Из истории психологии высшей военной школы

Из истории психологии высшей военной школы

Из истории психологии высшей военной школы

Подготовка офицерских кадров в ввузах представляет собой сложный социальный, идеологический, политический и вместе с тем военно-педагогический процесс. Она имеет также выраженный психологический аспект. Его суть составляют механизмы взаимодействия преподавателя и обучаемого, которые выражают субъективную сторону педагогической деятельности в делом. Например, па лекции реализуются цели и задачи темы, излагается учебный материал, а слушатель сосредоточивает свое внимание на его усвоении, воспринимает, осмысливает и запоминает материал. В этом — психологическое содержание педагогической деятельности. Чтобы добиться высокого воспитательного результата, преподаватель принимает в расчет не только свою психическую активность, активность курсанта (слушателя), но и сложное, суммарное взаимодействие встречной психологической активности участников педагогического процесса.

Все это составляет психологические аспекты военно-педагогической деятельности, которые изучает психология высшей военной школы. Ее широкое использование в военно-педагогической практике рассматривается как один из путей перестройки на научной основе всего дела подготовки офицерских кадров.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Психология высшей военной школы — относительно самостоятельная отрасль военной психологии, которая, в свою очередь, входит в систему психологической науки. Как известно, психология занимается изучением психологических аспектов личности, коллектива, их деятельности и формулирует выводы, обобщения, которые используются в работе по улучшению обучения, воспитания и руководства людьми в различных сферах созидательной деятельности советского народа, достижению нового качественного состояния общества.

В этом определении отмечается, во-первых, что объект и предмет психологии — психология личности и коллектива, включенных в военно-цедагогический процесс в вузе;

во-вторых — их изучение осуществляется в условиях конкретной деятельности; в-третьих — психология призвана формулировать обобщения и выводы, которые мог бы использовать практик в деле обучения, воспитания и руководства людьми в тех или других областях социальной и трудовой деятельности.

Нельзя не учитывать, что эффективность нашего оборонного строительства, как отмечалось на XIX Всесоюзной партконференции КПСС, обеспечивается преимущественно качественными параметрами. А качественная характеристика Вооруженных Сил во многом зависит от подготовленности офицерских кадров, на которую в свою очередь прямо влияет внедрение достижений психологической науки в ввузовскую практику. Различные сферы практики и обслуживаются различными отраслями психологии.

Психология высшей военной школы как научная отрасль изучает психологические особенности деятельности преподавателя и курсанта (слушателя) высшего военно-учебного заведения, выявляет психологические закономерности становления военного специалиста, разрабатывает обобщения и рекомендации, предназначенные для участников педагогического процесса и способствующие его оптимизации.

Предметом психологии высшей военной школы являются те психологические зависимости и механизмы, которые лежат в основе превращения педагогических воздействий командиров, политработников и преподавателей в профессионально важные качества и- профессиональную подготовленность выпускника ввуза.

Психология высшей военной школы взаимодействует со многими другими отраслями советской психологии, и в первую очередь с психологией высшей школы.

Эта отрасль психологии, получившая заметное развитие в связи с задачами перестройки системы высшего образования в стране, раскрывает психологические закономерности учебной деятельности студентов и педагогического коллектива вуза.

Она выступает как связующее звено между дидактикой и теорией воспитания, с одной стороны, и с социологией, физиологией и гигиеной умственного труда, обслуживающих педагогику высшей школы, — с другой. Психология высшей военной школы опирается также на данные таких отраслей психологии, как педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология и др. Они помогают охарактеризовать психологические аспекты педагогического процесса, выделить присущие ему связи и механизмы. Все отрасли психологии в том или ином плане изучают психологические аспекты личности, коллектива и их деятельность. Надо видеть и различать составные части этого сложного предмета науки.

Личность многогранна. Имеются соответственно и разные стороны ее изучения. Педагога в большой степени интересует психологическая сторона личности обучаемого, воспитуемого, раскрывающая ее индивидуальные особенности и возможности, которые должны учитываться и развиваться в педагогическом процессе.

В этом плане особенности личности связаны с особенностями психики человека, то есть его внутреннего мира, который складывается из психических процессов, свойств, состоянии и образований. Все они, будучи достоянием и военного педагога, и курсанта (слушателя), проявляются и влияют на ход педагогического процесса в высшей военной школе. В педагогическом процессе выделяются в качестве важнейшего составляющего информационный обмен.

Он обеспечивается в значительной мере функционированием психологических процессов преподавателя, курсанта и слушателя. К ним относятся процессы познавательные (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, мышление, речь, воображение), чувства и воля.

Люди различаются по качественным характеристикам этих процессов. У одного человека более развиты зрительные, у другого — слуховые ощущения; каждому присуще мышление, но у одного оно отличается быстротой обобщающих операций, у другого — аналитической способностью. Все это весьма существенно для целесообразного подбора методов и средств сообщения учебного материала на занятиях, использования технических средств обучения. Умение преподавателя оценивать особенности психических процессов курсанта (слушателя) и использовать их в учебно-воспитательной работе способствует повышению ее результативности.

Мотивационный компонент педагогического процесса, обеспечивающий активность взаимодействия военного педагога и курсанта (слушателя), в значительной степени составляет их психические свойства: направленность, характер, способности, темперамент. В них выражается внутреннее содержание личности, а значит, и ее социальная значимость. Люди отличаются друг от друга по особенностям этих свойств личности. Ведь что ни человек, то свой характер, способности, темперамент, свои мотивы, определяющие содержание его поступков и обусловливающие успех в тех или иных областях деятельности. Поэтому изучение преподавателем психических свойств курсантов (слушателей) является предпосылкой определения эффективной программы и методики воспитательной работы с каждым из них.

