельность городское агентство «Трайв-тур Санкт-Петербург», финансовые гарантии этих туроператоров составляли 500-550 тыс. рублей. При этом количество пострадавших туристов оказалось порядка 50 человек, и, в связи с тем, что эти туроператоры специализировались на внутреннем рынке, получить компенсацию от объединения «Турпомощь» они не могли. Таким образом, в период 2013-2015 гг. четко определилась тенденция по развитию внутреннему туризму в стране, увеличению количества туроператоров и их поддержки со стороны государства. Однако, развитие такой политики осложняется поведением поставщиков туристских услуг, в особенности транспортных услуг, которые постоянно увеличивают тарифы на перевозки.

Кроме того, развитие внутреннего туризма идет скорее в убыток выездному, а не за счет повышения качества и привлекательности для туристов. Для поддержания туристского бизнеса необходимо решить ряд важных задач: 1) усовершенствовать законодательство в сфере туризма; 2) пересмотреть механизмы защиты, которые бы не обременяли туроператоров лишними финансовыми обязательствами; 3) привлечь туристские предприятия в процессы оптимизации отрасли туризма. Со стороны туристских предприятий также должны приниматься меры по выходу из кризиса, к таким мерам стоит отнести создание дифференцированного турпродукта, проведение маркетинговых исследованиях в условиях изменения потребительского спроса, сокращение финансового оборота компании с целью оптимизировать свою деятельность.

Список используемых источников и литературы

1. Единый федеральный реестр туроператоров [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по туризму. – 2009-2016. – URL: http://russiatourism.ru

2. Информация о турфирмах [Электронный ресурс] / Единая межведомственная информационно-статистическая система. – 2016. – URL: https://fedstat.ru

3. Об основах туристской деятельности : федер. закон от 24.11.1996 № 132 – ФЗ [принят ГД ФС РФ 14.11.1996] // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Электрон. дан. – М. – 1997-2015. – URL: http://www.consultant.ru

4. Оценка спроса на услуги в сфере въездного туризма [Электронный ресурс] / Розничная торговля, услуги населению, туризм. – Электрон. дан. – М.: Федеральная служба государственной статистики. – 1999 – 2016. – URL: http://www.gks.ru

5. Оценка спроса на услуги в сфере выездного туризма [Электронный ресурс] / Розничная торговля, услуги населению, туризм. – Электрон. дан. – М.: Федеральная служба государственной статистики. – 1999 – 2016. – URL: http://www.gks.ru

Льготина Л.П., Смолярчук И.Н., Томский Государственный Университет, г. Томск


Комментировать


семь − = 6

Яндекс.Метрика