В последнее время система высшего образования становится все более клиентоориентированной, чтобы «выжить», вузам приходится приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям, встраиваться в систему рыночных отношений. Образовательные учреждения превращаются в конкурирующие организации, и важнейшим фактором успеха здесь становится престижность учебного заведения. Желая привлечь внимание целевой аудитории, каким-то образом выделиться среди других, любой вуз стремится к формированию собственного бренда. Вуз с узнаваемым брендом получает конкурентное преимущество.
Одним из важнейших элементов бренда вуза, наряду с образом профессорско-преподавательского состава, представлением общественности о возможностях университета в вопросах международного сотрудничества, о технической обеспеченности учебного заведения и т. д., является имидж ректора. Л.Г. Батракова определяет это понятие как «представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических характеристиках руководителя» [1, с. 104]. Т.Н. Пискунова выделяет несколько составляющих имиджа руководителя: персональные физические особенности, профессиональные, социальные характеристики, а также представление о неосновной деятельности ректора, его окружении, прошлом [2, с. 11]. Мощнейшим транслятором имиджа в последнее время стали СМИ, от которых напрямую зависит общественное мнение. В таких условиях представляется целесообразным обращение особого внимания на медиаимидж – отражение образа товара, услуги, индивида или организации в информационном пространстве, то восприятие объекта, которое складывается за счёт публикаций в СМИ. Рассмотрим на конкретном примере, как массмедиа формируют имидж руководителя.
Для этого проанализируем интервью ректора Челябинского государственного университета Дианы Александровны Циринг в деловом журнале «Миссия». Данный материал был опубликован вскоре после назначения Д.А. Циринг на должность ректора и преследовал вполне понятные цели: знакомство широкой общественности с главным лицом одного из ведущих университетов на Южном Урале, создание образа сильного руководителя, убеждение аудитории в том, что новый ректор – человек, достойный занимать свою должность.
В рассматриваемом нами интервью используется один из самых действенных способов воздействия на аудиторию – опора на архетипы, обращение к укоренившемся в общественном сознании образам. Д.А. Циринг представляется как «профи» – личность, для которой характерно прежде всего разумное сочетание «думания» и «делания». Этот архетип, на наш взгляд, больше остальных гармонирует с образом руководителя университета: сложно представить ректора-«аскета» или ректора-«мыслителя», способного только размышлять, но не делать. Не менее важный прием создания имиджа – позиционирование, то есть подчеркивание наиболее выгодных характеристик субъекта.
В материале журнала «Миссия» акцент делается на лидерских, «руководительских» качествах ректора: способность к стратегическому мышлению, инициативность, выносливость и эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, готовность нести ответственность, целеустремленность, умение разбираться в людях, разумное сочетание «мягкости» и «жесткости» («золотая середина» между авторитарным и демократическим стилями лидерства). В системе характеристик руководителя не последнее место занимает внешность.
Публикация в журнале «Миссия» сопровождается высококачественными фотографиями. «Картинка» здесь передает дополнительные смыслы: ректор ЧелГУ выглядит молодо, ухоженно, презентабельно, это тот человек, который способен представить вуз на международной арене. Такой образ – «плюс» в копилку имиджа ЧелГУ: если главное лицо вуза, каким, несомненно, является ректор, узнаваемо и оно импонирует целевой аудитории, автоматически повышается степень доверия к университету. Таким образом, личностный имидж ректора вуза работает на имидж всего университета, способствует формированию бренда учебного заведения. Вуз, возглавляемый человеком волевым, талантливым, представляется надежным, мощным, стремительно развивающимся, а его выпускники – успешными и востребованными на рынке труда.
Список литературы
1. Батракова Л.Г. Формирование эффективного имиджа образовательного учреждения // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 4. – С. 99–106. 2. Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 – М., 1998. – 148 с.
Иванова М. А.