На коммуникационные характеристики педагогического процесса оказывают заметное влияние психические состояния военного педагога и курсанта (слушателя). Они выражаются в том, насколько быстро или медленно происходят у человека психические реакции и процессы, как проявляются присущие личности свойства. От психического состояния преподавателя на занятиях во многом зависит их ход и результаты. Подобное состояние курсанта (слушателя), в свою очередь, определяет его успех в изучении военного дела, в выполнении повседневных служебных обязанностей, поведение и взаимоотношения с командирами и товарищами. Понятно поэтому, что в обучении, воспитании курсантов (слушателей) командиры, преподаватели постоянно учитывают психические состояния и стремятся соответственно на них воздействовать.

Содержательная сторона педагогического процесса реализуется как проявление военным педагогом и формирование у курсантов (слушателей) системы психических образований. К ним относятся знания, навыки, умения, привычки, которыми человек обогащается на протяжении всей жизни. Например, в период учебы курсант (слушатель) приобретает и развивает политические и военные знания, навыки и умения в использовании боевой техники и оружия, привычки строго соблюдать уставной порядок и требования воинской дисциплины.

Будучи структурными компонентами психики, психические процессы, свойства, состояния и образования у каждого человека в своем единстве составляют его духовный мир. И в них он проявляется. Ведь любое высказывание, действие, поступок курсанта (слушателя) обязательно включает в себя те или иные психические процессы, образования, свойства и состояния, присущие ему в данное время.

Предметом исследований психологии высшей военной школы являются также закономерности проявления психологии курсантского (слушательского) и преподавательского коллективов, включенных в педагогический процесс. Разнообразны курсантские коллективы по составу, предназначению. Это прежде всего строевые подразделения, учебные группы, спортивные, хозяйственные команды. В учебном процессе очень важно учитывать особенности каждого коллектива, аудитории.

Психологию коллектива составляют групповые установки, совместные переживания, реакции, высказываемые мнения, сложившиеся взаимоотношения, традиции, которые влияют на действия коллектива и каждого его члена в отдельности. Коллективная психология, присущая, например, учебной аудитории, не является суммой проявления особенностей отдельных членов коллектива.

Эта психология — качественно особое образование, обладающее силой, значительно большей, чем сумма индивидуальных сил. Вместе с тем нельзя и отрывать, а тем более противопоставлять психологию коллектива психологии личности его отдельных членов. Хотя в их соотношении и возможны противоречия, составляющие источник развития личности и коллектива, а иногда и конфликтов, трений, трудностей.

Это очень важное обстоятельство также является предметом пристального внимания военного педагога. Психология высшей военной школы изучает и педагогическую деятельность военных педагогов, курсантов (слушателей). Существуют две крайности в ее понимании. Механический подход сводит суть педагогической деятельности к технике использования различных средств воздействия на обучаемого, педагогическая деятельность в этой случае понимается как ремесло, которым можно заниматься на основе овладения соответствующими приемами и методами. Другой подход — иитуитивист-ский, при котором считается, что педагогическое воздействие — чуть ли не таинство, не поддающееся пониманию. Обе точки зрения не верны, хотя кое-кто примерно так и рассуждает.

В действительности существо рассматриваемой нами деятельности заключается в том, что педагог, опираясь на свои, знания, авторитет, профессиональное мастерство, в соответствии с программой и на основе сложившейся организации воздействует на курсантов (слушателей) с целью выработки у них определенных качеств и формирования необходимых знаний. В ввузе курсант (слушатель) приобретает навыки, и умения организации военной службы, ведения партийно-политической работы в войсках и на флотах, воспитания, обучения подчиненных военному делу, руководства ими в мирное и военное время.

Преподавателю вуза необходимо в полной мере и в полном объеме представлять содержание и сложные переплетения своей психологической активности и активности курсанта (слуша-. теля), их взаимодействие. Психологический аспект педагогической деятельности составляют все сопровождающие ее психические явления, процессы, реакции.

Разумеется, они должны рассматриваться в единстве и в зависимости от определенных служебных, учебных, социальпых и материальных факторов и обстоятельств, а также в соответствующих педагогических ситуациях, где последние проявляются.

Военный педагог и курсант (слушатель) с их индивидуально-психологическими особенностями не единственные реальности педагогического процесса, Педагогический и курсантский (слушательский) коллективы, наделенные определенным групповым сознанием и психологической атмосферой, взаимодействие между ними, составляющее психологический механизм педагогического процесса, — это также весьма существенные реальности, которые изучает психология высшей военной школы.

Они едины, неразрывны в ввузовском процессе. Вместе с тем в интересах научного исследования компоненты указанного единства могут выступать как самостоятельные объекты, но при этом всегда учитывается их органическая целостность и взаимная зависимость. В практике, например, преподаватель задается целью изучить индивидуальные особенности курсанта (слушателя),, проявляющего повышенный интерес к данной учебной дисциплине. Проводя такую работу, он, конечно, примет во внимание и сложившееся к ней отношение в коллективе, и характер воспитальных влияний других военных педагогов.

Только тогда преподаватель сможет глубоко понять истоки формирующихся склонностей будущего офицера. Точно такие же отношение и подход психологии высшей военной школы к своему объекту: изучая психологические аспекты военно-педагогического процесса в целом, она вместе с тем подвергает пристальному анализу и его компоненты, учитывая их органическую взаимообязанность, единство.


Комментировать


один + 8 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru